В 2016 году в управление Роспотребнадзора по Челябинской области поступило 69 обращений женщин, оформивших кредит на приобретение дорогостоящей «суперэффективной» косметики, – специалисты предупреждают, что возврату она не подлежит, а обязательства по договору выполнить придется, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Особого внимания заслуживает не сама косметика, а маркетинговая кампания, говорят специалисты.
«Начинается все со звонка с приглашением посетить бесплатную презентацию суперэффективной косметики, а заканчивается – потребительским кредитом с огромными процентами. В салоне женщин встречает администратор, который просит заполнить анкету и указать паспортные данные. После этого каждую женщину приглашают в отдельный кабинет, где "специалист" начинает проводить презентацию косметики прямо на лице посетительницы. А в это время администратор салона и ее помощники, имея паспортные данные, оформляют кредитный договор, средняя цена которого составляет около 100 тыс. рублей», – рассказали в Роспотребнадзоре.
Там напоминают, что сделка может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если оно было настолько существенным, что разумно и объективно оценивая ситуацию, женщина не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
«Однако оценка документов, оформляемых на таких презентациях, показывает, что потребители подписывают все страницы кредитного договора, акт приема-передачи товара и другие документы. В дальнейшем суды не принимают во внимание такое основание, как "я не прочитала", "у меня нет денег платить за кредит", поскольку подписью женщина подтверждает ознакомление со всеми условиями договоров», – объяснили в региональном управлении Роспотребнадзора, добавив, что споры по возврату денег с такими продавцами возможно разрешить исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем, напоминают специалисты, товар относится к группе парфюмерно-косметических товаров, которые не подлежат обмену (возврату), если в наборе не выявлено существенных недостатков, наличие которых должен доказывать сам потребитель.
В Роспотребнадзоре призывают женщин проявлять осторожность при посещении различных презентаций. «Таких схем привлечения клиентов много, нужно внимательно подходить к оформлению различных документов. Тем более, что ни одним нормативным актом не закреплена обязанность потребителей брать с собой на презентации документы, удостоверяющие личность, а также указывать такие данные в анкетах», – напоминают в ведомстве, советуя внимательно читать текст договора, условия которого должны быть понятны и доступны для восприятия.