Снимать или не снимать? Конечно, снимать. Много, качественно, самозабвенно, с кровью и потом и неподдельным «животным» удовольствием. Вот только не в России. Потому что, как заявил звездный гость традиционного челябинского кинофестиваля «Полный артхаус» Александр Сокуров, современная российская политика в сфере культуры вообще и кино, в частности, превращает наших зрителей в «стаю волков». Режиссер также порассуждал о современном образовании, закрытии киностудий и «убогой» архитектуре столицы Южного Урала. Самые интересные тезисы из пессимистичного монолога культового режиссера – в репортаже Агентства новостей «Доступ».
В пятницу, 19 февраля, в рамках открытия традиционного челябинского кинофестиваля «Полный артхаус» состоялась масштабная пресс-конференция с известным кинорежиссером Александром Сокуровым. Несмотря на то, что это был будний день, на встречу со звездным гостем приехали сотни поклонников «картин не для масс» – в зале кинотеатра «Мегаполис» не хватило мест, люди стояли на ступеньках между рядами и вслушивались в каждое слово культурного авторитета.
БОЛЬШЕ ФОТО – В РУБРИКЕ ФОТОДОСТУП
Наверное, их ожидания оправдались в полной мере: режиссер выступил в роли философа, критика, революционера и предсказателя. Например, он заявил, что Год кино закончится массовым закрытием киностудий по всей России.
«Год литературы закончился закрытием библиотек. А Год кино, скорее всего, закончится закрытием киностудий, в первую очередь, провинциальных и документальных», – отметил режиссер, добавив, что, в принципе, «того кинематографа, который заставлял бы молодежь ходить в кино, как не было, так и нет».
Спасти кинокультуру в России, по мнению Александра Сокурова, может разрешение проблем дебютов. «Это системная проблема. Нам в год нужно как минимум 80-100 дебютов, понятно, что 70 из них смотреть будет невозможно. Но та пара картин, которые останутся, того стоит», – сказал режиссер.
Он также уверен, что современный зритель не воспринимает русское кино как объект «прекрасного искусства». «Прикормленное, развращенное товаром общество превращается в стаю волков. Им нужна кровь, им нужно потребление кровавой пищи», – заявил гость кинофестиваля.
Впрочем, по мнению режиссера, в этом в больше степени виновато не общество, которое инстинктивно не стремится к хорошему, а федеральная власть, которая, если сказать в общем, неправильно распределяет средства и «душит» российский кинематограф. Поэтому профессионалы уезжают за границу.
«Уезжать! Я всем студентам говорю: уезжайте. Не дают снимать здесь, не дают работать нормально – уезжайте. Я снял "Франкофонию" (картина, открывающая кинофестиваль в Челябинске) за границей и не жалею. В Германии есть фонды, предназначенные для разных ниш культуры. Я много раз говорил Путину об этих фондах и много раз получил отрицательные ответы», – сказал режиссер. Дальше посыпались риторические вопросы: «Что вообще происходит? А где наши деньги? Куда они делись? А были ли они вообще?», – удивляется Сокуров. В ответ публика ухмылялась, «заражалась» его вопросами и громко аплодировала.
На встрече также был поднят вопрос образования. По словам Сокурова, сейчас в России действует «сословное образование». Получить «вышку» могут молодые люди из состоятельных семей, что в корне неправильно, считает он: «При современной системе никакие Шукшины не появятся».
Уже в конце разговора режиссер раскритиковал внешний облик Челябинска. «Нет зеленого пространства, такой огромный город и такие безобразные фасады», – сказал Сокуров. В этот момент у горожан проснулись патриотические чувства: «У вас, видимо, был плохой экскурсовод», – заявила представитель художественного музея Челябинска.
В ответ спикер извинился за оскорбление, сказал, что больше в Челябинск не приедет, потому что не может быть неискренним. И посоветовал горожанам быть самокритичными и «давить» на власть.
Напомним, в программе кинофестиваля заявлено 46 кинолент. В списке значатся как премьеры, так и работы прежних лет, не попавшие в широкий прокат, полнометражные ленты, короткий метр, студенческие работы. Показы пройдут на нескольких площадках и по нескольким программам.