В конце мая министерство экологии Челябинской области возглавил профессор, декан профильного факультета Челябинского госуниверситета Сергей Лихачев. Должность оставалась вакантной после ухода Ирины Гладковой в отставку в январе текущего года. Новый министр обещает сделать работу ведомства открытой и прозрачной, решить проблемы качества воздуха и челябинской городской свалки. Что ждет промышленников и рядовых граждан в обозримом будущем – в материале Агентства новостей «Доступ».
- Сергей Федорович, какие задачи стоят перед вами?
- По поручению губернатора Бориса Дубровского, министерство будет открытым для общественности и СМИ. Раньше такая работа проводилась, но она была недостаточно прозрачной. Во-первых, необходимо закрыть и рекультивировать городскую свалку, создать новый полигон в Чишме. Во-вторых, улучшить качество воздуха, ввести сводные расчеты выбросов, создать систему мониторинга, перейти на газомоторное топливо. В-третьих, предстоит очистка реки Миасс. В планах также – переход к раздельному сбору мусора, выявление источников загрязнения и масштабное озеленение.
- Если говорить о рекультивации свалки, какая работа предстоит?
- Это очень длительный процесс. Мероприятия попали в проект «Чистая страна» и на них выделят 1,2 млрд рублей. Свалку, конечно, нужно закрывать. Регоператор уже выбран, и ему предстоит большая работа. Временный полигон разместится в Полетаево, он будет функционировать 10 месяцев, потом появится постоянный полигон в Чишме.
- Охотно ли промышленники заключают соглашения (с правительством области и Минэкологии. – Прим. АН «Доступ»), которые помогут улучшить экологическую ситуацию? Насколько этот процесс затратный для предприятий?
– Например, Мечел уже подписал соглашениие, в рамках которого в течение трех лет в природоохранные мероприятия будет вложено 1,4 млрд рублей. В результате объемы выбросов должны сократиться на 25-30%. Цинковый завод и Магнезит сдали документы для того, чтобы аналогичные соглашения были подписаны. РМК уже вложила в улучшение экологической обстановки 5,5 млрд рублей. Процесс идет и со временем охватит все предприятия. Наша задача – заниматься профилактикой нарушений, у нас нет цели никого «кошмарить» и уничтожать. Но если законные требования не будут соблюдаться – последуют самые жесткие меры. Сейчас проводятся масштабные проверки предприятий, и они не будут прекращаться. Задействованы все силовые структуры. Можно сказать, что игры кончились.
- Планируется ли очищать Шершневское водохранилище – источник питьевой воды в Челябинске?
- Да, эти мероприятия включены в комплексный план Росприроднадзора. Первостепенная задача заключается в очистке Аргазинского водохранилища, затем планируется построить 11 км коллектора и очистить водоем от ила. В водохранилище регулярно цветут сине-зеленые водоросли, происходит мор рыбы, на это влияют не только химические процессы, которые проходят в воде, но и состояние ила.
- В прошлом году распространялась информация о том, что в Челябинске якобы преобладают истеричные настроения, связанные со смогом и выбросами? Насколько Вы разделяете такую позицию?
- Не заметил массовой истерики. Были разговоры о том, что нужно уезжать из Челябинска, но это свободный выбор каждого человека. Сам знаю тех, кто покинул южноуральскую столицу, но связано это было не с состоянием экологии, а с переходом на более перспективную работу. Не исключаю, что были попытки дестабилизировать ситуацию в обществе, но с тем, что была истерика, я не согласен.
- Будет ли в Челябинске продолжаться работа по озеленению?
- В городе площади зеленых насаждений, необходимых для переработки вредных веществ, к сожалению, в два раза меньше, чем этого требуют нормативы. Хвойные деревья в Челябинске не приживаются, поэтому отдается предпочтение лиственным. Но высаживать двухгодичные деревья – это как стрелять по воробьям, они тоже плохо приживаются. Необходимы крупные саженцы высотой по два метра. А это довольно затратно. Одно такое дерево обходится в 10-15 тыс. рублей. Так что это длительные и дорогостоящие мероприятия, но мы будем ими заниматься.
- Как Вы считаете, министр экологии в Челябинской области – это расстрельная должность?
- Нет, я так не считаю. Нужно просто работать. Конечно, уровень доверия населения мы будем регулярно мониторить. Министерство экологии открыто для общения и с населением, и с журналистами.
Фото op74.ru