С 1 января 2013 года вступили в силу новые правила оказания скорой медпомощи, предусматривающий разделение скорой на экстренную и неотложную, а также отказ от специализированных бригад, санитаров и введение должностей «водитель-санитар», «фельдшер-санитар». В некоторых регионах страны изменения уже реализованы, однако неясно, приживутся они или нет. По словам главврача скорой помощи Челябинска Александра Васильева, медики областного центра готовы к работе в новых условиях. О том, что изменилось для врачей и пациентов южноуральской столицы, – в материале Агентства новостей «Доступ».
- Александр Александрович, была ли система скорой помощи в Челябинске готова к этой к реформе?
- Да, челябинская скорая вполне готова к изменениям. Каких-то явных проблем в реализации нового порядка оказания помощи пока не заметно. Сейчас готовятся методические рекомендации по разъяснению некоторых пунктов закона. Там определен не только профиль вызова, но и штатные нормативы, аппаратура для оснащения бригад и многое другое. В целом по Челябинску новые правила стабильно действуют.
- В рамках реформы скорая помощь разделилась на экстренную и неотложную. В чем между ними разница? И кто определяет, куда надо ехать быстро, а кто из больных может и подождать?
- К экстренным вызовам относятся те случаи, когда есть угроза жизни пациента. Например, человек без сознания, умирает, упал с большой высоты, роды. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия всегда будут относиться к экстренным ситуациям, даже если серьезных травм нет. Неотложные вызовы нужны, когда гражданин может немного подождать. Это повышение артериального давления, боли в горле, температура, старые травмы. Новый закон разграничивает эти угрозы для оптимизации деятельности скорой.
Все звонки поступают в центральную диспетчерскую службу 03 (с 27 января резервный номер 103. – Прим. АН «Доступ»). Фельдшер, который ведет диалог с пациентами, определяет категорию срочности направления бригады. Как правило, эту функцию выполняет медицинский работник со стажем. Вообще, здесь трудится врачебная элита – диспетчер должен из рассказа больного определить, насколько серьезна ситуация. Кроме того, мы записываем все вызовы и отслеживаем качество работы.
- И как быстро скорая помощь должна прибыть к пациенту?
- Экстренная помощь – в пределах 20 минут, «неотложка» может ехать к пациенту до двух часов.
- Бывают ли опоздания?
- Конечно, в пик вызовов могут быть опоздания, но в 99% случаев мы укладываемся в отведенный 20-минутный интервал.
- А на какое время приходится пик вызовов?
- Традиционно на период с 19.00 до 01.00. К этому времени все плановые лечебные учреждения – поликлиники, амбулаторная служба – прекращают работу, и граждане начинают обращаться именно к скорой помощи.
- Сколько действует в областном центре бригад скорой помощи, и изменился ли в связи с реформой их состав?
- В Челябинске бригады скорой помощи действуют в нескольких категориях: специализированные, врачебные общепрофильные и фельдшерские линейные. Здесь никаких изменений не произойдет. В команду входит врач или специалист скорой и его помощник – фельдшер. Эти люди выезжают как на экстренные, так и на неотложные вызовы.
В настоящее время у нас работает 75 бригад. Также есть девять пунктов неотложной медицинской помощи при поликлиниках города. На их базе действует еще 12 бригад, которые выезжают по неотложным вызовам.
- Хватает ли вам специалистов?
- Есть недостаток, как и во всех учреждениях. Нам хотелось бы иметь больше сотрудников – так было бы неплохо организовать еще 20 бригад. При этом растет и количество пунктов неотложной помощи, что и создает небольшой дефицит.
- А много ли молодых специалистов пришло в скорую за 2013 год? Проводится ли какая-то кадровая работа с выпускниками учебных заведений?
- В минувшем году к нам пришло вдвое больше молодых специалистов, чем ожидали: 40 вместо 18-20. Причем ребята не только из Челябинска, но и из других городов, например из Санкт-Петербурга, Кыштыма, Магнитогорска, Сатки, Златоуста. Здесь стоит поблагодарить Управление здравоохранения администрации города – совместно с нами представители мэрии посещали места прохождения фельдшерской практики и разговаривали с каждым выпускником, рассказывали о преимуществах скорой помощи. Добавлю, что в этом году в интернатуру впервые поступило сразу три врача – этого не было много лет.
Их подготовка идет по плану. Раз в пять лет медработник проходит цикл повышения квалификации. Также есть ежемесячная работа на подстанциях скорой помощи. Есть учебный класс, где врач-методист читает лекции специалистам и проводит занятия на симуляторах и муляжах.
- Работа на скорой помощи фактически сложнее, чем в стационаре, – бригады выезжают и в дождь, и в снег, и к разному контингенту. Есть ли денежные надбавки выездным бригадам?
- В Челябинске зарплата младшего персонала скорой – одна из самых высоких по сравнению с жалованием сотрудников различных медучреждений города. Специальных надбавок у нас нет, но за непрерывный труд у работника формируется стаж и, соответственно, надбавка. Также есть оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Беседовал Сергей Боровинских