Челябинцу вручили знак «Жителю блокадного Ленинграда»
сегодня, 17:37 Общество
12+ Жителей Златоуста напугали сваленные на улице гробы
сегодня, 17:02 Происшествия
В Златоусте задержали 17-летнего закладчика
сегодня, 16:55 Происшествия
ВАЖНО. На Госуслугах появился эффективный инструмент для защиты от «черных риелторов»
сегодня, 16:33 Общество
В феврале «Москвич» начнет поставки в Челябинск
сегодня, 16:19 Экономика
В Челябинске прогнозируется дымовой туман
сегодня, 16:11 Общество
Жителей Челябинска напугали желтые облака
сегодня, 16:09 Происшествия
Более 420 кг наркотиков изъято в Челябинской области в 2022 году
сегодня, 15:36 Общество
Алексей Текслер проводит опрос на тему раздельного сбора мусора
сегодня, 15:28 Общество
В Челябинской области назначен новый начальник ГИБДД
сегодня, 15:25 Политика
В Карталинском районе подключили к электросетям новое здание пожарного депо
сегодня, 14:59 Экономика
Синоптики рассказали о погоде в выходные в Челябинской области
сегодня, 14:56 Общество
Абитуриентам упростили возможность поступления в вуз онлайн
сегодня, 14:55 Общество
На ЮУЖД легковушка попала под тепловоз
сегодня, 14:18 Происшествия
Крупное ДТП в Челябинской области: 2 погибших, 5 пострадавших
сегодня, 13:39 Происшествия
Три человека разбились в ДТП на трассе под Чебаркулем
сегодня, 13:18 Происшествия
Челябинка лишилась более ₽1 млн, решив заработать на бирже
сегодня, 13:16 Общество
Директора троицкого медколледжа оставили под стражей
сегодня, 12:37 Общество
Челябинская область отправила тяжелую технику для восстановления Донбасса
сегодня, 12:35 Общество
Южноуралец выиграл миллион, купив лотерейный билет на почте
сегодня, 12:33 Общество
Магнитогорец ограбил кредитную организацию, угрожая сотруднице
сегодня, 12:21 Происшествия
В Челябинске 7 чиновников нарушили закон о коррупции
сегодня, 11:56 Политика
Южноуралец погиб в Башкирии в тройном ДТП
сегодня, 11:33 Происшествия
В Бакале прокуратура помогла 902 работникам получить зарплату
сегодня, 11:27 Экономика
Дело судимого 15 раз челябинца о краже денег для зооприюта направлено в суд
сегодня, 11:24 Общество
Жительница Магнитогорска в пьяном угаре зарезала сожителя
сегодня, 11:17 Общество
Два завода в Челябинской области попали в санкционный список Японии
сегодня, 11:06 Экономика
Бой челябинского спортсмена Дениса Лаврентьева откроет главный кард международного турнира по ММА
сегодня, 11:04 Общество
В Миассе пройдет Кубок России по горнолыжному спорту
сегодня, 10:57 Общество
ВНИМАНИЕ. В Челябинске пройдут облавы на пьяных водителей
сегодня, 10:32 Общество
После вмешательства СК мэрия Челябинска взялась решить вопрос с ГВС в домах
сегодня, 10:10 Общество
СК проверит качество парка в Троицке, благоустроенного за ₽277 млн
сегодня, 10:06 Общество
ЧМК поддержал экологический проект студентов по сбору вторсырья
сегодня, 09:54 Общество
Заболеваемость коронавирусом в Челябинской области снова растет
сегодня, 09:40 Медицина
Россиянам сократили сроки пребывания в Казахстане
сегодня, 09:39 Политика
В Челябинске 2 троллейбуса изменят маршруты
сегодня, 09:18 Общество
На Таганае пройдет традиционный горный марафон «Лыжня за облака»
сегодня, 09:03 Общество
Личный состав челябинской ГАИ перевели в режим повышенной готовности из-за снегопада
сегодня, 08:27 Общество
В Челябинске из-за снегопада парализовано движение трамваев
сегодня, 08:13 Общество
Челябинцев просят отказаться от поездок на машинах из-за снегопада
сегодня, 07:49 Общество

Валерий Сундарев: В джазе есть интрига, но нет интриг

Интервью
11 октября 2021 года, 17:36
- T +

Известный гитарист, руководитель ансамбля «Уральский Диксиленд Игоря Бурко» Валерий Сундарев 15 октября даст концерт в честь своего 60-летнего юбилея (12+). Название концерту дала популярная песня Дюка Эллингтона I’m Beginning to See the Light – «Я начинаю видеть свет». О том, что освещает его жизнь, которая, если оглянуться назад, кажется чередой удивительных совпадений, Валерий Сундарев рассказал Агентству новостей «Доступ».  

- Валерий Петрович, вы на профессиональной сцене уже больше 30 лет, но ведь профильного – то есть музыкального образования – у Вас, если не ошибаюсь, нет?

- Музыкалка у меня есть! По классу баяна, правда. Но я считаю, что это отличный инструмент для старта – он сочетает в себе особенности и духового, и полифонического, многоголосного инструмента, великолепно развивает гармонический слух, в общем, не скрипица, и не кларнет.

- А отдали вас в музыкалку…

- По собственному желанию. В первом классе. Хотя никого в роду профессиональных музыкантов не было, но пели все – на застольных концертах. Папа немного играл на аккордеоне, дядя – на гитаре. И этого мне хватило, чтобы захотеть чему-то научиться.  

- Но все-таки после школы Вашим выбором стала филология – почему?

- С одной стороны, возраст – подросток, самоутверждение, девочки, с другой – переезд в Челябинск, на северо-запад, который тогда, в семидесятых, был полукриминальным районом. А с третьей, как я сейчас понимаю, не очень повезло с преподавателем такого скучного – как думал я тогда, но такого нужного, важного и – как оказалось в дальнейшем –­ интереснейшего предмета, как сольфеджио. Очень много зависит от учителей – мои заинтересовать меня сольфеджио не смогли, а в Челябинске я и вовсе пошел в бокс…

- Завязали то есть с музыкой?

- Ну, не совсем. В школе баловался гитарой, потом в пединституте тоже, бывало, аккомпанировал вокалистам, но все было на очень любительском уровне. Словом, отучился и отправился работать в школу – преподавать русский язык и литературу.

- Но хотя бы фоном музыка в Вашей жизни оставалась?

- Более того, в армии она меня очень выручила. В середине восьмидесятых в Советском Союзе начались разные изменения, в том числе поменялось отношение к тому, кто и как должен отдавать долг родине, поэтому мое плохое зрение для военкомата внезапно «улучшилось» – ровно настолько, чтобы признать меня годным к нестроевой. Забрали, как сейчас помню, девятого мая, даже не дали довести до конца учебный год – а я, между прочим, был еще и завучем. Но нет…  Нестроевая служба, понимал я, это рембат, однако провести полтора года под танком с гаечным ключом мне как-то не очень улыбалось. Вот тут музыка и помогла. 

- ?!

- Где-то за год до этого я решил освоить флейту – просто так, для себя. Была такая группа Jethro Tull – ее фронтмен Иэн Андерсон играл, в том числе на флейте, и мне загорелось научиться, я брал частные уроки. Само собой разумеется, что прибыв к месту службы, я всем и всюду преподносил себя как лучшего флейтиста мира. В итоге мне поверили и взяли в оркестр. Там я научился играть еще на нескольких инструментах, в том числе освоил тубу и тромбон.

- То есть из армии вернулся, можно сказать, человек-оркестр? Мультиинструменталист? И вот тут, наконец, музыка?..

- А вот и нет. Вернулся в школу. Но вскоре обстоятельства сложились так, что призвание пришлось осознать. В гимназии, где я работал, не сложились отношения с директором. Я – тогда молодежь! – пытался сделать уроки литературы интересными, прогрессивными, а она, педагог старой формации, этого не приняла, вернее, приняла в штыки. И вот в разгар этого конфликта на моем горизонте возник приятель-гитарист, который работал в ресторане «Океан», и сказал, что уходит на другое место, но ему нужна замена. Предложил мне, рассказал, между прочим, сколько там платят, после этого сомнений точно не осталось. Вот так и началась моя профессиональная карьера в качестве музыканта. 

- Но играть в ресторане – это же еще не джаз…

- Вот тут Вы ошибаетесь. Традиционно – и так было во всех ресторанах Союза – первое отделение отдавали на откуп музыкантам, и именно джазу мы отдавали предпочтение. А уже во втором отделении, когда посетители расслабятся и так далее, были и попса, и танцы, и разное. Потом была работа в «Ариэле», а в начале 90-х Игорь Бурко позвал меня в «Диксиленд». Игорь всегда так кадры подбирал. Он был широкой души человек, очень контактный, очень общительный. И если он видел интересного для себя персонажа, он не стеснялся – обращался, всегда находил чем заинтересовать. Меня, например, он позвал с «Диксилендом» поработать в Нидерландах. Сказал, что получать я буду чистыми около тысячи долларов. А это, напомню, была середина 90-х… Так что я долго не думал, нашел себе замену в «Ариэль», они ввели его в репертуар, мы дружески, без скандалов, расстались, и я полностью окунулся в джаз. Конечно, это был другой уровень – выступать на тематических фестивалях, вживую видеть и слышать лучших музыкантов мира, дышать этим всем.

- А Вас звали остаться за рубежом?   

- Предложения были – не всему «Диксиленду», а мне лично – остаться в Голландии с перспективой получить гражданство, перевезти семью.

- Почему же Вы не воспользовались?

- Мне там скучно. И я был молод – хотел быть рядом с родными, а не ждать три года без возможности повидаться. И потом, фестивали – это не каждый день, да еще и условия труда, которые  предлагались, были не ахти, больше того, местные музыкальные профсоюзы спохватились и начали исполнителей с просторов бывшего Советского Союза поджимать – урезать гонорары, давать меньше концертного времени и так далее. Мы уже не были экзотикой. И плюс есть перед глазами примеры тех, кто остался. Когда они приезжают сюда, чтобы поменять свои российские документы – большой радости в глазах от того, что они живут в «свободном мире», я не вижу.  Большинство давно уже не брали в руки инструменты, им, 65-70-летним, до сих пор приходится работать по 10-12 часов на неквалифицированной работе. Но зато они граждане Нидерландов – это да.

- То есть Вы снова сделали выбор, и он для Вас оказался удачным?

- Хироманты, когда смотрят на мои руки, всегда удивляются – говорят, в линиях «прописано» столько поворотов судьбы! Мне, по большому счету, всегда везло на хороших людей, в первую очередь. Не повезло, я считаю, только три раза, причем дважды это невезение связано с именем моего любимейшего американского джазового гитариста-виртуоза Пэтом Мэтини (Pat Metheny). Первый был, когда мы приехали с гастролями во Францию и узнали, что буквально вчера на этой площадке выступал Мэтини. Знай я об этом – примчался бы сам, заранее, на электричке! Вечер-то накануне был абсолютно свободен. Второй раз – мы в Германии, на одном из фестивалей, и узнаем, что здесь, на этой сцене, где сегодня мы работаем, завтра будет выступать Пэт Мэтини, но надо же так случиться, что мы уезжаем сегодня и график у нас очень плотный, остаться никак нельзя. И третий случай: я жил целое лето в Бонне, работал как уличный музыкант, много общался, знакомился, но только через несколько лет узнал, что в это же время в Бонне жил и давал частные уроки второй из моих любимых музыкантов, гитарист, который оказал на меня самое сильное влияние, Джо Пасс (Joe Pass). И я мог – если бы только знал! – созвониться с ним, взять уроки, просто поговорить…

- Просто поговорить с великим музыкантом? Вот так просто?

- Все, с кем я встречался в мире джаза – звезды или просто профессиональные музыканты – с каждым можно пообщаться насчет секретиков, приемчиков. Все джазмены абсолютно демократичны, вне зависимости от статуса, гонораров и количества отработанных сетов. Потому что джаз – такая музыка… Твое отношение к жизни должно быть открытым, ты должен нести позитив. В джазе нет интриг.

Вот в классике основная задача – что? Максимально приблизиться к оригиналу, идеальному исполнению того, что придумал композитор.

В джазе у исполнителя задача – показать свою творческую индивидуальность на основе того, что ты придумал сам – пусть три ноты и два аккорда или на основе того, что придумал другой композитор. И если ты должен проявить свою индивидуальность, то как ты можешь бороться за место под солнцем? Запретишь другому проявлять свою индивидуальность? Но он-то будет играть ту же мелодию совершенно по-другому. Сам принцип, сам подход к музицированию другой…

- Валерий Петрович, в «Диксиленде» тоже все так – без интриг?

- Всегда так было и при Игоре (Бурко. – Прим. авт.), и я надеюсь, остается так же и сегодня – по крайней мере, я прикладываю все усилия, чтобы сохранялась атмосфера дружбы и творчества, без зависти, но с готовностью подставить плечо в случае необходимости.

Беседовала Ольга Бороденок,
фото Надежды Пелымской

Интервью / другие новости из раздела

Алексей Кобылин: Южноуральские аграрии кормят не только себя, но и соседей Евгений Гельфонд, НХТ: Без любви ничего не стоит начинать Эка Арбузова: Главное в жизни – умение слышать себя и доверять внутреннему голосу Александр Зимин: Быть делегатом съезда очень почетно и ответственно Вячеслав Малашковец: Съезды судей придают колоссальный импульс движению вперед Василий Заржецкий: Я ставлю хорошую светлую мелодраму Юрий Буренко: Человек, защита его жизни и здоровья – приоритет гражданской обороны Максим Шовкань, Златоустовский метзавод: За нами будущее ЗМЗ! Лука Джиберти, режиссер: Челябинские солисты очень хорошо подготовлены Павел Яковлев: «Урал» смотрит в будущее Алла Мицкевич, судья Челябинского облсуда: Механическое законоприменение исключено Виктор Булатов, главный тренер ФК «Челябинск»: Задача – развиваться и ставить максимальные цели
Опрос

Поддерживаете ли Вы внедрение единой платежки по оплате ЖКХ?