Движение по Комсомольскому проспекту в Челябинске частично ограничено
сегодня, 12:30 Общество
За неделю в Челябинской области пьяными за рулем поймались 254 водителя
сегодня, 12:27 Общество
Каток в челябинском парке имени Юрия Гагарина планируют открыть 30 декабря
сегодня, 12:17 Общество
На северо-западе Челябинска маршрутка с пассажирами выскочила на тротуар
сегодня, 12:06 Происшествия
Южноуральские конькобежцы завоевали медали чемпионата России 
сегодня, 11:57 Общество
Челябинец Денис Коротаев стал победителем Russian Judo Tour
сегодня, 11:46 Общество
Роструд рассказал, почему суббота на этой неделе будет рабочая
сегодня, 11:34 Общество
В шестую годовщину обрушения дома в Магнитогорске пройдут траурные мероприятия
сегодня, 11:21 Общество
Силовики устроили массированную проверку иностранцев в пригороде Челябинска
сегодня, 10:56 Общество
Женщина погибла на трассе в Челябинской области в результате неудачного обгона
сегодня, 10:44 Происшествия
Назначен заместитель главы Челябинска по экономическому развитию и инвестициям
сегодня, 10:36 Политика
Жители Челябинской области на 20% стали больше зарабатывать и на 12% больше потреблять
сегодня, 10:29 Экономика
За минувшие выходные в Челябинске задержали 39 нетрезвых водителей
сегодня, 10:19 Общество
Двое южноуральцев стали миллионерами, купив лотерейные билеты на почте
сегодня, 10:11 Финансы
С виновника ДТП с тремя погибшими в Челябинской области требуют 10 млн
сегодня, 10:03 Общество
Качество воздуха в Челябинской области будут мониторить еще 2 экопоста
сегодня, 09:39 Общество
ММК увеличил объем закупок импортозамещающего оборудования
сегодня, 09:23 Экономика
Водитель ВАЗа погиб под Челябинском после лобового тарана иномарки
сегодня, 09:14 Происшествия
Челябинская область стала 25-й в рейтинге по социально-экономическому развитию в 2024 году
сегодня, 08:45 Общество
Пшеницын станет председателем Контрольно-счетной палаты Челябинской области с 10 января
сегодня, 07:50 Политика
Россиян ждет последняя в 2024 году рабочая и шестидневная неделя
сегодня, 07:29 Общество
Теплый сектор североатлантического циклона определит погоду на Южном Урале 23 декабря
сегодня, 07:15 Общество
Поезд Деда Мороза в Челябинске посетили 12,6 тыс. человек
вчера, 21:31 Общество
Три грузовика столкнулись на трассе М-5 в Челябинской области, движение остановлено
вчера, 21:21 Происшествия
Отключения воды, газа и электричества в Челябинске 23 декабря
вчера, 18:51 Общество
В выходные на Южном Урале повторно пьяными за рулем поймали 16 водителей
вчера, 18:42 Общество
Бастрыкина в очередной раз возмутили стаи бродячих животных в Челябинске
вчера, 17:21 Общество
Как накрыть правильный новогодний стол: отпраздновать и не переесть
вчера, 16:47 Общество
В Челябинской области за два года появилось 32 лотерейных миллионера
вчера, 16:34 Общество
Челябинец пытался передать знакомой в спецприемник МВД наркотик, спрятанный в хлеб
вчера, 14:57 Общество
В одной из деревень Челябинской области закрывают школу и спортзал, жители возмущены
вчера, 13:52 Общество
Крепких морозов до Нового года на Урале не прогнозируется, сообщила главный синоптик
вчера, 13:02 Общество
Два человека пострадали в лобовом столкновении легковых автомобилей под Челябинском
вчера, 11:43 Происшествия
Почти весь Коркинский округ 23 декабря останется без воды
вчера, 11:35 Общество
В Челябинске бизнесвумен, решив заработать на криптовалюте, потеряла 1,2 млн
вчера, 11:27 Происшествия
Власти просят сигнализировать о плохой уборке снега в Челябинске
вчера, 11:14 Общество
Температура воздуха в Челябинской области «замерла» на сутки
вчера, 09:23 Общество
Православные 22 декабря отмечают событие, положившее начало спасению мира
вчера, 08:33 Общество
В Арт-сквере Челябинска открыли бесплатный каток с теплой раздевалкой
вчера, 08:19 Общество
Бастрыкин изучит приговор участникам драки в Образовательном центре № 5 Челябинска
вчера, 07:56 Общество

Петр Земсков, математик из Tik-Tok: Кайф от решения задачи ни с чем не сравнить

Интервью
20 декабря 2021 года, 07:51
- T +

Учитель математики Петр Земсков за неполный год набрал огромную аудиторию в Tik-tok и YouTube, решая задачи из школьной программы. Ролики набирают большое количество просмотров, дети и взрослые по всей стране вместе с ним решают сложные примеры и уравнения. О том, как добился успеха, почему важно знать математику и что он думает о современном образовании, Петр Земсков рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Петр Алексеевич, большинство учащихся уверены, что математика не пригодится им в дальнейшей жизни. Может ли этот предмет чем-то помочь в будущем?

- Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, математика – часть мировой культуры, как музыка, живопись, литература, и уже этого достаточно, чтобы ее изучать. Если рассматривать более узко, то пока идет обучение в школе, ребенок учится решать разные задачи путем составления ее модели, получая механизм решения. Предположим, человек выбирает работу. Тогда он определяет условия: уровень зарплаты, коллектив, удаленность от дома, – и исходя из них, проверяет, подходит ли ему это место для трудоустройства. Именно этому, по сути, и учит математика. Скажем, забудешь посчитать, время до работы, а оно окажется четыре, самая лучшая работа будет адом. Кроме того, есть узкоспециальное предназначение математики: строительство, приготовление пищи, когда мы выбираем пропорции. Самое интересное, что человек может ничего не понимать в математике, но все равно ее применять.

- То есть математика – это не только дроби и интегралы, но и возможность в будущем правильно структурировать мысли и развивать логику?

- Именно. Например, в юриспруденции нечего делать человеку, который не понимает структуру построения геометрической науки.

- Как вам пришла идея обучать математике в Tik-Tok? Не боялись, что такой контент мог показаться аудитории неуместным?

- Во-первых, я начал заниматься этим в том возрасте, когда вообще почти нечего бояться. В Tik-Tok зашли в январе 2021 года, когда эта соцсеть уже начала набирать обороты. В 2020 году, несмотря на многочисленные предложения от школьников, понимали, что еще рано, так как сеть была переполнена бестолковым контентом. А вот уже с начала 2021 года я ощутил потребность людей в образовательном насыщении. В первый месяц выкладывали до семи роликов.

- То есть инициаторами вашего появления в Tik-Tok стали ученики? Как они относятся к тому, что у них такой учитель?

- Представим, что человек живет рядом с Ниагарским водопадом. И относится к этому, как к данности. Он же не будет каждый раз восхищаться этим. Вот и ученики воспринимают это примерно так же: «Да, у него есть Tik-Tok, он крутой блогер». Думаю, внутренне они рады, может, даже где-то хвастаются, гордятся. В целом, я такой же обычный учитель, может, не самый добрый, ведь преподавание – это не только веселые уроки, а еще и организация самостоятельных и домашних работ, дифференцированное обучение.

- Как относятся к вашей внешкольной деятельности коллеги? Не обращались за советом, как развивать свои соцсети?

- Есть коллеги, которые подписаны на меня и с интересом наблюдают, высказывают доброжелательные или критические комментарии. Есть те, кто считает, что я кривляюсь, но тоже хотят попробовать. Правда, мало кто берется. Если посмотреть соцсети учителей, то можно увидеть, что часть из них просто показывает смешные сценки, комичные ситуации из своей жизни. У меня же доска, мел и объяснение примера или темы точно так же, как и на уроке. Отличительная черта нашего канала – проведение обычного урока, только онлайн. Потому и удивителен этот внезапный успех, несмотря на отсутствие «заигрывания» со зрителем, а даже наоборот, наличие некой агрессивной атаки. Я говорю: «Порешай со мной», требую, чтобы человек не отвлекался, смотрел и учил правила. Поэтому, если мне говорят, что в роликах я кривляюсь, я понимаю, что человек не видел ни одного.

- Конкретно образовательный контент?

- Абсолютно. Иногда возникает ощущение, что являюсь репетиром всея Руси.

- На просторах любой соцсети встречаются недоброжелатели, так называемые хейтеры. Как относитесь к ним? Пытаетесь ли как-то бороться с негативом?

- Хейтер – это тот, кто дает неконструктивную критику, хает все подряд. Например, если человек увидел ошибку, недочет в моем объяснении, значит, я выпускаю ролик, где устраняю нюансы, либо пишу этому человеку, благодарю. Если же это хейтеры… На неконструктивные комментарии, где нормативная лексика, никак не реагирую, если же имеется нецензурная брань – просто удаляю. У меня есть поддержка семьи, друзей, коллег, поэтому хейтеры не смогут меня сбить с пути.

- И все же негативные комментарии как-то могут повлиять на выпуск роликов. Где берете вдохновение для съемки?

- В какой-то момент я подумал, что было бы здорово делать выжимку из уроков, сложных тем. Я делаю ролик, где подробно объясняю решение, выкладываю, и тогда мои ученики могут готовиться к следующему занятию, контрольной по моему пособию, требованиям. Это было первой мотивацией для съемки. Второе – стало интересно, так как съемка стала некой отдушиной в моей работе учителя, механизмом против выгорания. Многие учителя жалуются, что дети не понимают, как решать какие-либо задачи, а ведь уже хочется приступать к другим интересным темам. А благодаря роликам – пожалуйста, берите интересную задачу, решайте. Наверное, это и объясняет большие просмотры – люди видят, что я сам заинтересован в поиске ответа на поставленную задачу, фанатею от нее. Кроме того, у меня есть огромная поддержка от семьи. В роли оператора роликов выступает жена.

- Получается, что без поддержки семьи вы не добились бы такого успеха?

- Совершенно точно. Любому начинающему блогеру нужна поддержка. Представьте: ты фанатеешь от чего-то, а людям вокруг все равно, что ты делаешь. Если самые близкие люди тебя не поддерживают, кто долго так протянет? Думаю, мало кто.

- Петр Александрович, где вы берете идеи для съемки?

- Мне гораздо проще, ведь математика существует давно и задач, которые можно решать, бесконечно много. Поэтому если я возьму какую-либо тему, то смогу решить по ней большое количество задач. Когда я только начал снимать для Tik-Tok, то за две недели выдал всю программу за 7 класс, включая теорию и решение.

- Можно сказать, что математика – это неисчерпаемый ресурс для идей?

- Именно так.

- Если не математика, то какой предмет вы бы вели?

- Физкультуру. Потому что математика и физическая культура – это те две вещи, которые ведут к полноценной, хорошей, счастливой жизни, где математика отвечает за голову, физическая культура – за тело. Но кстати, математика тоже отвечает за тело, потому что, решая задачи, мы развиваем мозг, благодаря чему нарабатываются нейронные связи, отвечающие за дыхательную, нервную и другие системы. Поэтому надо заниматься двумя предметами – математикой и физкультурой. Вообще можно не проверять другие уроки, по моему мнению, кроме математики, потому что совершенно точно: успех в математике ведет к успеху в других предметах и жизни.

- А если бы вы стали министром образования, что бы изменили в современной школе?

- Наверное, чтобы люди занимались настоящей работой: чтобы не было отписок о мероприятиях, каких-то отчетов о проведении чего-то, а чтобы все было направлено на реальную деятельность. Гораздо легче провести еще один урок, чем написать отчет.

- То есть вы бы полностью отошли от бюрократии?

- Да, уже ведь XXI век.

- Согласны с тем, что современное образование направлено на заучивание материала и не прививает школьникам интерес к предметам?

- Думаю, что учителя и сами хотят того, чтобы ребенок проявлял интерес, но порой складывается впечатление, что педагог больше заинтересован в результате тех же ЕГЭ и ОГЭ, чем ребенок. Чтобы сдать экзамены, нужно тренироваться. Это как в спорте – тренер показал прием, а потом сказал тысячу раз повторить. И только Александр Карелин выполнил задание и стал олимпийским чемпионом. Так же и в учебе.

Может, я учитель еще старой формации, когда у нас была цепочка «навык – знание – умение – навык». Например, человек получил права, но продолжает брать уроки у инструкторов или знакомых. То есть человек за три месяца не выучил несколько простых действий. Так же и дети, им нужна мотивация. Почему у многих возникают проблемы с математикой? Это ступенчатая наука, и без знания одной темы нельзя выучить другую. Поэтому и важно заучивать, чтобы было понимание.

- Много разговоров про ЕГЭ: кто-то положительно относится к такой форме экзамена, кто-то, наоборот, просит отменить. Как вы считаете: нужен ли нам такой формат или лучше вернуться к советской форме сдачи экзаменов?

- Однозначно сказать нельзя: не было лучше, не было хуже. Возможно, детям было проще сдавать экзамен в своей школе, где учитель мог помочь, вытянуть хотя бы на тройку. ЕГЭ же – это демократичный экзамен, сдав который, с легкостью можно поступить в любой вуз страны. Сейчас дети знают, какие задания будут на экзамене, поэтому достаточно просто знать механизм решения. В советское время никто даже не подозревал, какую задачу предстоит решить, учителя только предполагали, поэтому и приходилось учить все.

- Может, именно поэтому в советское время люди и стремились выучить материал? Сейчас это больше похоже на натаскивание на экзамены.

- Так и есть. Задания не просто известны заранее, а известны буквально, с точностью до цифры. Но все-таки, чтобы решить все задания, нужно обладать знаниями, ведь ЕГЭ – сложный экзамен, поэтому важно, чтобы понимание решения было.

- Принято делить людей на технарей и гуманитариев. Можно ли привить интерес к математике человеку, который далек от нее?

- Здесь нужно заходить через успех, душевную радость, потому что кайф от решения задачи ни с чем не сравнить. Все ведь любят головоломки, так почему бы не подкинуть ее или увлечься самому? Так у ребенка и проявится интерес к точным наукам, и отложится материал. Важно помогать запускать мысленный процесс при помощи игры в том числе, а не делать все за него, давая готовое решение. Кроме того, нужно отказаться от черновиков и постоянных переписок того же домашнего задания, чтобы математика не была пыткой.

- Значит, родители могут сами отбить интерес к учебе?

- Сейчас получится, что я пытаюсь свалить на них всю ответственность. У меня есть видео, где я говорю: «Родители считают, что школа ничему не учит. Учителя думают, что родители дома не занимаются с ребенком. А ребенок считает, что ни родители, ни учителя его не понимают». Вот так все и взаимодействуют, считая, что никто ни в чем не виноват.

- Современный учитель – какой он? Что должен знать и уметь, чтобы называться лучшим?

- Слышал, что учитель должен быть разным, любить детей, быть воспитанным, но наверное, все это вместе можно назвать – высоконравственный. Был эпизод, когда мы задали такой же вопрос своему преподавателю для стенгазеты, на что он и дал такой ответ. Мы спросили: «А как же знать предмет?», на что он ответил: «Если ты не знаешь математики, будучи высоконравственным, тебе же совесть не позволит пойти преподавать ее!» Так же и про любовь к детям – если ее нет, ты не пойдешь в школу учить их, а выберешь профессию, где их нет. То есть в понятие «высоконравственный» входит все: и работать по своей профессии, и развиваться, и детей любить.

Беседовала Екатерина Кирилова

Интервью / другие новости из раздела

Константин Арестов: В марте играем на «Центральном» стадионе Алексей Кобылин: Южноуральский АПК успешно решает задачи продовольственной безопасности Виталий Коркин: Мы просто выходили на поле и получали удовольствие от футбола Эдуард Дорожкин, Госпожнадзор: Жара ушла, но риски природных возгораний сохраняются Владимир Шаронов: Одна из важных задач Социального фонда – клиентоцентричность Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ: Интерес молодежи к космической тематике растет Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Весна будет горячей Наталья Кузьмина: Инфляция в Челябинской области в феврале ниже, чем по стране и части соседних регионов Виктор Булатов: К возобновлению сезона игроки подошли в хорошей форме Владимир Шаронов: На Южном Урале 67% владельцев сертификатов на маткапитал полностью его израсходовали Иван Савин: Удовлетворительную оценку мы себе поставить не можем Тему Пулккинен: В Новосибирске будем исправляться