После двухлетнего перерыва в Челябинске возобновлен фестиваль кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок» (18+) – восьмой по счету, фестиваль собрал под крышей Челябинского театра имени Вольховского единомышленников из Санкт-Петербурга, Оренбурга, Рязани, Ханты-Мансийска, Кургана, Екатеринбурга и Перми.
В афише фестиваля было 14 названий. Были работы чисто фестивальные и просто зрительские, спорные и провокационные, экспериментальные и традиционные, для души, для ума и для совести, словом на любой вкус.
Старт получился резким. В первый же вечер «Жаворонок» нанес зрителю апперкот в солнечное сплетение спектаклем «Собака камень»*, а чуть попозже врезал ниже пояса – кто бы мог подумать – пушкинским «Золотым петушком».
Спектакль «Собака камень» поставил в Екатеринбурге челябинский художник Виктор Плотников, работавший в свое время в «Манекене» и у Полунина. Опера марионеток зиждется на основе мировых легенд и местных мифов южноуральского села Кундравы.
Юная девушка со звучным именем Кармен, проживающая в богом забытой уральской деревушке, солдат Леонид – то ли спартанец, то ли робокоп, князь Кропоткин, библиотекарь на полставки, ангел, которого можно убить из ружья, Петька, бывший ординарец Чапаева,
призрак оперы и села Кундравы, не знающий покоя и мечтающий поймать золотую Рыбу (символ христианства), чтобы вернуть народу свободу, попутно исполняющий желания октябрят. Крутой замес, смесь французского с нижегородским, как подметил в свое время классик.
Столько раз мы переписывали свою историю набело, начисто, окончательно, исправляли, добавляли, переворачивали с ног на голову и обратно. И делали это яростно, истово: с верой (в светлое будущее) маковки церквям рубили, потом без веры крестились, рьяно вождям поклонялись – остервенело памятники сносили, на божницу ставили – анекдоты сочиняли. Не было времени опомниться: то белые, то красные, то зеленые, то коричневые, то продразверстка, то нэп, то перестройка, то рынок.. И вечный бой, покой нам только снится.
Все смешалось в большом доме и головах. Кто-то верит в бога, кто-то в мистику (Петьку-Перевозчика), кто-то поклоняется золотому тельцу, а кто-то уже ни во что не верит, пьет горькую. Ориентиры размыло, занесло, затеряло. Свобода! Можно убить ангела, потому что не веришь в его существование, можно убить любовь, похитив силой любимую… Да и нужны ли ангелы, любовь? Свобода? Освобожденный-то народ сбежал из дома.
«Последний мальчик выключает свет Родины». Свет в глазах меркнет…
Премьеру сыграли два года назад, но злободневности спектакль не потерял, скорее градусов добавил. Эмоции зашкаливают так, что у некоторых просто срабатывают защитные функции, человек ставит барьер: неправда! Нужно иметь мужество понять, принять, сделать выводы, чтобы идти по жизни дальше.
Продолжение следует.
*Собака камень – природная достопримечательность деревни Кундравы, где разворачивается действие спектакля.
Виктория Олиферчук,
фото Марата Муллыева,
предоставлены пресс-службой театра кукол им. Вольховского