По решению и.о. губернатора Бориса Дубровского в Челябинской области установлен самый низкий уровень роста тарифов ЖКХ за последние годы – 4,6%. Это также минимальный показатель во всем Уральском федеральном округе. При этом глава региона заявил, что сдерживание роста тарифов станет не разовой акцией, а долгосрочной программой в Челябинской области. О том, как она будет реализовываться, рассказал заместитель председателя южноуральского правительства Сергей Шаль.
- Сергей Вернерович, в чем суть долгосрочной программы по сдерживанию тарифов?
- Ограничение уровня тарифов уровнем инфляции – это федеральная политика, которую мы поддерживаем и транслируем. Для этого принята программа долгосрочного тарифного регулирования. Но сегодня логичнее говорить не столько о сдерживании тарифов, сколько о ликвидации перекрестного субсидирования.
Ни для кого не секрет, что сегодня население не оплачивает в полном объеме стоимость коммунальных ресурсов. По электроэнергии люди платят около 50% от себестоимости, остальное субсидируется за счет промышленных предприятий. В меньшей степени субсидируются водо- и теплоснабжение. Но промышленность не может до бесконечности дотировать граждан, это сдерживает ее развитие. Поэтому наша конечная задача – сделать, в конце концов, так, чтобы все платили по себестоимости.
Но как сказал Борис Александрович <Дубровский>, нужно не просто повышать тарифы, а пересмотреть подходы к формированию себестоимости ресурсов. Поэтому долгосрочное тарифное регулирование нужно понимать еще и как повышение эффективности работы ресурсоснабжающих организаций. То есть электрическая и тепловая энергия должна вырабатываться на новом современном оборудовании, сети должны быть модернизированы, потери должны постоянно снижаться, соответственно цены на коммунальные ресурсы должны быть не завышенными, а прозрачными и доступными.
Мы для себя поставили задачу – ликвидировать перекрестное субсидирование за два-три года. Механизмом ее реализации станет как рост тарифов для населения в понятных и прогнозируемых долгосрочных рамках, так и повышение эффективности работы поставщиков ресурсов.
- Пока перекрестное субсидирование сохраняется. И в 2014 году на компенсацию выпадющих расходов ресурсоснабжающих компаний потребуется 1 млрд 245 рублей из областного бюджета. Как они будут распределяться? Есть некоторое беспокойство по поводу того, что не все получат положенные деньги.
- 1 млрд 245 млн – это сумма субсидий, которая будет выплачена из бюджета Челябинской области в адрес поставщиков ресурсов, в первую очередь, производителей тепловой и электрической энергии. У нас уже есть опыт по предоставлению этих субсидий с прошлого года. Деньги выплачиваются по факту потребления, только на основании документов, предоставленных поставщиком ресурсов в Единый тарифный орган.
Хочу сказать, что по итогам второго полугодия 2013 года проводилась проверка Контрольно-счетной палаты. Значительных замечаний не было, кроме того, что не все компании предоставили документы в срок. По цифрам претензий никаких, поэтому с уверенностью могу сказать, что эти деньги будут подконтрольны и использованы исключительно по целевому назначению.
- У нас в регионе уже не первый год пытаются ликвидировать «перекрестку». А где-нибудь с этим справились?
- Я помню, еще в 2004 году у нас была трехлетняя программа ликвидации «перекрестки». В отдельных регионах с этой задачей справились, например, в Курганской области нет «перекрестки» ни по видам энергии, ни по видам поставщиков. Но при этом там более высокие тарифы. Есть регионы с еще большей степенью «перекрестки», чем у нас. У всех на устах пример Москвы, где дотируется очень много. Достаточно разношерстная картинка в целом по стране, но успешный опыт есть.
- Рост тарифов с 1 июля в среднем по области составил 4,6%. Челябинск попал в повышенную тарифную зону – 5,2%. Почему?
- По Челябинску рост выше, потому что здесь действует самый низкий тариф на тепловую энергию по всей области. Соответственно, даже с учетом этого чуть большего роста тариф по-прежнему останется самым низким. Так как платеж за тепло самый значительный, нам все равно удастся удержать тарифы на доступном для населения уровне.
- Как обстоит ситуация с долгами населения за коммунальные ресурсы?
- Задолженность населения за все ресурсы остается достаточно высокой, на сегодняшний день сумма долга составляет 1 млрд 300 млн рублей. Это деньги, которые недополучают поставщики ресурсов, которые и так уже ограничены. В связи с этим мы намерены выходить с инициативой о том, чтобы устанавливать льготные тарифы на тепло и электроэнергию только для тех, у кого нет задолженности за коммунальные ресурсы. Сейчас такие тарифы действуют для всех. Отмечу, что подобная норма уже введена в отношении субсидий на оплату услуг ЖКХ. Сегодня их могут получить только те собственники жилья, которые добросовестно платят по всем счетам.
- Насколько сами ресурсоснабжающие организации готовы пересмотреть подходы к формированию себестоимости?
- Конечно, ресурсоснабжающие организации, как частный бизнес, в первую очередь, заинтересованы в повышении своей прибыли. Итогом того, что у нас в области самые низкие тарифы по УрФО, становятся постоянные жалобы на нас в контрольно-ревизионное управление Федеральной службы по тарифам, в суды, некоторые из которых мы проигрываем.
Заинтересованность есть исключительно у населения и у нас, у власти. Поэтому основная задача Единого тарифного органа – стимулировать поставщиков ресурсов к экономии затрат и повышению эффективности. Выглядит это так. Они подают заявку на миллиард, мы ее рассматриваем и принимаем только 800 млн. Вот тогда и появляется стимул, поскольку у ресурсоснабжающих компаний есть обязательства перед своими акционерами: они все равно какую-то норму прибыли должны показывать. Только после того как мы ограничим их в цене, они будут думать о повышении эффективности. Ведь каждый из нас – исходя из своих возможностей – думает об экономии: воду закрывает, свет выключает. Также и у них есть подобные специальные программы. Но мы должны постоянно их стимулировать к этому.
Записала Мария Станковская