Выборы в Законодательное Собрание Челябинской области шестого созыва стали если не образцовыми, то по крайней мере очень близкими к тому, чтобы заслужить именно такую оценку. Ключевые итоги прошедшей кампании – в аналитическом обзоре Агентства новостей «Доступ».
Действительно, в новом опыте Южного Урала по реализации главной демократической процедуры, как модно выражаться, оказалось прекрасным все. Еще накануне голосования можно было констатировать, что кампания точно не получилась скучной – по крайней мере, по своей драматургии она явно превзошла ход подготовки к выборам в большинстве других регионов. В Челябинской области при желании можно вспомнить весь «джентльменский набор» – от скандалов на теледебатах до стрельбы по кандидатам.
При этом развитие событий удалось удержать от наихудшего варианта – кампания не получила откровенно криминальный характер и даже близко не подошла к обилию той самой «чернухи», которая, как принято считать, чаще всего демотивирует граждан к походу на участки для голосования. Итоговая явка это подтверждает: она оказалась почти той же, что и год назад – на выборах губернатора, которые, заметим, по умолчанию являются более важными и в Челябинской области не проводились на протяжении 14 лет.
Более того, есть все основания полагать, что явка могла быть и выше. Но накануне в Челябинской области неожиданно распогодилось, и многие южноуральцы воспользовались возможностью выехать на дачные участки и попросту убрать картошку. В областном центре, к тому же, Единый день голосования совпал с Днем города. Как показывает практика, кто-то предпочитает покинуть большой праздничный город, а другие, наоборот, стремятся в него. И в том, и в другом случае это еще один веский аргумент, чтобы по факту оказаться вдали от своих избирательных участков. Так что не приходящее на память в других обстоятельствах решение городских властей перенести кульминацию торжеств с более привычной субботы на воскресенье с точки зрения задачи привлечь людей на выборы, видимо, еще предстоит проанализировать.
После обработки 100% бюллетеней установлено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области проголосовало 41,32% избирателей. «Единая Россия» набрала 56,24% голосов, «Справедливая Россия» – 15,9%, КПРФ – 11,69%, ЛДПР – 10,01%, политическая партия «Яблоко» – 1,96%.
Как бы там ни было, на фоне даже среднероссийских показателей явки, не говоря уже о выборных итогах в отдельных территориях страны, Челябинская область действительно продемонстрировала образцовый уровень участия избирателей в процедуре голосования. Поэтому сначала глава областной избирательной комиссии, а затем и губернатор с полным правом могли поблагодарить земляков за высокую гражданскую сознательность. Ложкой дегтя, правда, послужил провал по явке в самом Челябинске, который вкупе с итогами голосования по партийным спискам оставил областной центр без достаточного представительства в областном парламенте. И здесь тоже есть над чем поразмышлять. Аутсайдером по явке стал Центральный район, который ровно год назад лидировал по активности избирателей, и эти метаморфозы уже не объяснишь просто традиционной аполитичностью жителей региональной столицы. Куда вероятнее другое. Не секрет, что прошедший год дал челябинцам куда больше поводов для откровенных разочарований, нежели для укрепления веры во власть. Так что нельзя исключать, что Челябинск попросту «проголосовал ногами».
Кстати, не факт, что при высокой явке челябинцев партия власти смогла бы сегодня похвастать результатом, который для нее оказался даже более приятным, чем пять лет назад. По итогам голосования по партийным спискам ЕР на процент с небольшим улучшила свой предыдущий показатель, а это, как указывают политологи, дорогого стоит: в 2010 году экономическая ситуация в стране и области обывателям представлялась в куда более радужных тонах, чем сейчас. Как бы там ни было, неприятный проигрыш «Единой России» в двух одномандатных округах оказался снивелирован «техническим» характером поражения: в обоих случаях победившие кандидаты оказались настолько близки к партии, что об их включении во фракцию депутатского большинства уже говорится, как о решенном деле.
Если это так, то фракция ЕР останется в пределах ровно той же численности, что и была – 49 депутатов из шестидесяти. Партии власти такая ювелирная точность дает квалифицированное большинство и возможность принимать любые решения – прежде всего, конечно, организационно-кадровые внутри самого областного парламента. Поэтому абсолютно все руководящие посты снова окажутся у единороссов: Владимир Мякуш уже дал понять, что оппозиция сможет рассчитывать разве что на заместительские должности в комитетах.
Говоря о других задачах-минимум, важно вспомнить о благополучном избрании в региональный парламент Олега Цепкина, которому, не секрет, предстоит заменить Константина Цыбко в Совете Федерации.
При этом «Единую Россию» трудно обвинить в какой-либо узурпации. Кампанию 2015 года в Челябинской области даже близко не сравнивают с последними большими выборами по партийным спискам – в Госдуму в декабре 2011 года. Политическое руководство региона образцово выполнило вводные со Старой площади по поводу обеспечения конкурентности на выборах. Кажется, это сработало: с момента закрытия участков для голосования скоро пройдут сутки, а самый активный из штабов оппозиционного лагеря – штаб «Справедливой России», до сих пор забрасывавший избиркомы, правоохранителей и СМИ сообщениями о нарушениях законодательства, не издал ни звука по части итоговых претензий к легитимности прошедших выборов. До публичных поздравлений в адрес победившего соперника наша политическая культура еще, конечно, не эволюционировала, но и отсутствие вполне ожидаемой истерики уже радует.
Вероятно, эсеры, которые по итогам голосования 13 сентября улучшили свой результат и увеличат свою фракцию в ЗСО с четырех до пяти депутатов, сами пребывают в приятном удивлении. Нет причин для недовольства и со стороны ЛДПР: она сохранит свои три мандата. Единственным проигравшим участником выборов оказалась КПРФ, которая потеряла одного представителя в областном парламенте. Но коммунистам не остается винить никого, кроме себя, учитывая, что, по крайней мере, четвертый мандат Компартия могла получить по тому самому Миасскому округу, где единороссы бездарно (хоть, повторимся, чисто «технически») упустили прямую победу и где за мандат боролся (или пытался бороться) никто иной, как сам первый секретарь обкома КПРФ Игорь Егоров.
Наконец, если рассматривать прошедшие выборы областного уровня как репетицию предстоящих ровно через год выборов в Государственную Думу, то, возвращаясь к победителю, выглядит неслучайным намерение ЦИК «Единой России» объединить Челябинскую и Свердловскую области в рамках одной территориальной списочной группы. Об этом стало известно как раз сегодня, после анализа итогов челябинской кампании. Объяснение простое: общая территориальная группа позволяет партии за счет более высокого результата в одном регионе сгладить вероятную неудачу в другом и тем самым добиться желаемого общего результата. В этом контексте челябинские единоросы сделали убедительную заявку на локомотивную роль в будущем.
Александр Полозов