В Челябинске 18 сентября состоится официальное открытие новой набережной – при этом пешеходный участок вдоль реки Миасс доступен для прогулок уже сейчас, и не все жители города в восторге от увиденного. Что не понравилось челябинцам, и почему долгожданный объект вряд ли может претендовать на статус главной городской достопримечательности – в репортаже корреспондента Агентства новостей «Доступ».
Вряд ли еще какой объект Челябинска за последние годы рождался в таких муках. Коротко напомним: набережную, которая должна была стать одной из визитных карточек города, должны были сдать еще к саммитам БРИКС и ШОС к лету 2020 года. Как известно, из-за пандемии коронавируса, а также по причине неготовности ряда знаковых объектов, вроде конгресс-холла «Крылья», который сейчас своими недостроенными «ребрами» портит панораму центра города, международные форумы не состоялись. В набережную на первоначальном этапе вбухали больше 250 млн рублей, после чего от первого подрядчика отказались, и выделили еще почти 600 млн следующему. Но и после этого сроки сдачи несколько раз переносились. Не отсюда ли получилось то, что получилось?
Со стороны входа в здание филармонии к набережной ведет лестница, слишком узкая для сооружения такого масштаба. Впрочем, справа ее дублирует широкий просторный пандус для мамочек с колясками и маломобильных граждан. По светло-серым гранитным ступеням спускаемся вдоль светло-серой мраморной стены. Здесь все – светлое-серое, включая трубы парапета, за исключением плит бледно-розового цвета, настолько бледных, что они практически сливаются с общей серой гаммой.
Больше фото в рубрике ФОТОДОСТУП
Какой-то начинающий блогер водит по сторонам селфи-палкой. Порывы холодного сентябрьского ветра с реки доносят обрывки фраз: «новое пространство серости», «навевает тоску», «скучно и уныло». Взгляд невольно ищет цветовых пятен, способных оживить казенную палитру, и натыкается на черные металлические поддоны с анютиными глазками, черные столбы и черные люки многочисленных колодцев. Монохром дополняет и отделка трех соединенных вместе киосков, два из которых пока пустуют, а третий предлагает горячие напитки. Поэтому коричневое дерево брусьев для лавочек непроизвольно радует глаз.
Вскоре справа коридор набережной прерывается выходом на улицу Цвиллинга. Перед ним – небольшой пятачок со скамейками, за которыми бельмом в глазу сереет полоса бетонного строительного забора. Интересно, его уберут к официальному открытию или, хотя бы, чем-нибудь стыдливо закамуфлируют? Далее под декоративным навесом – качели в форме сидений со спинками. Все – заняты и, судя по фотографирующимся отдыхающим https://www.putevka.com/hotels/russia/chelyabinsk, нравятся горожанам. А вот и спуск к воде. Около двадцати ступеней ведут к площадке у воды, едва превышающей в ширину два метра. В архитектуре она называется «копчик», и сразу вспоминаешь просторные сооружения в обеих столицах, каждое из которых является самостоятельной достопримечательностью в миниатюре.
«Есть, условно говоря, два типа набережных – “питерские” и приморские», – делится впечатлениями экс-челябинец, а ныне архитектор из Санкт-Петербурга Антон Карандышев. «Питерские – чопорные и строгие, они должны гармонировать с исторической застройкой. Приморские – максимально яркие, с цветной плиткой. Я думаю, что Челябинску больше пошли бы именно такие, так как серости городу и так хватает».
По словам архитектора, всего-то и нужно было – это сделать вкрапления в тротуаре из цветного гранита. Обычно используют черный и бордовый. Цветовая гамма набережной сразу приобрела бы жизнь.
Набережная в Сан-Ремо (Италия). Все ярко, весело и само создает хорошее настроение.
Но главный недостаток, как по мнению петербургского эксперта, так и местных жителей – это отсутствие сквозного прохода к другому участку набережной, расположенному за Историческим музеем. Якобы он предполагался в первоначальном проекте, но затем куда-то исчез.
«Наверно, это дорого. Но можно же пойти неожиданным путем – через ближний к набережной и открытый пролет моста. Ничего рыть не придется. Наоборот, засыпать его – тем более что он не судоходный, укрепить и проложить тротуар к той части, что у памятника Прокофьеву», – предложил архитектор.
Пока же две части одного берега реки соединили пешеходным переходом со светофором. Он появился прямо между входом в здание концертного зала им. Прокофьева и памятником композитору.
С востока набережная упирается в так называемый Сквер искусств. Но пока об искусстве здесь напоминает только полусфера будущей сцены. На остальной территории расположилась детская игровая площадка. Пожалуй, такой в Челябинске еще не было: винтовая горка-труба, канатная лазалка-паутина, встроенные батуты, скалодром «Медведь», вращающиеся качели, на которых интересно как детям, так и взрослым.
И здесь, в отличие от набережной, взгляд приятно радует красочное гаревое покрытие. Возникает лишь один вопрос – насколько этого хватит, и вовремя ли починят поломку? Так, крепление качели на набережной напротив ТРК «Мегаполис» отвалилось уже на третий день после открытия и долго оставались сломанным.