В сложной экономической ситуации представители торговых сетей рассматривают кризис и потребность импортозамещения как новую возможность для российских производителей. Поэтому сегодня эксперты констатируют факт: обратной стороной медали санкций и продуктового эмбарго стал выход в свет новых отечественных производителей, которые на радость бизнесу, власти и покупателям заняли место на полках крупнейших торговых сетей на Урале. О позитивных тенденциях розничной торговли на Урале – в материале Агентства новостей «Доступ».
В России – кризис. Этого давно никто не отрицает: с 2013 года в стране перестала расти промышленность, начали падать инвестиции и нарастать долги бюджетов регионов. Год спустя полетела вниз цена на нефть, а вслед за ней ослабел рубль, к чему добавилась политическая нестабильность – как внутренняя, так и внешняя. Но заметнее всего для рядовых россиян оказалось снижение оборота розничной торговли. В частности, на Южном Урале этот показатель упал почти на 15% (для сравнения в соседней, сопоставимой по объему рынка Свердловской области оборот снизился только на 10%. – Прим. АН «Доступ»).
Чтобы сгладить последствия кризиса и сохранить покупателей, крупные торговые сети Урала пересматривают отношения с поставщиками. Например, компания X5 Retail Group заявила о том, что несмотря на кризис и санкции, она не вносила корректировок в свои планы развития, а вместе с тем еще и значительно увеличила количество местных поставщиков, чем самым внесла лепту в актуальный сегодня процесс «импортозамещения» и сохранила для своих покупателей адекватные цены на основной набор продуктов.
Так, только в 2015 году ассортимент торговых сетей в Уральском дивизионе (Пермский край, Челябинская, Свердловская, Тюменская и Курганская области) пополнился продукцией более 50 новых местных российских поставщиков. В выигрыше все: бизнесмены и предприниматели получили гарантированный и авторитетный рынок сбыта, покупатели – свежие хорошо знакомые местные продукты по доступным ценам, а представители власти – достойную статистику по импортозамещению.
«C каждым годом интерес потребителя к продуктам местного производства неизменно растет. Мы стараемся следовать интересам покупателей, изменениям их предпочтений. Соответственно, растет и доля продукции местного производства на полках наших магазинов. Плюс обеспеченность покупателя свежей продукцией местного производства дает возможность выбора, что очень благоприятно влияет на формирование лояльности к нашим магазинам», – отмечает заместитель директора Уральского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Виктор Долгушин.
Самыми активными в 2015 году стали производители Свердловской области, где с X5 начали сотрудничество 22 партнера. Также в прошлом году у торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» появилось 11 новых поставщиков из Пермского края, девять – из Челябинской области, пять – из Курганской и четыре – из Тюменской области. В итоге только в 2015 год доля местных производителей в ассортименте торговых сетей X5 Retail Group в регионах Уральского дивизиона достигла 26%.
Благодаря этому расширился ассортимент в ряде ключевых товарных категорий, таких как хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная гастрономия, мясо, птица, овощи и фрукты, бакалея, соки, воды и другие.
В числе новых поставщиков хлебобулочных и кондитерских изделий – ООО «ТК "Кондитерский мир"», ОАО «Кондитерская фабрика "Пермская"», ООО «ВИТЕК», ООО «Воткинский хлебокомбинат», АО «Тавдинский хлебозавод», ОАО «Хлебокомбинат Нефтеюганский», ООО «Ирбитский хлебозавод», ООО «Хлебная легенда», ИП Валеев Тимур Рафимович, в молочной гастрономии – ООО «МОЛОКО», ООО «Молсбыт», ООО «КМЗ», ООО «Белорецкий маслосыркомбинат», ООО «Новоуральский молочный завод», ООО «МОЛОКО УРАЛА», ООО «Фермерские продукты», в фруктах и овощах – ООО «Агрофирма Перспектива», ООО «Фруктовый терминал», ООО «Экопродтрейд», ООО «Мегасервис», ООО «Грин» и другие.
Южноуральский кондитер Тимур Валеев стабильно продает через Х5 более 18 тонн хлебобулочных изделий и очень гордится «местом на полке» в торговых сетях на Урале «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
«У нас выгодное сотрудничество – мы поставляем качественный товар, Х5 обеспечивает нам пятипроцентный прирост прибыли. Сегодня мы работаем над модернизацией упаковки нашего продукта, хотим привлечь больше потребителей, перейти на более красивый, привлекательный дизайн упаковки. Этого требует рынок», – говорит Валеев.
Заместитель начальника управления, начальник отдела пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза Челябинской области Юлия Дида отмечает, что в магазинах федеральных торговых сетей, в частности, в сетях X5 Retail Group, одни из самых низких розничных цен на овощи, фрукты, муку, крупу гречневую, подсолнечное масло, соль, сахар, воду, колбасы сырокопченые, мясо кур.
«В условиях действующих санкций и ограничения импорта Соглашения о сотрудничестве Минэкономразвития и Минсельхоза региона с торговыми сетями способствуют продвижению товаров местных производителей, а также недопущению дефицита продуктов. Все представители розничной торговли тесно работают с местными производителями продуктов питания, соответственно тем самым повышая конкуренцию. Взаимодействие местных поставщиков и торговых сетей продуктивно влияет на оценку качества продукции местных производителей, требования к упаковке», – отмечает Юлия Дида.
Привлечению новых поставщиков в прошлом году способствовала программа деловых форумов «Диалог Х5». Она направлена на совершенствование партнерских отношений с российскими производителями, заинтересованными в сотрудничестве с входящими в компанию торговыми сетями. В рамках программы региональных производителей консультируют по целому спектру важных вопросов взаимодействия с торговыми сетями, предоставляя информацию о контроле качества продукции, маркетинговых возможностях, а также требованиях к перевозке, хранению, реализации и утилизации пищевой продукции в соответствии с правилами технического регулирования в Таможенном союзе и действующими техническими регламентами торговых сетей Х5.