Златоустовская оружейная фабрика (Златоуст, Челябинская область), известная на весь мир своими гравюрами на стали, оказалась в эпицентре культурного скандала – по сообщению регионального Минкульта, из помещения завода пропали экспонаты, выставленные в ассортиментной комнате эталонных образцов. Ущерб культурному наследию страны превысил 1 млрд рублей. Но по словам руководства фабрики, такой комнаты в стенах предприятия не было. Подробнее – в материале Агентства новостей «Доступ».
ОРУЖЕЙНАЯ ПРОПАЖА
Во вторник, 9 апреля, министерство культуры Челябинской области распространило по всем местным СМИ сообщение о том, что из ассортиментной комнаты, располагавшейся в корпусе № 16 завода, где выставлялись образцы продукции за всю историю фабрики, пропало около 100 экспонатов гравюр и холодного оружия, общая стоимость которых составляет более 1 млрд рублей. В среду, 10 апреля, в УФСБ уточнили: количество похищенного госимущества, о местоположении которого не знают ни сотрудники фабрики, ни заведующий данной комнатой, превышает тысячу предметов. По данным Агентства новостей «Доступ», речь идет почти о 1 200 экспонатах, стоимость которых, по оценкам экспертов, превышает 1,5 млрд рублей.
Пропажу обнаружили еще в марте – после прокурорской проверки. Тревогу забили сотрудники Минкультуры России по УрФО, которые приехали на предприятие с плановой проверкой. Согласно данным Генпрокуратуры РФ, в январе 2013 года в корпусе завода в течение 20 дней они должны были проверять соблюдение требований законодательства в сфере музейного дела, а также правил хранения, учета и расходования прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ для обработки ценных экспонатов.
Руководство ЗАО «Златоустовская оружейная фабрика» запрошенные документы по ассортиментному кабинету контролерам не предоставило, сообщив, что такого помещения у них нет и никаких госценностей им не передавали. Это был первый случай в Челябинской области, когда проверяющие музейных комнат на заводах получили отказ.
«В прокуратуру обратилась заместитель руководителя Управления Минкульта России по УрФО с просьбой провести проверку по факту отсутствия ассортиментного кабинета эталонных образцов, образованного в 60-х годах XX века на бывшем Златоустовском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина и размещавшегося в корпусе № 16 на площади 3-го Интернационала. Факт его наличия подтверждается рядом актов приема и передачи музеем машиностроительного завода образцов изделий гравюр на стали в 1986-1988 годах», – рассказали в пресс-службе регионального надзорного ведомства.
По данным Агентства, еще в 2005 году, когда в ассортиментном кабинете проводили инвентаризацию, среди экспонатов недосчитались 132 экземпляров. По какой-то причине этот факт тогда не получил огласки.
ИСЧЕЗНУВШАЯ КОМНАТА
По словам гендиректора ЗАО «Златоустовская оружейная фабрика», депутата местного Собрания и заядлого коллекционера холодного оружия Валерия Томеи, в 2008 году, когда на базе обанкротившегося предприятия был организован новый завод, никакого ассортиментного кабинета в корпусе не было, а все, что демонстрировалось на экскурсиях и выставках, – коллекция, собранная фабрикой самостоятельно.
«Мы сделали на территории завода смотровую комнату, в которой разместили приобретенные у населения и в антикварных магазинах изделия, особенно производства до 80-х годов, и выпущенные нами образцы», – уверяет он в интервью Агентству, добавляя, что многие экспонаты приобретал лично.
Бизнесмен поясняет: в 2005 году на территории корпуса располагалась другая оружейная фабрика – завода «Булат». Предприятие обанкротилось, и ЗАО «ЗОФ» приобрело у него часть имущества.
Кроме того, в 2006 году Валерий Томея заключил с арбитражным управляющим обанкротившегося завода договор купли-продажи о приобретении в частную собственность 219 экспонатов музейной коллекции предприятия за 30 тыс. рублей.
«Действительно, такой договор есть. Это как раз изделия из ассортиментной комнаты. Но учтите, те 30 тыс. рублей, что были в то время, и сегодняшние – это разные суммы. Гравюры стоили на порядок дешевле, чем сейчас», – комментирует он.
Отметим, в видеоархивах и публикациях СМИ «смотровая комната» фигурирует и до образования ЗАО «ЗОФ». Существование ассортиментного кабинета зафиксировано в научной книге Никифоровой «Златоустовская гравюра на стали», выпущенной в 1992 году.
Согласно ей, коллекция ассортиментного кабинета граверного цеха Машиностроительного завода им. В. И. Ленина Златоуста начала собираться с 1975 года и включает местное художественное оружие XIX века, среди которого одна работа Ивана Бушуева, а также образцы златоустовской гравюры ХХ века.
«Коллекция показывает весь путь развития искусства златоустовских граверов, включает примерно 400 образцов холодного украшенного оружия и гравюры. Очень много экспонатов закуплено у населения Златоуста», – сообщается в издании.
Сейчас на месте кабинета – разобранное помещение: часть стен снесли, все покрыто пылью, пустые ящики, в которых раньше хранились некоторые экспонаты, сдвинуты в один угол, а на полу вместе со строительным мусором от культурных ценностей остались лишь таблички с указанием названия, автора и года создания шедевра.
Кроме них, о том, что здесь когда-то размещался уникальный музей, напоминают лишь те самые красные обои, которые можно встретить в рекламных роликах завода прежних лет.
БАНКРОТНАЯ ЦЕПОЧКА
На сайте нынешней Златоустовской оружейной фабрики (ЗАО «ЗОФ») говорится, что это старейшее предприятие Южного Урала, которое образованно в 1815 году и через два года отметит 200-летие. Впрочем, исторический завод давно потерял свое единство. В советские годы здесь был всемирно известный Златоустовский машиностроительный завод им. В.И. Ленина. С уходом советской власти в течение 20 лет предприятие делилось, переходило из рук в руки, здесь образовывалось множество ОАО, ЗАО, ООО.
«С конца 90-х годов предприятие пережило ряд преобразований. Сначала в результате приватизации в 1994 году образовалось ОАО "Булат". Но так как находившиеся на его территории музейные экспонаты, хранившиеся в ассортиментном кабинете, относятся к культурным ценностям, приватизации они не подлежали, соответственно, на баланс предприятия их не поставили», – рассказали в прокуратуре по результатам проверки, уточнив: тем не менее, у них есть доказательства того, что данный кабинет находился в упомянутом цехе.
В 1996 году фирма обанкротилась, и после конкурсного производства на ее месте на площади 3 Интернационала в 1999 году (по данным ЕГРЮЛ – в 2003 году) расположилась другая – ОАО «Завод "Булат"». При этом экспонаты кабинета, не состоявшие на балансе, но учтенные в специальном журнале, не вошли в конкурсную массу и, соответственно, по документам никому не перешли.
В 2005 году, по данным арбитражного суда, банкротство переживает уже ОАО «Завод "Булат"». Согласно материалам дела, со второй половины 2004 года предприятие не вело производственной и хозяйственной деятельности.
По словам конкурсного управляющего завода Игоря Золотухина, утвержденного на эту должность в июне 2006 года, на момент объявления банкротства и запуска конкурсного производства у фирмы отсутствовали все юридические, финансовые, бухгалтерские и налоговые документы. По факту их пропажи и розыска даже заводилось уголовное дело, гендиректор фирмы был осужден.
Отметим, за последнее десятилетие налоговые органы зарегистрировали по адресу пл. 3 Интернационала минимум десять фирм со схожими названиями, занимавшихся изготовлением оружия и гравюр на стали.
В 2002 году здесь образовались: ЗАО «Производственное объединение им. И. Бушуева», которое в 2011 году присоединилось к ЗАО «Центр имущественной логистики», а также ООО «Златоустовская оружейная фабрика» ОАО «Булат», в 2005 году признанное банкротом и ликвидированное в 2007 году.
С 2002 по 2010 годы здесь также появились ООО «Булат-Экспо», ООО «Булат-Маркет», профсоюзное общество, агроцентр и ряд других организации, включавших в свое название «Булат».
В 2005 году – ООО «Торговый дом "Златоустовская оружейная фабрика"». В 2008 – ЗАО «Златоустовская оружейная фабрика», расположившееся в том самом корпусе № 16 на пл. 3 Интернационала, где базировался ассортиментный кабинет. В 2010 году ЗАО возглавил Валерий Томея. Примерно тогда же в том же корпусе параллельно с фабрикой образуется ЗАО «Златоустовская гравюра на стали».
По словам гендиректора ЗАО «ЗОФ» Томеи, на сегодня оружейная фабрика располагается в арендуемом корпусе. По данным Агентства, арендодателем предприятия выступает то самое ЗАО «Центр имущественной логистики», некогда ставшее правопреемником ПО им. Бушуева. Примечательно, что летом 2011 года, по данным налоговой службы, фирма также начала процесс реорганизации юридического лица.
ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ВОПРОС
Упомянутая выше покупка у конкурсного управляющего экспонатов ассортиментной комнаты завода, равно как и нахождение самого корпуса № 16 в частной собственности вызывает вопрос у деятелей культуры.
Дело в том, что согласно статье 44 закона РФ, регламентирующего основы законодательства о культуре, «культурное наследие народов России, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, не подлежат приватизации». Вместе с ними нельзя передать в частную собственность помещения и здания, где расположены такие комнаты.
Как пояснил Агентству эксперт в области культуры, по закону все такие ценности, хранившиеся и выпускавшиеся на предприятиях до приватизации в 1996 году, являются собственностью государства.
Отметим, в банкротных делах арбитража неоднократно фигурируют корпуса и помещения, расположенные на территории бывшего Завода «Булат» на площади 3 Интернационала. В частности, в 2007 году территориальное управление Росимущества через суд требовало признать право собственности ОАО «Завод "Булат"» на 55 строений недействительным. При этом во всех делах корпус № 16 как находящийся в чьей-либо оспариваемой собственности ни разу не упоминался.
ЦЕННАЯ ПОТЕРЯ
По данным силовиков, в пропавшей коллекции были ценные экземпляры времен царской России, а также гравюры, панно, ружья, ножи, разнообразное холодное оружие и даже столовые приборы.
Ряд СМИ называют в числе потерь образец шашки Брежнева, шпагу Бушуева и меч маршала Гречко, стоимость которых превышает 1 млн рублей. Как поясняет Валерий Томея, в их музее были муляжи, которые завод ради пиара выдавал за оригиналы – настоящие же образцы шашки Брежнева, по его словам, вместе с самим подарком увезли в Москву.
Между тем, в сообщениях некоторых СМИ сохранились упоминания о двух точных копиях легендарной шашки Брежнева, хранящихся на златоустовском заводе. Так, в 2001 году в материале журналиста
«Шашку Брежнева решили украсить союзным гербом. В сентябре-декабре 1976 года златоустовцы подготовили три варианта. Два первых хранятся сейчас в ассортиментном кабинете завода. На эфесе окончательного варианта герб был из 43 граммов золота, там же расположилось около 30 бриллиантов», – отмечает он.
Часть списка шедевров именитых златоустовских мастеров из ассортиментного кабинета можно составить и по упомянутой книге Никифоровой. Согласно информации, изложенной в ней, кроме сабли Бушуева, в кабинете также хранятся несколько ценных работ 1930-х годов – изображения на всю величину пластины портрета или фигуры человека.
Отметим, редкая работа Бушуева попала в экспозицию завода случайно после семейного конфликта, разгоревшегося в доме местного жителя. Вместе с буяном в милиции оказалось и его оружие – сабля, клинок который был украшен батальной сценой 1812-1814 годов. Когда холодное оружие отправили на экспертизу, выяснилось, что это одна из немногочисленных работ Ивана Бушуева.
Еще один экспонат коллекции – кубок в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, созданный Геннадием Берсеневым при помощи Драгуна и Тарынина. Весь он украшен золотой орнаментальной росписью, в обрамлении которой по бокам кубка выгравированы картины из истории украинского народа. На верхнем кольце под крышкой – слова из гимна Советского Союза, по нижнему кольцу подставки – надпись «Братскому украинскому народу от трудящихся Челябинской области». Искусствоведы отмечают, что это значительное по своим тематическим и орнаментальным качествам произведение.
Также в ассортиментном кабинете хранились созданные Берсеневым в начале 1950-х годов рамка для фотографии и пластина с изображением реалистичного пейзажа; ряд экспериментальных работ Берсенева 1960-70 годов, например, диптих «Семья», на первой пластине которого изображены молодые мужчина и женщина, на второй – молодая семья с маленьким ребенком; одна из работ Олега Аверкина; две работы Нины Лохтачевой: на первой на круглой пластине изображены фрукты крупных размеров, вторая – декоративный поднос, выполненный в лучших традициях златоустовской гравюры.
Были среди экспонатов несколько совместных работ художников-граверов Анатолия Костюшева и Сергея Шептунова. Как отмечает автор книги, произведения этих художников, за исключением двух-трех находящихся в ассортиментном кабинете, увидеть практически невозможно, так как в большей степени они работали исключительно на заказ.
Кроме того, в кабинете выставлялось декоративное блюдо «Сказка», выполненное Анатолием Богачевым в 1975 году, и адмиральский кортик «Петр I», созданный этим же автором в 1984 году. «Эта вещь достойна восхищения. Все – начиная от формы и кончая украшением – выполнено с большим вкусом и мастерством. По своей художественной ценности она равнозначна лучшим образцам украшенного оружия 1820-1830 годов», – отмечает автор книги.
На рукояти кортика в овале портрет Петра I. Украшение богато, но в то же время сдержанно и дышит благородством. На перекрестье рукояти – голова льва с пышной гривой как символ силы и власти. На ножнах кортика изображены Нептун с трезубцем и морские нимфы.
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ
По словам мэра Златоуста Вячеслава Жилина, пропажа ценностей вызвала в городе беспокойство. «Коллекция является народным достоянием, культурной и исторической ценностью жителей. Ассортиментная комната – это собственность Российской Федерации», – подчеркнул он, добавив, что в настоящее время проводятся следственные мероприятия по установлению местонахождения исторических экспонатов, хранившихся на Златоустовской оружейной фабрике.
«Считаю, что выводы должны делать правоохранительные органы. По итогам проверки мы дополнительно проинформируем население», – заверил глава города.
Прокуратура по результатам проведенной проверки направила материалы в Главное следственное управление МВД РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по пункту «в» части 3 статьи 158 УК РФ (кража в крупном размере). Его оперативное сопровождение будет осуществлять УФСБ по Челябинской области.
Как отмечает культурное сообщество, среди пропавших экспонатов были серьезные культурные ценности, и для региона станет большой потерей, если их не найдут. В случае обнаружения коллекции Минкульт будет ходатайствовать о ее размещении в государственном хранилище.
Дарья Невзорова,
фото и видео из собственных
и открытых источников