По данным регионального министерства информационных технологий и связи, Южный Урал вошел в тройку лидеров по активности внедрения «электронного правительства». Между тем, по мнению специалистов, электронные услуги в области не будут востребованы до тех пор, пока не будет создана соответствующая инфраструктура для их получения. О том, к чему может привести полный отказ от бумажного документооборота, и какое будущее ждет Южный Урал с внедрением электронных госуслуг, Агентству новостей «Доступ» рассказал представитель губернатора Челябинской области в Совете Федерации РФ Руслан Гаттаров.
- Руслан Усманович, как Вы оцениваете развитие информационных технологий на Южном Урале?
- В сфере создания «электронного правительства» регион с момента прихода Михаила Юревича на пост губернатора сильно продвинулся. Если раньше Челябинская область была в «черных списках», то сейчас она входит в число успешных и является одной из лучших на рынке электронных услуг.
Так, в Челябинской области успешно реализуется проект электронной очереди в детские сады, открываются многофункциональные центры оказания государственных услуг, работающие в режиме одного окна. Все эти вещи направлены на то, чтобы обращение жителей региона к государству стало комфортнее, проще и удобнее.
- Что способствует таким изменениям?
- В этом плане Челябинской области повезло с министром информационных технологий, который хорошо знает свое дело. Подчеркну, что он стал одним из главных экспертов комиссии Совета законодателей при Совфеде РФ по развитию информационного общества.
- По словам самого Дмитрия Тарасова, электронные государственные услуги не будут востребованы, пока не будет создана соответствующая инфраструктура для их получения. Как обстоят дела в Челябинской области?
- Отмечу, что если сравнивать ситуацию со средней по стране, инфраструктура в Челябинской области хорошо развита. Особенно в сравнении с Дальним Востоком или Сибирью. Но если посмотреть на Японию или Европу, то мы все же очень сильно от них отстаем. Например, там везде есть Wi-Fi: на площадях, в кафе, транспорте, – причем бесплатный и высокоскоростной. Государства вкладывают огромные деньги, чтобы интернет дошел до каждого жителя.
На мой взгляд, это правильно. К тому же, электронные услуги будут востребованы только тогда, когда люди будут понимать, что это удобно. А для этого нужно их мотивировать. В частности, за счет каких-либо бонусов. Например, если какая-то услуга платная, то при оформлении через интернет она стоит меньше. Или же если человек заполняет налоговую декларацию на сайте, то он может подать ее на две недели позже, чем в бумажном варианте. Так делают во многих развитых странах. Таким образом, постепенно можно будет перейти на электронный документооборот. Тем не менее, в настоящее время нет ни одного государства, которое полностью бы отказалось от бумажного документооборота.
- Означает ли это, что со временем бумажные носители информации полностью заменят на их электронные варианты?
- Это будущее, и от этого никуда не уйти. Нужно понимать, что вести двойной документооборот – бумажный и электронный – дорого. В настоящее время вкладываются большие деньги в создание информационных систем, порталов, развитие интернета, чтобы в последующем полностью отказаться от бумажных носителей и сократить число госслужащих. Перевод в онлайн госуслуг – пожалуй, самый активный инструмент административных реформ. Я не знаю другого такого же эффективного инструмента в органах госвласти.
- Если говорить о внедрении электронных услуг, какие перспективы есть у Челябинской области?
- Безусловно, этим необходимо заниматься, и надо наращивать темпы. И тогда через два-три года мы забудем, что такое стоять в очередях.
Беседовала Дарья Поникарова
