Челябинские джазмены приняли участие в Международном фестивале диксиленда в Дрездене. Это один из самых значительных в мире форумов традиционного джаза, в котором участвуют коллективы из Германии, Дании, Великобритании, Нидерландов, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Венгрии. Россию на мировой джазовой сцене с блеском представлял «Уральский диксиленд», единственный в этом году российский ансамбль. Его руководитель – известный гитарист, вокалист и композитор – Валерий Сундарев в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказал о самых ярких моментах большого музыкального события.
- Валерий Петрович, поздравляю Вас с успешным выступлением в Дрездене. Говорят, Вы там в буквальном смысле дали джазу?
- Мы, в общем-то, везде производим впечатление, и даже фурор. Очень хорошо нас принимали, очень тепло. Иногда даже эмоции слушателей перехлестывались через край – это, безусловно, приятно для любого исполнителя… У нас была хорошая программа. Мы старались подчеркнуть нашу аутентичность – играли классические диксиленды в собственных аранжировках и интерпретациях, музыку советских композиторов и русскую народную музыку, тоже адаптированную в диксилендовском стиле.
- Какой момент из прошедшего фестиваля запомнился Вам больше всего? Ансамбли из каких стран и городов поразили, может быть, программой, звуком, техникой, артистизмом?
- Было много коллективов из 14 стран. Лично мне очень понравились шведы. Это достаточно возрастной состав – им около и за 70. Они все выходили на сцену с сутулыми плечами, ноги не поднимались. Но как только начиналась музыка – пожилые музыканты в одночасье преображались – и в физическом, и в эмоциональном плане. Их глаза начинали блестеть, спина распрямлялась. Может, не так они технично играли – все-таки есть возрастные ограничения для духовиков-исполнителей. Но это было очень эмоционально, ярко, здорово. А остальные составы были «ровными» – мне кажется, что все коллективы, приглашенные на этот фестиваль, были достойны его.
Фестиваль Диксиленд – крупнейший в Европе джазовый и блюзовый фестиваль, с 1971 года ежегодно проходит в Дрездене во вторую неделю мая. Ежегодно фестиваль Диксиленд собирает множество музыкальных коллективов из нескольких десятков стран мира. Мероприятия фестиваля проходят по всему Дрездену на более чем 50 музыкальных площадках и привлекают около 500 тыс. зрителей. На фестивале можно услышать Old Time Jazz, буги, блюз, свинг и другие джазовые направления.
- Однажды Вы сказали, что для Вас самое ценное и дорогое в любом музыкальном фестивале, где бы он ни проводился, это общение с коллегами-музыкантами, и на музыкальном уровне, и на бытовом – в кулуарах. В этот раз удалось насладиться беседами?
- Да, конечно, мы много общались, вместе играли. У нас были и официальные сейшены, когда мы совершенно без подготовки играли джазовые стандарты. Причем двумя-тремя составами. И естественно, общались не только на сцене, но и в кулуарах. Я бы сказал имена моих товарищей-музыкантов, но они известны в очень узких кругах. Названия коллективов ничего никому не скажут. Потому что круг любителей такой музыки очень маленький. Мы общались и с немцами, и с датчанами, и с чехами – перед выходом на сцену, между концертами.
Были и два официальных приема. Вначале собрали руководителей ансамблей, а затем была сделана великолепная вечеринка, посвященная закрытию фестиваля. Музыканты пришли с инструментами и играли в свое удовольствие, общаясь на музыкальном и бытовом уровне, рассказывали нам о своей жизни, а мы – о своей. Это был один из лучших моментов нашего путешествия. Непринужденная, веселая беседа.
- А у нас в Челябинске есть место, где негласно собирается профессиональная музыкальная тусовка? Чтобы случайный обыватель мог перекинуться с вами парой-тройкой слов…
- Это бывает, но с каждым годом все реже и реже. Потому что, как говорится, волка ноги кормят, поэтому времени для общения почти не остается. У нас же, как и у вас, журналистов: праздничные и выходные дни – самый пик работы. Это у нормальных людей – отдых и встречи.
Впрочем, иногда мы собираемся в пабе Harat's. Нам предоставляют вечер. Мы приходим туда с инструментами и устраиваем джемы. Да, случайные люди очень удивляются, хотя в соцсетях оповещение есть, что будет такое мероприятие.
- Будет ли джаз этим летом в Челябинске? Как планируете провести жаркий сезон?
- Сейчас мы готовим новую программу под названием La Vie Еn Rose («Жизнь в розовом цвете»). Это будут эстрадные песни Европы 70-80-х годов на испанском, итальянском, французском и английском языках. Это большой проект с участием оркестра «Классика» и диксиленда. Сделаны новые аранжировки, в том числе, мои авторские.
Премьера – сегодня, 29 мая.
В первых числах июня пройдет традиционный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». Затем у моего трио будет концерт 27 июня. Потом – отпуск. Будут детские концерты в рамках воскресной филармонии.
А 1 июля нас пригласили на крупный фестиваль в Екатеринбург. Там мы будем исполнять свою авторскую музыку.
Фото Михаила Зацепина