Запуск системы «Платон» для взимания платы за проезд большегрузного транспорта по федеральным дорогам и связанные с этим расходы транспортных компаний неминуемо отразятся на размере потребительских цен в России – к таким выводам приходят эксперты, анализируя первые итоги работы фискального механизма, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
В зоне особого риска – стоимость продовольствия и стройматериалов, ведь именно на них приходится львиная доля автоперевозок, отмечают «Ведомости». По имеющимся оценкам, «Платон» может добавить в среднесрочной (2-3 года) перспективе 1-2% к величине продовольственной инфляции, которая по итогам второго квартала 2015 года достигала 16,7%. Кроме того, дополнительный рост затрат в строительной отрасли может достигнуть 2-4%, что соответствующим образом отразится на стоимости строительных работ и, соответственно, строящейся недвижимости.
Самую большую проблему, по мнению экспертов, представляет дефицит бортов у перевозчиков, который наблюдался и до включения «Платона», а с вводом системы только усугубился. Дело не только в том, что значительная часть автопарка не оснащена соответствующими приборами и, следовательно, не имеет возможность выезжать на дороги. Даже подготовившиеся к включению «Платона» перевозчики уже успели понять, что система часто дает сбои, и чтобы не получать лишние штрафы, владельцы фур попросту воздерживаются от выезда на трассы. Это сильно сужает конкурентное поле, а в отсутствие конкуренции, естественно, растут цены на предоставляемые услуги.
Ранее сообщалось, что за неполный месяц действия системы «Платон» с ее помощью удалось получить более миллиарда рублей. Деньги, собранные с грузовиков массой свыше 12 тонн, планируется пустить на строительство региональных дорог: в 2016 году речь идет о 39 млрд рублей. Правда, само введение платы с большегрузов привело к масштабной акции протеста со стороны дальнобойщиков, которая охватила многие регионы России, в том числе Челябинскую область.