Аккурат к новогоднему столу в Челябинск вернулись члены экипажа, под руководством бизнесмена и депутата южноуральского Заксобрания Владимира Горнова покорившего за восемь месяцев несколько морей и два океана – Индийский и Атлантический, пережившего девятибалльные шторма, депрессивную неделю штиля, обыски на Таити, встречу с племенем каннибалов и акулами и взявшего «эверест» всех мореходов – мыс Горн. Все подробности путешествия — в материале Агентства новостей «Доступ».
Кругосветка задумывалась ради того, чтобы установить барельефы Кутузова и Раевского на атоллах Анаа и Макемо (остров Раевского, остров Кутузова. – Прим. АН «Доступ») – островах архипелага Россиян, ныне относящихся к Французской Полинезии. Эти острова впервые открыла экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в июле 1820 года, и тогда же атоллы получили названия в честь выдающихся россиян – героев Отечественной войны 1812 года.
Намеченной кругосветки не получилось – помешали суровые зимние погодные условия и сроки возвращения. Тем не менее, поставленная задача выполнена, хотя экипажу пришлось приложить очень много усилий.
«Не так уж сильно нас там и любят, – объясняет Владимир Горнов. – Во-первых, полинезийцы считают, что никто их не открывал, и не подчиняются никаким законам – на французские они плевали с Эйфелевой башни. И уж тем более про россиян не знают – говорят, здесь жили миллион лет, со своими обычаями. Во-вторых, пришлось серьезно потрудиться при возведении монумента героям войны 1812 года. В официальной истории острова Макемо нет сведений о первом его европейском названии – остров Кутузова. Благодаря методической помощи Русского географического общества нам удалось доказать островитянам, что это действительно так. Ведь для того, чтобы построить этот монумент, надо было согласовать с местными властями его возведение – он на центральной площади у мэрии, с видом на океан. Это было очень сложно: температура воздуха – плюс 36 в тени, работали только ночью, каждый камушек надо было найти, принести, чем мы практически и занимались семь суток».
И все же участники похода благодарны героям Бородинского сражения, среди которых были и земляки – Третий Оренбургский батальон Уфимского полка (Челябинск тогда входил в Оренбургскую губернию. – Прим. АН «Доступ»). И контратакой бойцов именно этого батальона была отбита батарея Раевского. «Мы считаем, установка монументов Кутузову и Раевскому за пределами нашей Родины – очень и очень важный шаг. Особенно в этот юбилейный год. И посвятили мы эту работу всем тем, кто занимается ратным трудом в России, всем военным и всему гражданскому населению, которое вставало на защиту Отечества во времена войн», – добавляет капитан.
Что касается работы по заданию Русского географического общества, то как только будут доставлены образцы проб воды, почвы, камни, фотоотчеты – багаж со всем этим добром по ошибке улетел во Франкфурт, – в челябинском отделении РГО начнется изучение и систематизация новых данных.
В частности, как рассказал председатель регионального отделения РГО Сергей Захаров, на основе фотоотчетов об атмосферных явлениях в Челябинске планируется выпустить учебный атлас облаков, а в зависимости от результатов сбора проб воды – это работа по изучению загрязнения морей и океанов нефтепродуктами – уточнения ждут уже существующие общеприянтые классификационные таблицы.
«Ждем, конечно, двух специальных журналов наблюдений, почву с острова Пасхи – чтобы она поступила в дальнейшую работу по определению техногенных радионуклидов. Ожидаем, что они будут самые низкие на земле, но это еще зависит от места», – рассказал Сергей Захаров корреспонденту Агентства, добавив, что из-за того, что экспедиция не была завершена, пока челябинские географы не смогут получить описание побережий островов Маврикий и Мадагаскар и описание обстановки нефтяного загрязнения в Индийском и южной части атлантического океана. Но и тот большой объем, который отслежен, тоже будет весьма и весьма любопытен.
Члены экипажа яхты «Челябинск» признаются, что этот марш-бросок их сильно изменил. «Мы научились молчать, уважать молчание друг друга, общаться, не мешая и не напрягая друг друга, наверное, это самое главное», – поделился сокровенными мыслями Владимир Горнов.
«Штиль в океане продолжительный, да и психологически непросто – постоянное пребывание с одними и теми же людьми в закрытом пространстве, и погодные условия, из-за которых сломалась оттяжка гика и перестал работать один парус в Северном море – то есть подготовиться ко всему нельзя было. Зато оказалось достаточно времени, чтобы пересмотреть свое отношение к людям, к стране и своей роли в жизни», – рассказал корреспонденту Агентства новостей «Доступ» радист-переводчик Семен Иванов, добавив, что сам он еще раз утвердился в мысли, что в гостях хорошо, а дома – лучше.
Главе экипажа Владимиру Горнову, наверное, хорошо запомнится своеобразная работа его команды над ошибками, результатом которых стали неприятности с досмотром лодки челябинцев на острове Таити. По сигналу с соседнего острова Макемо таможенники Таити перевернули все вещи в каютах, несколько часов пытаясь найти оружие и наркотики, которыми якобы торговал экипаж, и не оставили команде времени на качественную подготовку к отбытию.
А еще в разговоре с местным населением была затронута тема людоедства. «Год назад на Маркизовых островах (это тоже Французская Полинезия) съели немца – они это занятие уважают до сих пор и очень не любят говорить об этом. Очень дружелюбные и ласковые, но при этом вечером они с удовольствием тебя пожарят и скушают. И еще одна наша ошибка – мы поймали двух акул там. Они же с акулами очень дружны, и у них паритет – друг друга не трогают. Мы, правда, отпустили акул – небольшую рифовую и белую, серьезную, больше двух метров – только сфотографировались. На память остался акулий зуб, которым она прокусила нашу резиновую лодку», – рассказывает капитан.
А еще Горнов признается: лично ему это длительное морское путешествие показало, что любая помощь нуждающемуся, как и спасение утопающего, – одинаково важно и для спасенному, и спасавшего: « К чему буду с удовольствием привыкать после столь долгого отсутствия – так это к реальной работе с людьми в партийной приемной. С теми, кому можешь оказать реальную помощь, – Иванову, Петрову, Сидорову, когда не решая глобальных проблем, просто можешь помочь человеку, который пришел со своей болью, трагедией или проблемой. Это такая душевная радость, когда смог оказать помощь ближнему».
В аэропорту Челябинска экипаж яхты встречала мощная группа поддержки. Обнять капитана – Владимира Горнова, известного челябинского бизнесмена и депутата Заксобрания, – прибыла вся его большая семья: 87-летняя мама, в почтительном возрасте открывшая для себя возможности Skype и благодаря интернету общавшаяся с сыном долгие месяцы разлуки, любимая жена, дети и внуки. Заинтересовавшейся возвращением отважного экипажа публики оказалось настолько много, что в первые минуты встречи она оттеснила семью Горновых, и близкие Владимира Горнова были вынуждены прорываться к нему сквозь стену камер и штативов.
К слову, из всего багажа мореходов в Челябинск благополучно добрались только образцы основных валют островитян и статуя одного из богов с острова Пасхи – бога Муайя.
По словам Горнова, такими фигурками уставлен весь остров: каждое племя и каждая семья в отдельности считает Муайя своим покровителем, и чем больше, выше и монументальнее будут эти скульптуры, тем больше защиты человеку.
В южноуральской столице статуэтка Муайя теперь будет «охранять» Русское географическое общество, в подарок которому и досталась.
Юрий Александров,
Оксана Лахина