«Что же я наделала…» В 2016 году почти 70 жительниц Челябинской области посетили сомнительные косметические фирмы и салоны красоты, а вышли оттуда с многотысячными кредитными договорами. Разговор «по душам», искусные психологические приемы и страстное желание выглядеть лучше заставили женщин поставить подпись на каждой из 15-ти (!) страниц абсолютно законного с юридической точки зрения договора купли-продажи. Теперь ни прокуратура, ни Роспотребнадзор, ни один суд помочь исправить ситуацию не могут. И в этой связи категоричный лозунг регионального Роспотребнадзора «Стремление быть красивым приводит к жертвам», который поначалу вызывает улыбку, уже не кажется таким смешным. В проблеме разбирался корреспондент Агентства новостей «Доступ».
ЗАЧЕМ ПАСПОРТ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ КОСМЕТИКИ?
Схема у «законных» мошенников не отличается креативом: на мобильник звонит сотрудник колл-центра, представляющийся профессиональным косметологом, и приглашает на бесплатную и «суперэффективную» процедуру красоты. И настойчиво напоминает. что надо взять с собой документ, удостоверяющий личность, то есть паспорт.
«В салоне женщин встречает администратор, просит заполнить анкету и указать паспортные данные. Особо наглые просят оставить паспорт на ресепшен и, к сожалению, самые беспечные оставляют документ и идут в кабинет к "специалисту", который начинает проводить презентацию косметики прямо на лице посетительницы», – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Ольга Степанова.
Пока в кабинете происходит «преображение», офис-менеджер уже вносит необходимые данные в кредитный договор, чтобы потом не отвлекаться на мелочи. «Дальше женщин уговаривают подписать этот договор, который включает в себя покупку косметики и набор косметических услуг. Этот документ содержит 15-20 страниц, и каждую из них женщины подписывают, не глядя. А после в ужасе бегут в надзорные органы», – рассказывает представительница Роспотребнадзора.
С начала 2016 года в Роспотребнадзор обратились уже 69 женщин. В основном, это матери-одиночки, малоимущие и женщины пенсионного возраста.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Татьяна Пашевина объяснила, что такой договор можно расторгнуть, но только если доказать, что косметика наносит вред.
«Но для этого нужно провести масштабное дорогостоящее исследование. Естественно, обманутые потребители не готовы вносить еще и эти суммы», – говорит Пашевина.
Помощник прокурора Калининского района Мария Нестерова отмечает, что проблема не нова, она актуальна и в других регионах России. «В основном, это одни и те же люди, которые кочуют из офиса в офис, меняют названия фирм и реквизитов и, таким образом, заманивают людей и зарабатывают деньги. В Калининском районе уголовных дел по таким фактам не было, потому что правоохранители и прокуратура не находили состава преступления. Ведь договор составлен правильно, подписи ставились добровольно, поэтому такие обращения мы отправляем в Роспотребнадзор. Но я знаю, что в других регионах России возбуждались уголовные дела, когда был доказан факт подсыпки в чай или кофе клиенток психотропных веществ», – рассказывает Нестерова.
СО МНОЙ ТАКОГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ...
Руководитель Челябинской общественной организации «Правовая защита потребителей» Елена Касьянова советует всем женщинам, даже самым умным, сильным и скептичным – не рисковать, а сразу бросать трубку при звонке из такого «колл-центра».
«Я сколько общалась – ни одна женщина не ушла без покупки. Все они с образованием, умные, начитанные и, тем не менее, теперь ежемесячно платят кредит за косметику. Действительно, судебной практики по этим делам сегодня нет, и я думаю, что она вряд ли будет. Поэтому лучше избегать таких "мастер-классов"», – говорит Касьянова.
Сумма среднего «косметического кредита» – 100-150 тыс. рублей. При этом закупочная стоимость набора «суперэффективной» косметики не превышает и 10 тыс. рублей.
Она также напомнила, что «впариваемый» товар – косметика мировых брендов «Дешели» (Desheli), «Солеймер» (Soleimer) и других – относится к группе парфюмерно-косметических товаров, которые не подлежат обмену (возврату), если в наборе не выявлено существенных недостатков, наличие которых опять же должен доказывать сам потребитель за свои же деньги.