Учитель математики Петр Земсков за неполный год набрал огромную аудиторию в Tik-tok и YouTube, решая задачи из школьной программы. Ролики набирают большое количество просмотров, дети и взрослые по всей стране вместе с ним решают сложные примеры и уравнения. О том, как добился успеха, почему важно знать математику и что он думает о современном образовании, Петр Земсков рассказал Агентству новостей «Доступ».
- Петр Алексеевич, большинство учащихся уверены, что математика не пригодится им в дальнейшей жизни. Может ли этот предмет чем-то помочь в будущем?
- Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, математика – часть мировой культуры, как музыка, живопись, литература, и уже этого достаточно, чтобы ее изучать. Если рассматривать более узко, то пока идет обучение в школе, ребенок учится решать разные задачи путем составления ее модели, получая механизм решения. Предположим, человек выбирает работу. Тогда он определяет условия: уровень зарплаты, коллектив, удаленность от дома, – и исходя из них, проверяет, подходит ли ему это место для трудоустройства. Именно этому, по сути, и учит математика. Скажем, забудешь посчитать, время до работы, а оно окажется четыре, самая лучшая работа будет адом. Кроме того, есть узкоспециальное предназначение математики: строительство, приготовление пищи, когда мы выбираем пропорции. Самое интересное, что человек может ничего не понимать в математике, но все равно ее применять.
- То есть математика – это не только дроби и интегралы, но и возможность в будущем правильно структурировать мысли и развивать логику?
- Именно. Например, в юриспруденции нечего делать человеку, который не понимает структуру построения геометрической науки.
- Как вам пришла идея обучать математике в Tik-Tok? Не боялись, что такой контент мог показаться аудитории неуместным?
- Во-первых, я начал заниматься этим в том возрасте, когда вообще почти нечего бояться. В Tik-Tok зашли в январе 2021 года, когда эта соцсеть уже начала набирать обороты. В 2020 году, несмотря на многочисленные предложения от школьников, понимали, что еще рано, так как сеть была переполнена бестолковым контентом. А вот уже с начала 2021 года я ощутил потребность людей в образовательном насыщении. В первый месяц выкладывали до семи роликов.
- То есть инициаторами вашего появления в Tik-Tok стали ученики? Как они относятся к тому, что у них такой учитель?
- Представим, что человек живет рядом с Ниагарским водопадом. И относится к этому, как к данности. Он же не будет каждый раз восхищаться этим. Вот и ученики воспринимают это примерно так же: «Да, у него есть Tik-Tok, он крутой блогер». Думаю, внутренне они рады, может, даже где-то хвастаются, гордятся. В целом, я такой же обычный учитель, может, не самый добрый, ведь преподавание – это не только веселые уроки, а еще и организация самостоятельных и домашних работ, дифференцированное обучение.
- Как относятся к вашей внешкольной деятельности коллеги? Не обращались за советом, как развивать свои соцсети?
- Есть коллеги, которые подписаны на меня и с интересом наблюдают, высказывают доброжелательные или критические комментарии. Есть те, кто считает, что я кривляюсь, но тоже хотят попробовать. Правда, мало кто берется. Если посмотреть соцсети учителей, то можно увидеть, что часть из них просто показывает смешные сценки, комичные ситуации из своей жизни. У меня же доска, мел и объяснение примера или темы точно так же, как и на уроке. Отличительная черта нашего канала – проведение обычного урока, только онлайн. Потому и удивителен этот внезапный успех, несмотря на отсутствие «заигрывания» со зрителем, а даже наоборот, наличие некой агрессивной атаки. Я говорю: «Порешай со мной», требую, чтобы человек не отвлекался, смотрел и учил правила. Поэтому, если мне говорят, что в роликах я кривляюсь, я понимаю, что человек не видел ни одного.
- Конкретно образовательный контент?
- Абсолютно. Иногда возникает ощущение, что являюсь репетиром всея Руси.
- На просторах любой соцсети встречаются недоброжелатели, так называемые хейтеры. Как относитесь к ним? Пытаетесь ли как-то бороться с негативом?
- Хейтер – это тот, кто дает неконструктивную критику, хает все подряд. Например, если человек увидел ошибку, недочет в моем объяснении, значит, я выпускаю ролик, где устраняю нюансы, либо пишу этому человеку, благодарю. Если же это хейтеры… На неконструктивные комментарии, где нормативная лексика, никак не реагирую, если же имеется нецензурная брань – просто удаляю. У меня есть поддержка семьи, друзей, коллег, поэтому хейтеры не смогут меня сбить с пути.
- И все же негативные комментарии как-то могут повлиять на выпуск роликов. Где берете вдохновение для съемки?
- В какой-то момент я подумал, что было бы здорово делать выжимку из уроков, сложных тем. Я делаю ролик, где подробно объясняю решение, выкладываю, и тогда мои ученики могут готовиться к следующему занятию, контрольной по моему пособию, требованиям. Это было первой мотивацией для съемки. Второе – стало интересно, так как съемка стала некой отдушиной в моей работе учителя, механизмом против выгорания. Многие учителя жалуются, что дети не понимают, как решать какие-либо задачи, а ведь уже хочется приступать к другим интересным темам. А благодаря роликам – пожалуйста, берите интересную задачу, решайте. Наверное, это и объясняет большие просмотры – люди видят, что я сам заинтересован в поиске ответа на поставленную задачу, фанатею от нее. Кроме того, у меня есть огромная поддержка от семьи. В роли оператора роликов выступает жена.
- Получается, что без поддержки семьи вы не добились бы такого успеха?
- Совершенно точно. Любому начинающему блогеру нужна поддержка. Представьте: ты фанатеешь от чего-то, а людям вокруг все равно, что ты делаешь. Если самые близкие люди тебя не поддерживают, кто долго так протянет? Думаю, мало кто.
- Петр Александрович, где вы берете идеи для съемки?
- Мне гораздо проще, ведь математика существует давно и задач, которые можно решать, бесконечно много. Поэтому если я возьму какую-либо тему, то смогу решить по ней большое количество задач. Когда я только начал снимать для Tik-Tok, то за две недели выдал всю программу за 7 класс, включая теорию и решение.
- Можно сказать, что математика – это неисчерпаемый ресурс для идей?
- Именно так.
- Если не математика, то какой предмет вы бы вели?
- Физкультуру. Потому что математика и физическая культура – это те две вещи, которые ведут к полноценной, хорошей, счастливой жизни, где математика отвечает за голову, физическая культура – за тело. Но кстати, математика тоже отвечает за тело, потому что, решая задачи, мы развиваем мозг, благодаря чему нарабатываются нейронные связи, отвечающие за дыхательную, нервную и другие системы. Поэтому надо заниматься двумя предметами – математикой и физкультурой. Вообще можно не проверять другие уроки, по моему мнению, кроме математики, потому что совершенно точно: успех в математике ведет к успеху в других предметах и жизни.
- А если бы вы стали министром образования, что бы изменили в современной школе?
- Наверное, чтобы люди занимались настоящей работой: чтобы не было отписок о мероприятиях, каких-то отчетов о проведении чего-то, а чтобы все было направлено на реальную деятельность. Гораздо легче провести еще один урок, чем написать отчет.
- То есть вы бы полностью отошли от бюрократии?
- Да, уже ведь XXI век.
- Согласны с тем, что современное образование направлено на заучивание материала и не прививает школьникам интерес к предметам?
- Думаю, что учителя и сами хотят того, чтобы ребенок проявлял интерес, но порой складывается впечатление, что педагог больше заинтересован в результате тех же ЕГЭ и ОГЭ, чем ребенок. Чтобы сдать экзамены, нужно тренироваться. Это как в спорте – тренер показал прием, а потом сказал тысячу раз повторить. И только Александр Карелин выполнил задание и стал олимпийским чемпионом. Так же и в учебе.
Может, я учитель еще старой формации, когда у нас была цепочка «навык – знание – умение – навык». Например, человек получил права, но продолжает брать уроки у инструкторов или знакомых. То есть человек за три месяца не выучил несколько простых действий. Так же и дети, им нужна мотивация. Почему у многих возникают проблемы с математикой? Это ступенчатая наука, и без знания одной темы нельзя выучить другую. Поэтому и важно заучивать, чтобы было понимание.
- Много разговоров про ЕГЭ: кто-то положительно относится к такой форме экзамена, кто-то, наоборот, просит отменить. Как вы считаете: нужен ли нам такой формат или лучше вернуться к советской форме сдачи экзаменов?
- Однозначно сказать нельзя: не было лучше, не было хуже. Возможно, детям было проще сдавать экзамен в своей школе, где учитель мог помочь, вытянуть хотя бы на тройку. ЕГЭ же – это демократичный экзамен, сдав который, с легкостью можно поступить в любой вуз страны. Сейчас дети знают, какие задания будут на экзамене, поэтому достаточно просто знать механизм решения. В советское время никто даже не подозревал, какую задачу предстоит решить, учителя только предполагали, поэтому и приходилось учить все.
- Может, именно поэтому в советское время люди и стремились выучить материал? Сейчас это больше похоже на натаскивание на экзамены.
- Так и есть. Задания не просто известны заранее, а известны буквально, с точностью до цифры. Но все-таки, чтобы решить все задания, нужно обладать знаниями, ведь ЕГЭ – сложный экзамен, поэтому важно, чтобы понимание решения было.
- Принято делить людей на технарей и гуманитариев. Можно ли привить интерес к математике человеку, который далек от нее?
- Здесь нужно заходить через успех, душевную радость, потому что кайф от решения задачи ни с чем не сравнить. Все ведь любят головоломки, так почему бы не подкинуть ее или увлечься самому? Так у ребенка и проявится интерес к точным наукам, и отложится материал. Важно помогать запускать мысленный процесс при помощи игры в том числе, а не делать все за него, давая готовое решение. Кроме того, нужно отказаться от черновиков и постоянных переписок того же домашнего задания, чтобы математика не была пыткой.
- Значит, родители могут сами отбить интерес к учебе?
- Сейчас получится, что я пытаюсь свалить на них всю ответственность. У меня есть видео, где я говорю: «Родители считают, что школа ничему не учит. Учителя думают, что родители дома не занимаются с ребенком. А ребенок считает, что ни родители, ни учителя его не понимают». Вот так все и взаимодействуют, считая, что никто ни в чем не виноват.
- Современный учитель – какой он? Что должен знать и уметь, чтобы называться лучшим?
- Слышал, что учитель должен быть разным, любить детей, быть воспитанным, но наверное, все это вместе можно назвать – высоконравственный. Был эпизод, когда мы задали такой же вопрос своему преподавателю для стенгазеты, на что он и дал такой ответ. Мы спросили: «А как же знать предмет?», на что он ответил: «Если ты не знаешь математики, будучи высоконравственным, тебе же совесть не позволит пойти преподавать ее!» Так же и про любовь к детям – если ее нет, ты не пойдешь в школу учить их, а выберешь профессию, где их нет. То есть в понятие «высоконравственный» входит все: и работать по своей профессии, и развиваться, и детей любить.
Беседовала Екатерина Кирилова