Четыре АЗС в Уральском федеральном округе впервые подвергнуты оборотным штрафам за продажу некачественного автомобильного топлива. Всего на территории УрФО было проверено восемь АЗС, и в половине случаев надзорные мероприятия позволили выявить несоответствие продаваемого топлива требуемым качественным характеристикам. Общий объем начисленных штрафов составил 2,83 млн рублей. О том, как Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) дальше собирается бороться с нарушениями на топливном рынке, его руководитель Алексей Абрамов рассказал в интервью Агентству новостей «Доступ» в кулуарах выставки-форума «Иннопром-2018» в Екатеринбурге.
- Алексей Владимирович, много ли оштрафованных по стране в целом и какова общая сумма начисленных штрафов?
- С апреля, когда по итогам первых надзорных мероприятий были наложены первые штрафы, в общей сложности оштрафовано около 50 автозаправок на общую сумму около 28 млн рублей. Средний «чек» платы за нарушения технического регламента составил около 800 тыс. рублей.
- Для нарушителей это чувствительно?
- Судите сами. Ранее максимальный штраф составлял всего 40 тыс. рублей. Сейчас, благодаря тому, что с нашей подачи были внесены изменения в федеральный Кодекс об административных правонарушениях (статья 14.43.1), стали применяться так называемые оборотные штрафы. Изменения вступили в силу 29 января 2018 года, и теперь за нарушение требований технического регламента по качеству топлива придется заплатить в размере 1% совокупной выручки, которая была получена продавцом за год, предшествовавший выявленному нарушению. Если мы этого продавца поймаем повторно, размер оборотного штрафа возрастет до 3%, но кроме того, нарушителю будет грозить и приостановка деятельности на срок до 90 суток.
- На днях Росстандарт анонсировал наступление по второму фронту – ведомство собирается бороться с недоливом топлива на АЗС. Это действительно масштабная проблема? Нас, автомобилистов, в самом деле обманывают на количестве бензина, отпускаемого с колонок?
- Сейчас, исходя из данных нашего метрологического надзора, пока нельзя сказать, что проблема носит масштабный характер. Но здесь важно понимать: сегодня все наши проверки – плановые. То есть мы вынуждены предупреждать о том, что идем с проверкой. И надо понимать, что нас встречают во всеоружии. Поэтому мы практически всегда фиксируем отсутствие формальных нарушений. И именно по этой причине мы предложили законодательно разрешить нашим инспекторам применять метод «тайного покупателя». Когда на заправку приедет автомобиль со скрытой канистрой, тем, кто зарабатывает на недоливе, будет куда сложнее нас обмануть.
- Насколько, по-вашему, адекватны данные, которые озвучила Федерация автовладельцев России, заявившая, что порядка 76% АЗС «балуются» недоливом, из-за чего фактическая стоимость оплаченного бензина давно превысила 50 рублей за литр?
- Для нас была показательной болезненная реакция на это заявление.
- Продавцы топлива действительно усомнились и в том, что можно делать такие выводы, основываясь на проверке всего 40 из десятков тысяч заправок по стране. Плюс не очень понятна методика проверки…
- Методика сейчас проверяется профессиональными метрологами. На мой взгляд, она заслуживает внимания и вполне может послужить основой для сертифицированной и введенной в практику методики, которую мы, надеюсь, представим в самое ближайшее время. Что касается адекватности выборки: конечно, чем больше статистического материала, тем релевантнее данные. Но важно, что тот срез, который получен сейчас, охватывает все категории игроков. Это заправочные станции интегрированных операторов, крупных сетевых компаний, а также независимые АЗС. Посмотрели всех.
Однако я бы акцентировал внимание даже не на этом. Утвержденная методика, необходимые средства измерения рано или поздно у нас будут. Но куда важнее, что организации, которые торгуют моторным топливом, должны понимать: «тайный покупатель» может прийти к ним в любой момент. Важно создать условия, в которых слишком рискованно будет заниматься подобного рода махинациями.
Собственно, здесь мало нового: тот же подход мы использовали в борьбе с контрафактом на заправках. Это же две стороны одной медали: нечестные игроки рынка будут стараться экономить или на качестве, или на количестве. И вот эта постоянная угроза попасть под оборотные штрафы в сочетании с внезапными проверками, как мы считаем, вполне может обеспечить адекватное противодействие мошенникам.
- Рынок готов принять эти новые правила игры?
- Мое мнение таково, что в деле формирования цивилизованного рынка, введения правил и контроля за их исполнением хороши все средства, касается это рынка топлива, пищевой продукции или товаров легкой промышленности… Государство должно заниматься контролем, жестко наказывая злостных нарушителей, и при этом создавать нормальные, цивилизованные условия для «белых» операторов. Чтобы через отлаженную систему органов сертификации и испытательные лаборатории можно было убедиться, что компания не нарушает правила.
Причем необязательно, что проверка будет инициирована извне – контроль качества работы важен и самим игрокам. Здесь надо четко отделять злостных нарушителей, в отношении которых должна быть жесткая ответная реакция со стороны государства, от тех, кому нужна поддержка. Кому нужно оказать организационно-методическую помощь и т.д.
Что касается потребителя, он должен быть уверен: государство обеспечит ему защиту от некачественной и небезопасной продукции или, как в случае с недоливом, от прямого обмана.
Беседовал Александр Полозов,
фото rostest.ru