Несмотря на сотни статей и видеороликов, созданных на тему равенства полов, до сих пор феминистки в умах некоторых сограждан предстают «сильными и независимыми женщинами», которые в старости непременно «останутся с 40 кошками». Чтобы развеять этот миф, в Челябинск приехала гендерный историк Алиса Клоц. Что же такое современный феминизм, зачем он нужен, бреют ли активистки фем-движения подмышки – выяснял корреспондент Агентства новостей «Доступ».
В Челябинске прошла первая фем-тусовка «100 вопросов феминисткам», организованная преподавателем ЧелГУ Александром Фокиным, и идейным вдохновителем проекта, доцентом Европейского университета Санкт-Петербурга Алисой Клоц. «Все началось с голых студенток в простынях. В университете Перми, откуда я родом, проходил очередной конкурс для девушек, где использовали их полураздетые изображения. Вечером я написала об этом в фейсбуке, а утром там было полно комментариев, в том числе и на тему феминизма. Вскоре у нас с коллегой Дарьей Вершининой появилась идея провести встречу, чтобы больше рассказать о феминизме и помочь активисткам из интернета выйти в оффлайн. Познакомиться друг с другом», – рассказала Алиса Клоц.
Первые «100 вопросов» прошли в Перми в марте 2017 года. Теперь этот опыт решили повторить в Челябинске. В зале собралось около 25 человек, подавляющее большинство – девушки. Вопросы для встречи заранее собирали в интернете. Всего их поступило 39. Некоторые, как признаются организаторы, были откровенно хамскими. Тем не менее, в Челябинске всерьез интересуются равенством полов и дискриминацией женщин. Спрашивают, что мешает развитию движения, как открыто заявить о том, что ты феминистка.
По мнению Алисы Клоц, необходимо замечать любые формы неравенства и бороться с ними. Не настолько важно ходить с транспарантами и называть себя феминисткой во всеуслышание, сколько поддерживать свою позицию в обыденной жизни. «Увы, я знаю людей, которые хорошо разбираются в проблемах гендера, но при этом реализуют в своих отношениях совершенно патриархальную модель поведения. А есть те, кто не относят себя к феминизму, но строят здоровые партнерские отношения», – отметила спикер.
Острую дискуссию вызвал вопрос, может ли мужчина считать себя феминистом. Писательница и челябинская феминистка Римма Аглиуллина уверена, что не всегда мужчине удается отказаться от власти. Порой сильный пол прибегает к так называемому менсплейнингу, то есть снисходительно начинает объяснять женщине, в чем заключаются ее проблемы.
Один из немногих присутствующих на встрече мужчин – Александр Савченков – спросил, за что же борются современные феминистки. Ведь в 2017 году равенство полов уже достигнуто – женщинам разрешают голосовать и учиться в вузах. Девушки с ним не согласились, напомнив, что есть еще и репродуктивный труд (рождение, воспитание и уход за ребенком, домашние дела, приготовление еды), которым в подавляющем большинстве занимаются женщины.
Так за что же выступают феминистки? В список «президентских тезисов» вошли: отмена списка запрещенных для женщин профессий; популяризация отпуска по уходу за детьми среди мужчин; прекращение нападок на репродуктивные права женщин (запрет абортов); информирование девушек о контрацепции, борьба с семейным насилием. Участники встречи обсудили службу в армии, отношение феминисток к религии и противоположному полу, присутствие женщин во власти и отношение фем-активисток к женственности и ее атрибутам (каблукам, косметике, платьям с декольте). «Женщина может быть такой, какой ей быть удобно. Брить подмышки или не брить, носить длинные волосы или подстричься налысо – это ее дело», – подытожила Алиса Клоц.
Екатерина Гонова, фото Константина Долгановского и автора