По развитию информационных технологий Челябинская область уже несколько лет уверенно занимает место в числе 20 лучших субъектов Российской Федерации, а Челябинск входит ТОП-7 городов с самой развитой информационной инфраструктурой, по данным Минкомсвязи и Минэкономразвития РФ. Тем не менее, хватает и нерешенных проблем: это и слабое проникновение интернета в небольших населенных пунктах, и низкая культура использования цифровых и информационных технологий, и относительно слабый интерес людей к сервисам Электронного правительства. И это только верхушка айсберга. О том, как эти проблемы решаются, Агентству новостей «Доступ» рассказал министр информационных технологий и связи Челябинской области Дмитрием Тарасовым.
- Дмитрий Алексеевич, как развиваются в регионе программы Информационное общество и Электронное правительство? Что уже сделано?
- Работа проводится в соответствии с поручениями губернатора и правительства Челябинской области. Исполняется областная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Челябинской области на 2011-2012 год», которая содержит четыре направления, каждое включает от трех до 20 мероприятий. Одно из самых значимых среди них – переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и внедрение межведомственного электронного взаимодействия в рамках оказания госуслуг. Все это позволит упростить процедуры взаимодействия граждан и организаций с органами власти, сделает процессы более прозрачными, снизит возможности для возникновения коррупционных схем.
У каждого южноуральца уже есть возможность подать заявление в электронном виде и даже отследить ход оказания услуги в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг и Региональном портале государственных и муниципальных услуг. Сделать это очень просто: надо зарегистрироваться на портале, получить персональный код и перевести часть своих взаимоотношений с органами власти в электронный вид.
Сегодня через интернет можно, например, оформить загранпаспорт, записаться к врачу, подать заявление о регистрации брака, записать машину на техосмотр или оформить выплату единовременного социального пособия; предприниматели могут лицензировать образовательную или медицинскую деятельность, получить заключение о привлечении и использовании иностранных работников – всего на Едином портале госуслуг размещены 24 государственные и 25 муниципальных услуг, которые оказывают органы власти и местного самоуправления Челябинской области. И работа по переводу услуг в электронный вид и развитию межведомственного взаимодействия идет постоянно.
- А интересно ли людям получать госуслуги через интернет, есть какая-то статистика?
- Популярность Единого портала постоянно растет, тем более что сейчас есть хотя бы по одному компьютеру с доступом в интернет. Только в Челябинской области уже подано более 50 тыс. заявлений на получение той или иной государственной или муниципальной услуги. Это удобно, быстро, экономится время на визиты в органы государственной власти, да и заполнять формы в электроном виде намного удобнее.
- Если необходимо получить дополнительную информацию, можно ли это сделать, не обращаясь непосредственно в органы власти, а просто найти в интернете?
- Одним из важнейших мероприятий в областной целевой программе стало повышение информационной открытости органов исполнительной власти и местного самоуправления. Каждый орган исполнительной власти и местного самоуправления обязан иметь официальный сайт, на котором должна быть представлена информация в соответствии с требованиями закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информационной деятельности государственных органов власти и местного самоуправления» и постановлением губернатора Челябинской области.
Также в Сети публикуются судебные решения судов общей юрисдикции обеспечен доступ к интернету и на судебных участках мировых судей Челябинской области. Мы регулярно мониторим сайты органов власти, выдаем советы и рекомендации по их наполнению. Вся эта работа позволяет предпринимателю и любому южноуральцу оперативно получить информацию.
- Где сегодня можно получить госуслугу?
- Сегодня каждый южноуралец, каждый предприниматель может выбрать для себя удобный способ получения государственных услуг или использовать те, которые наиболее удобны для него в каждой конкретной ситуации. Кроме стандартных способов – в органах власти, это можно сделать на Едином портале государственных услуг и Региональном портале государственных и муниципальных услуг. В Челябинске и других городах области создана сеть многофункциональных центров (МФЦ), где услугу помогут получить обученные специалисты. Кроме того, в местах общественного доступа в интернет на Южном Урале установлено 40 инфоматов – программно-технических комплексов, позволяющих получать услуги самостоятельно.
- Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с развитием разных видов связи на территории Челябинской области? Как область выглядит на фоне других регионов?
- Челябинская область – регион с высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. По ряду показателей, таких как уровень цифровизации сетей, объем внедренных новых технологий, услуг интернета, область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации. Наша область телефонизирована на 100%, все населенные пункты с населением от 500 жителей обеспечены возможностью выхода в Сеть.
За минувший год, по нашим предварительным оценкам, общий объем доходов от услуг связи увеличился в фактически действующих ценах на 11%. В нашей области темпы роста доходов от услуг связи превышают среднероссийский показатель – 5,4%. Различные виды услуг связи на территории нашего региона оказывают 259 операторов. По сравнению с прошлым годом, это больше на 17%. Я могу с уверенностью сказать, что на рынке услуг связи в Челябинской области очень сильная конкуренция. Все это дает повод для оптимизма относительно дальнейшего развития отрасли.
Основными направлениями развития, как и ранее, остаются совершенствование технологий и трансформация участников рынка в универсальных операторов, предоставляющих пакеты разных услуг связи.
- Насколько остра проблема «цифрового неравенства» в Челябинской области? Как она решается? Какие результаты уже достигнуты?
- В настоящее время разница между Челябинском и территориями области по уровню проникновения интернета – 80% против 25-30%, то есть очень существенная. И губернатор поставил перед нашим министерством задачу минимизировать это расхождение. Проблема сложная, но добиться результатов необходимо, ведь сегодня от уровня развития информационных технологий напрямую зависит уровень социально-экономического развития региона. И это является одной из приоритетных задач нашего министерства.
Мы активно общаемся по этому поводу с представителями телекоммуникационных компаний. Дело в том, что высокая конкуренция на телекоммуникационном рынке области, с одной стороны, способствует решению проблемы. Операторы стараются привлечь новые технологии, установить современное оборудование, максимально расширить спектр предоставляемых услуг. Однако с другой стороны, операторы все-таки предпочитают инвестировать исключительно в сверхприбыльные проекты с минимальными сроками окупаемости. Дело доходит до того, что в Челябинске работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. Что уж здесь говорить про райцентры и сельскую местность с деревнями, селами и поселками, куда операторы идут за долгосрочной перспективой весьма неохотно.
Важным аспектом ликвидации «цифрового неравенства» является повышение информированности населения о новых возможностях, совершенствование систем обучения и переобучения навыкам владения информационно-коммуникационными технологий. В этом плане мы тесно сотрудничаем с Минобрнауки Челябинской области, обществом «Знание», где организуются обучающие курсы для разных групп населения. С 21 июня в Челябинской области стартует конкурс сайтов и интернет-сервисов региона, который мы объявили для того, чтобы отметить самые современные сайты и повысить скорость и качество получаемой информации для населения.
Кроме того, мы направили предложения в Проект свода правил «Здания жилые многоквартирные», разрабатываемый в настоящее время Минрегионразвития РФ взамен существующего, и предлагаем включить в документ требование о наличии интернет-инфраструктуры. Совместно с операторами телекоммуникационных услуг подготовили и направили проектным и строительным компаниям рекомендации по включению в проектную документацию объектов капстроительства работ по проектированию интернет-коммуникаций. Совместно с Минстроем прорабатываем вопрос создания территориальных строительных норм и включения в них требований наличия интернет-сетей.
- А какова статистика по показателям проникновения интернета и телевидения в Челябинской области по итогам 2011 года?
- Вначале я бы хотел обратить внимание на то, что в 63% городских домохозяйств Челябинской области есть персональный компьютер, 2 млн. жителей пользуются компьютерами постоянно, это примерно 57%. Больше половины домохозяйств Челябинской области имеет доступ к сети интернет. За минувший год их доля выросла на 6,3%. Уровень проникновения интернета в Челябинске – 80%, в Челябинской области без учета Челябинска – 25-30%. В настоящее время на территории области 110 операторов оказывают услуги широкополосного доступа, в прошлом году работало 102 оператора. В настоящее время операторы активно выходят в областные территории и города, приобщая население к интернету и всевозможным современным услугам. В крупных городах операторы связи развертывают многофункциональные высокоскоростные сети доступа, предлагают комплексные услуги интернета, телевидения, телефонии. Конкуренция и активное строительство магистральных каналов связи привели к снижению средней цены безлимитных тарифов с 550 рублей до 400 рублей за месяц.
- Каков уровень проникновения сотовой связи на Южном Урале?
- В настоящее время на территории нашей области работают шесть операторов. Уровень проникновения сотовой связи в 2011 году составил 159%. По сравнению с прошлым годом количество активных пользователей практически не изменилось. На сегодняшний день в Челябинской области 5,8 млн. сим-карт на 3,5 млн. жителей. То есть многие жители региона пользуются не одной, а несколькими активными sim-картами. Основная доля абонентов, охваченных услугами сотовой связи, на счету GSM операторов. Лидерами по количеству абонентов являются: Tele2, Билайн и МТС.
Хотел бы отметить, что средняя стоимость мобильной связи по итогам минувшего года в месяц составила 140 рублей. Для сравнения, в 2010 году аналогичный показатель равнялся 150 рублям. Это говорит о том, что мобильная связь продолжает дешеветь и становится все более доступной.
В минувшем году операторы сотовой связи активно строили новые базовые станции. Построено примерно 300 базовых станций, из них 225 – станции связи третьего поколения 3G. Сейчас операторы продолжают увеличивать зону покрытия связью, параллельно работая над качеством услуг, новыми ценовыми предложениями. Мы помогаем минимизировать сроки оформления, выдачи и согласования документов на строительство новых объектов связи, а также в размещении оборудования оператора на объектах, находящихся в муниципальной собственности.
- Еще один амбициозный проект – переход на цифровое эфирное телевидение. Как он реализуется на территории области? С какими сложностями приходится сталкиваться?
- Согласно федеральной целевой программе развития телерадиовещания в России до 2015 года, создание цифровых сетей телерадиовещания на территории Челябинской области осуществляет филиал федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Челябинский Областной радиотелевизионный передающий центр» (ФГУП РТРС). Наш регион попал в третью очередь программы. Это значит, что цифровое ТВ должно быть внедрено на всей территории региона в 2013-2014 годах. В области будет создано 119 объектов цифрового вещания, из них 80 – вновь построенных. На первом этапе будет внедрен первый мультиплекс из восьми обязательных общедоступных телевизионных каналов и трех радиопрограмм или одного регионального телеканала.
По поручению губернатора Челябинской области мы ведем активную работу с челябинским филиалом ФГУП РТРС. В настоящий момент завершается оформление земельных участков под строительство. Ежеквартально собирается информация о ходе работ с муниципальных образований. Основные проблемы в этой области – сжатые сроки. По закону сроки согласования документов на земельные участки – до 30 дней, получения санитарно-эпидемиологических заключений – до 60 дней. К тому же, зачастую ответственные за выдачу необходимых документов органы не соблюдают даже эти сроки. Арендная плата за участки, превышающая лимиты, выделенных федеральных средств на эти цели – тоже вопрос, который необходимо индивидуально решать с руководителями муниципальных образований. В этом направлении мы также работаем.
- Насколько вообще проблема с телевидением актуальна для региона, ведь у нас огромное количество кабельных операторов, операторов спутникового телевидения? Быть может, есть смысл проводить модернизацию за счет средств этих операторов, а не за счет средств бюджета?
- Хороший вопрос. Но тут стоит отметить, что у нас в Челябинской области действует 54 оператора, предоставляющих услуги кабельного телевизионного вещания. Но только 12% жителей области пользуются кабельным телевидением. Не будем забывать, что есть отдаленные, малонаселенные районы, где кабельным операторам не выгодно развертывать сети. Спутниковое телевидение, несмотря на снижающуюся абонентскую плату, доступно далеко не всем. А в это время у людей есть возможность смотреть всего фдва-три канала. Поэтому именно реализация федеральной программы развития телерадиовещания, строительство сетей цифрового эфирного вещания дает возможность обеспечить качественным, многопрограммным контентом максимальное число жителей региона, ликвидировать информационное неравенство.
- На что направлено внимание министерства информационных технологий и связи в 2012 году?
- Исполнение поручений руководства страны и области, среди которых важнейшим является продолжение работ по повышению доступности и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет внедрения новых информационно-коммуникационных технологий.
Как я уже отмечал, в этом году мы будем готовить платформу для перехода на цифровое телерадиовещание. У нас создана специальная рабочая группа по этому вопросу. В течение ближайших лет мы дадим возможность 98% населения Челябинской области смотреть восемь каналов в цифровом качестве.
Еще одна наша задача на этот год – внедрение и широкое использование на территории Челябинской области навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Часть работ мы уже провели в минувшем году, а закончить планируем в 2012 году.
Максимум усилий направим на формирование условий для развития коммуникационной инфраструктуры доступа к сети интернет в Челябинской области. Большая работа ведется в этом направлении не только в областном центре, но и других городах региона. Особое внимание уделим сельским поселениям.
Разумеется, одной из главных задач станет рост эффективности работы коммуникационной инфраструктуры, повышение качества услуг информатизации и связи. Необходимо чтобы эти услуги были доступности во всех населенных пунктах Челябинской области и для всех потребителей.