Летом 2016 года в законе об ОСАГО произошел целый ряд важных изменений. Разработчики поправок уверены, что они позволят автовладельцам облегчить процесс оформления документов при ДТП и нанесут ощутимый урон так называемым «криминальным автоюристам», зачастую бесцеремонно наживающимся на чужой беде. Подробнее о нюансах вступивших в силу изменений – в материале Агентства новостей «Доступ».
В первую очередь, стоить отметить поправки в законе об ОСАГО, согласно которым страховая компания может отказать в выплате возмещения по ОСАГО, если поврежденный автомобиль не был предоставлен ей на осмотр. Добропорядочным автовладельцам такая поправка к закону настроения не испортит, а вот различным мошенникам, как и «криминальным автоюристам», жизнь усложнит существенно.
Во многих регионах страны и те, и другие нередко направляют страховщикам требования о возмещении убытка после ремонта автомобиля, то есть когда восстановить картину происшествия практически невозможно. Пользуясь этим, мошенники требовали выплаты несоразмерных сумм.
Еще одно нововведение – это увеличение с 5 до 10 дней срока рассмотрения досудебной претензии к качеству урегулирования убытка или к сумме выплаты. Как показала практика, в первоначальный срок страховые компании зачастую не укладывались, поэтому было немало жалоб со стороны страхователей. Теперь же времени для рассмотрения претензий у страховщиков будет достаточно.
В общей сложности, по информации пресс-службы информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», только за прошлый год «криминальные автоюристы» вывели с рынка от 10 до 18 млрд рублей.
Поэтому ОСАГО становится убыточным, и страховые компании, терпящие огромные финансовые потери, стараются ограничивать продажи полисов в ряде регионов страны. Отсюда сложности, возникающие у автовладельцев при оформлении «автогражданки». Вольготнее всего себя чувствуют «криминальные автоюристы» в Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Мурманской и Челябинской областях, поэтому здесь бывает непросто оформить полис.
Тем не менее, РСА и контролирующие органы принимают меры по решению проблемы доступности полисов ОСАГО. В числе поправок, принятых к закону об ОСАГО, есть и такие, согласно которым все страховые компании будут обязаны продавать электронные полисы ОСАГО с 1 января 2017 года.
Как отличить настоящих автоюристов от мошенников
Еще одна мера – это введение системы «Единый агент РСА». В соответствии с ней страховые компании, имеющие филиалы в регионах, осуществляют продажи полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков – членов РСА.
«Единый агент» действует в регионах, перечень которых утверждается президиумом Российского Союза Автостраховщиков по представлению Центробанка.
Выбор страховщика, от чьего имени заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС. Процедура же урегулирования убытков остается без изменения – нужно будет обращаться в свою страховую компанию.
Есть и другая проблема – навязывание дополнительных услуг. Иногда такое определение не совсем верно дают простым кросс-продажам, то есть предложению оформить одну услугу при покупке другой. К примеру, в автомастерской могут предложить поменять масло при замене шин, а в кафе – пирожное при заказе кофе.
«Но бывает и другая ситуация – когда оформление полиса по необязательным видам страхования становится условием для того, чтобы вам продали полис ОСАГО. Если вы столкнулись с таким, то вы можете предупредить страховщика, что готовы записывать разговор на диктофон или телефон, – и начать делать это, если предупреждение не помогло. А страховые компании не вправе этому препятствовать. Второе: скажите, что подадите претензию, если навязывание не прекратится. Как правило, это помогает. В-третьих, если вы все же купили то, что вам не нужно, то в пятидневный срок можете расторгнуть договор на необязательную страховку и вернуть внесенную премию. Это возможно в рамках введенного "периода охлаждения"», – говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
И добавляет, что совершенствование российского ОСАГО на законодательном уровне продолжается. В работе у Министерства финансов находится разработка нормы по приоритету ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме.
С точки зрения энергозатрат для самого автовладельца, натуральная форма возмещения и более выгодна, и более удобна. К тому же, развитие этой практики ограничивает деятельность тех же «криминальных автоюристов» и мошенников. Законодателями уже создана нормативная база для внесения соответствующих поправок, но над этим придется работать Думе уже будущего созыва.