На этой неделе президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который приравнивает пиво к алкоголю и предусматривает ряд ограничений на его розничную продажу. Указанный документ вводит полный запрет на розничную продажу всех видов алкоголя, включая пиво и напитков на его основе с 23 до 8 часов, начиная с 1 января 2013 года. С этой же даты запрещается розничная продажа пива в киосках и павильонах, а также на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах, автозаправках и в аэропортах. В Челябинске, между тем, антиалкогольная кампания уже в разгаре. Еще в конце мая 2011 года глава городской администрации Сергей Давыдов заявил о намерении прекратить повсеместную торговлю спиртным в магазинах, расположенных внутри жилых кварталов. Вычислять недобросовестных коммерсантов власти решили с помощью населения – предложили жаловаться на телефоны специальной «горячей» линии. Оценив характер поступивших обращений, власти южноуральской столицы решили пойти дальше – предложили ужесточить на региональном уровне правила торговли спиртным. Это вызвало бурную поддержку со стороны населения мегаполиса и недовольство со стороны местных коммерсантов. О том, что придет на смену пивным ларькам во дворах и киоскам возле остановок общественного транспорта, и кто от этого выиграет, в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказал начальник Управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев.
- Сергей Анатольевич, какова текущая юридическая и нормативная база мер, предпринимаемых администрацией Челябинска в этой антиалкогольной кампании?
- Продажа несовершеннолетним алкоголя запрещена федеральным законом. Ограничение времени продажи крепких спиртных напитков находится в полномочиях региональных органов власти. Определение мест, где невозможно распитие спиртных напитков, и расстояние от границ этих мест – полномочия муниципалитета. Все остальное сделают за нас грядущие изменения в новом федеральном законе о продаже алкогольной продукции.
- Масштабы проблемы действительно настолько серьезны?
- Есть свежая наглядная статистика. Совместно с УВД за последние два месяца мы проверили порядка 600 челябинских павильонов – объектов мелкой розницы. В общей массе было составлено около 6 тыс. протоколов. В каждом случае был выявлен, образно говоря, целый «букет нарушений». В подавляющем большинстве – это продажа сигарет или пива несовершеннолетним. Дальше такие «мелкие» правонарушения, как отсутствие трудовой книжки или трудового договора. Тут же составлялись протоколы о хулиганстве на местных покупателей, появлении их в нетрезвом виде в общественных местах и за распитие там алкоголя. Это лишний раз говорит о том, что мы на правильном пути. Так что работа в этом направлении будет продолжаться в системном порядке.
- Читательский опрос на сайте Агентства новостей «Доступ» показал, что большинство читателей, хоть и не все, поддерживает власть предержащих в подобных начинаниях. А удастся ли, на Ваш взгляд, заставить челябинских предпринимателей добровольно отказаться от продажи алкоголя?
- Мне кажется, основную массу будет невозможно заставить перестроить свои мозги. Если они привыкли 10 лет торговать пивом – оборот есть, наценка хорошая. Понятно, что они сейчас возмущаются, что у них этот «хлеб» скоро отнимут. Но, на мой взгляд, таким предпринимателям нужно уже сейчас думать о перепрофилировании своего бизнеса. Поскольку с 2013 года пиво в ларьках уже продаваться не будет – это запретит федеральный закон.
На самом деле, выходов много. Существует масса других видов торгово-коммерческой деятельности. К примеру, свежее мясо купить в Челябинске сегодня практически невозможно. Несколько рынков и все. При этом у нас фермеры, которые не знают, куда его девать. Вот, в сентябре будет Агро-2011 – пожалуйста, приезжайте, заключайте договоры, в конце концов. Та же кулинария во дворе: прибыль с булки, которая стоит 10 рублей, составляет семь-восемь рублей, как минимум. Там себестоимость копеечная. Обороты могут быть, при хорошем подходе к делу, колоссальные. Так что есть в Челябинске востребованный товар, кроме алкоголя, который можно продавать и хорошо на этом зарабатывать. Тот, кто это поймет и сможет перестроиться сейчас, выживет. Все остальные будут вынуждены уйти с этого рынка.
Кроме того, нужно помнить и о последних изменениях СанПиН, в которых есть прямой запрет на размещение киосков и павильонов внутри жилых массивов.
- Ряд челябинских предпринимателей заявляли даже о намерении устроить протестные акции…
- Основной контингент протестующих предпринимателей – те, кто когда-то самовольно возвели некапитальные торговые объекты и сейчас требуют включить их в муниципальную схему. Вторая часть – те, кто когда-то получали соответствующие разрешения, но законодательство у нас за последние годы менялось несколько раз, в частности, и схема прохождения документов. Они не соизволили вовремя получить легитимные документы и сейчас пытаются вступать с нами в бессмысленный спор вместо того, чтобы устранить нарушения. Наши комиссии работают регулярно. Добропорядочным предпринимателям мы стараемся идти навстречу.
- Вы сказали, что региональные и городские власти наделены полномочиями вводить дополнительные ограничения на розничную продажу алкоголя. Будут ли приняты какие-то меры на муниципальном уровне еще до вступления в силу федерального закона?
- Да, мы уже выступили с соответствующими законодательными инициативами. Будут они приняты или нет на региональном уровне, сказать пока не могу. Сейчас депутаты областного Заксобрания на каникулах. Однако по осени они соберутся и в повестке первого же заседания начнется обсуждение наших предложений.
- После того как с городских улиц уберут пивные ларьки и павильоны, останутся еще стационарные магазины на первых этажах жилых многоэтажек. Их еще в народе называют «наливайки», поскольку там заядлым любителям спиртного готовы продать алкогольное зелье даже в рассрочку…
- В 90% случаев эти самые «разливайки» незаконны. Так что участь их предопределена. Будем также жестко с ними бороться в рамках действующего законодательства.
- И все-таки что изменится, когда хозяева пивных ларьков захотят обустроить те же самые пивнушки, только в домах?
- Когда мы делали рейды, мы проверяли, в том числе, и стационарные магазины. Нарушений там по сравнению с нестационарными объектами были единицы. Компании, имеющие торговую лицензию, а вскоре и «пивники» ее будут получать, обладают высокой степенью ответственности. Они понимают, что в случае продажи алкоголя несовершеннолетнему или нарушения временного регламента они лишатся лицензии и, следовательно, серьезного дохода. Это своего рода механизм дисциплинирования.
Согласен, если мы уберем киоски, какая-то часть покупателей уйдет в магазины. Те, что находятся в домах. Но в случае с ними есть возможность четко регулировать продажу по времени. Мы, в частности, уже предложили продавать крепкие спиртные напитки с 11 до 20 часов. Как только федеральным законом пиво приравняют к этой категории, покой граждан в вечернее и ночное время в какой-то мере будет обеспечен, в связи с тем, что эти магазины будут закрыты на «клюшку».
Раньше камнем преткновения было то, что пиво, по сути, не попадало ни под какие законы и ограничения. Сейчас делаются очень серьезные шаги в этом направлении. Их последствия точно просчитать достаточно сложно, но такой широкой доступности пива однозначно уже не будет.
- Известно, что легальное производство и реализация алкогольной продукции приносит немалые деньги в федеральный бюджет. Антиалкогольная кампания будет иметь какие-то последствия для челябинской казны?
Лицензия на торговлю крепким алкоголем сейчас стоит порядка 40 тыс. рублей в год. На пиво никаких акцизов, налогов или сборов не предусмотрено. Соответственно, не будет пива, бюджет изменится лишь в той части, что предприниматели будут платить меньше налогов.
В этом смысле очень показательна ситуация с бывшим Доваторским «пятачком». Перед его закрытием нас обвиняли в том, что мы убиваем малый бизнес, казна лишается доходов. Однако на поверку выяснилось, что подавляющее местных коммерсантов попросту не платит налогов. На самом деле, большинство нестационарных объектов – теневые, начиная с того, что они не имеют оформленных документов и заканчивая тем, что они не платят налоги. В ходе рейдов в 90% случаев выяснялось, что их владельцы являются физическими лицами. Так что защищать их или, тем более, беспокоиться об их дальнейшей судьбе, по меньшей мере, кощунственно.
Беседовал Иван Яцков