В Челябинске, в рамках Всероссийской конференции, посвященной индивидуализации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выступил директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев – ученый из столицы был пессимистичен и предрек Челябинску социальный взрыв в начале нового учебного года, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Яблоком раздора, по мнению ученого, станет новый инклюзивный стандарт: детей с ограниченными возможностями здоровья приведут в обычные школы, где нет ни обученных педагогов, ни специальных учебников.
«У вас в регионе было 12 экспериментальных площадок по внедрению стандарта. Из них хоть одна школа написала в федеральное министерство образования, что программа имеет шероховатости? Нет. Вы отрапортовали, что программа классная, хотя к ней нет учебников, и квалификацию педагоги не повысили. Я не чиновник и не уполномочен решать эти проблемы. Когда я задаю те же вопросы в Минобрнауки РФ, мне отвечают, что решать их должны регионы», – сказал Николай Малофеев южноуральским педагогам, дефектологам, психологам.
Слова гостя подтверждаются местным опытом. По словам доцента кафедры развития дошкольного образования ЧИППКРО Галины Лавровой, все больше детей с ОВЗ приводят в обычные детские сады, однако воспитатели и методисты не знают, как с ними работать. В таких учебных заведениях нет специалистов-дефектологов, не хватает учебно-методических комплексов.
«Воспитатели массовых групп говорят, что ребенка с ОВЗ они замечать не намерены, для них он балласт. Они утверждают, что если будут заниматься ребенком с ОВЗ, то им придется оставить без внимания остальных детей. Воспитатели признаются, что являются заинтересованной стороной, поскольку два раза в год родители оставляют отзывы об их работе. "Пусть у меня окажется один отрицательный отзыв, но остальные 25 будут положительными", – говорят они. Вот реакция на инклюзию на местах», – цитирует Лаврову ИА «Вектор образования».
Похожие проблемы переживают и педагоги общеобразовательных школ. При составлении адаптированной программы обучения им необходимо разрабатывать модель комплексного психолого-методико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Однако в школах нет ни медиков, ни специалистов-дефектологов и логопедов. Кроме того, в адаптированной программе необходимо уже на старте спланировать результаты обучения, которые в принятом ФГОС для детей с ОВЗ заданы шаблонно. Оценить достигнутые результаты также сложно, поскольку учителя-предметники не понимают, как составить новые контрольно-измерительные материалы или применить уже имеющиеся.
Напомним, в 2015 году Челябинская область получила из федерального бюджета 55,6 млн рублей на формирование в регионе сети базовых общеобразовательных организаций, в которых будут созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Между тем, в школах области фиксируется острая нехватка обычных школьных учебников, не говоря уже о спецлитературе.