Павел Киселев был назначен на должность генерального директора компании после трагической гибели в августе 2011 года Вячеслава Середкина. До того Киселев работал в компании первым заместителем. Как показали первые месяцы работы, новый гендиректор намерен сохранить основные принципы руководства компанией и все традиции, которые существовали при Середкине. Одна из таких традиций – пресс-конференция в конце года с журналистами региональных и федеральных СМИ, работающих в области, на которой гендиректор компании подводит предварительные итоги года накануне профессионального праздника – Дня энергетика.
- Павел Васильевич, каким был для ОАО «Челябэнергосбыт» уходящий 2011 год?
- Год был для нас особенным. Я бы отметил два ключевых момента. С 1 января произошла полная либерализация цен на оптовом рынке электроэнергии – это первое. И второе – на новые принципы регулирования тарифов перешли сетевые компании.
- Каковы были последствия полной либерализации цен на электроэнергию?
- В первом квартале мы наблюдали существенный всплеск цен на оптовом рынке. В течение всего первого полугодия была беспрецедентная неопределенность цены. Мы вместе с нашими потребителями работали в условиях полного отсутствия информации, вынужденно руководствуясь прогнозными величинами. В конце первого полугодия правительство вмешалось в процесс, вследствие чего тарифы были пересмотрены в сторону снижения, с тем чтобы обеспечить рост регулируемой части не более чем на 15%. Это и определило в конечном итоге нашу работу в текущем году. 2011 год можно назвать годом ручного управления энергетикой.
- Каковы основные финансово-экономические итоги работы компании в 2011 году?
- Мы выполним свои показатели по прибыльности меньше, чем в прошлом году, но в соответствии с планами. При этом остались в рамках требований, которые правительство предъявляет к гарантирующим поставщикам в виде набора ограничений на структуру баланса. Уровень оплаты нашими клиентами по итогам года достаточно высокий. Это объясняется ценовыми условиями, которые сложились в 2011 году в пользу наших клиентов: конечная цена выросла лишь на 3%. Для целого ряда юридических лиц она даже снизилась. Основной эффект получили предприятия среднего бизнеса, имеющие такую характеристику, как диапазон часов использования мощности менее 6 тыс. Дебиторская задолженность составила на конец года 1 млрд. 250 млн. рублей. Произошло ее снижение – чуть больше, чем на 3%.
- Какие категории потребителей создают эту дебиторскую задолженность?
- Две категории потребителей являются для нас проблемными. Первая – предприятия-банкроты. Такого рода долгов у нас сегодня около 300 млн. рублей, 25% от общей величины дебиторки. Особые опасения вызывает тот факт, что «мертвые» долги растут. Крупнейшие должники те же – Станкомаш, ЧАМЗ, Троицкий дизельный завод. Вторая категория – предприятия коммунального хозяйства, созданные на базе муниципальных активов. После накопления задолженности они передаются в управление следующим организациям. При этом происходит неконтролируемый рост долга. С областным правительством мы пытаемся выработать механизм противодействия такого рода явлениям.
- Сколько всего электроэнергии потребили ваши клиенты в минувшем году?
- Величина полезного отпуска электроэнергии по итогам года составит 11,2 млрд. киловатт-часов, что на 1,5% больше, чем в прошлом году.
- На докризисный уровень не вышли?
- Нет, для этого надо расти еще на 5-6%. Вряд ли мы достигнем такого показателя и в будущем году.
- Кто больше прирастает – население или промышленность?
- Прирастает больше промышленность. У населения количество новых лицевых счетов выросло к началу года на 5%. Особенных предпосылок к росту у этой категории потребителей в 2012 году не просматривается.
- А сколько всего потребителей у Челябэнергосбыта?
- На конец нынешнего года клиентская база нашей компании такова: 39 тыс/ договоров с юридическими лицами и 1 млн. 250 лицевых счетов граждан.
- Какую долю рынка сегодня занимает ваша компания? Какие еще компании, кроме Челябэнергосбыта, имеют статус гарантирующего поставщика?
- В Челябинской области сегодня восемь компаний закупают электроэнергию на оптовом рынке, чтобы дальше поставлять ее потребителям области. Доля Челябэнергосбыта в этом общем объеме составляет 53%. К уровню прошлого года показатель практически не изменился. Все остальные компании имеют гораздо меньшую долю. Самая крупная из них – Мечел Энерго, поставляющая энергию Челябинскому металлургическому комбинату. Гарантирующие поставщики, кроме нас, Магнитогорская энергетическая компания, Русэнергосбыт и новая компания, появившаяся в этом году – Оборонэнергосбыт, которая осуществляет энергоснабжение оборонных предприятий и поставляет электроэнергию жителям военных городков. Пока ее доля на рынке несущественна.
- В самом статусе гарантирующего поставщика электроэнергии появились ли какие-то существенные изменения?
- Этот статус регулярно уточняется с точки зрения прав и обязанностей. При этом не принят ряд необходимых нормативных документов, в частности, целевые правила работы розничных рынков электроэнергии. Решения, вступающие в силу в 2012 году, на гарантирующих поставщиков накладывают новые обязательства. В основном, они касаются повышения прозрачности компании для клиентов, новых стандартов раскрытия информации. Клиент должен знать о компании все, чтобы сделать осознанный выбор поставщика. Сама процедура смены поставщика будет упрощена.
- Что нового и прогрессивного удалось внедрить в работу компании в уходящем году?
- Участие Челябэнергосбыта в оптовом рынке электроэнергии уже традиционно становится нашей сильной стороной. Специалисты компании подготовили и реализовали проект, который позволяет предоставить нашим клиентам возможность страховаться от неконтролируемого изменения оптовой цены. Впервые в России совместно с Московской энергобиржей в четвертом квартале мы предложили такого рода продукт. Получили хорошую обратную связь. Это направление будем развивать.
Очень приятно говорить о том, в чем мы себя чувствуем передовиками. Уже внедрены такие сервисы, как передача показаний счетчика с помощью sms-уведомления, в этом году ввели услугу «Личный кабинет» для населения, в скором времени введем и для юридических лиц. Гражданам мы обещали предоставить возможность оплачивать наши услуги через интернет с помощью банковской карты. В декабре-январе такой сервис у клиентов появится. Все перечисленное – в рамках нашей стратегии по расширению каналов связи с клиентами, повышению информационной доступности.
- Как скажется на работе компании в 2012 году увеличение тарифов не с 1 января, как обычно, а с 1 июля?
- Так же, как на всех других энергокомпаниях – и генерирующих, и сетевых. Ожидаем увеличения кассовых разрывов, учитывая, что издержки будут расти с 1 января. Тем не менее, посредством изменения тарифа с 1 июля предусмотрен порядок компенсации такого рода непокрываемых затрат. Мы не питаем особенных иллюзий, что подобные решения сделают жизнь энергетиков проще, однако видим в этой ситуации и свои положительные стороны: наши клиенты смогут рассчитаться по накопленной задолженности, для нас это плюс.
- В конечном итоге, как сложится для потребителей будущий год?
- Среднегодовой рост цены для населения составит 3%, для всех остальных потребителей – 5%. Однако следует оговориться: как сложится цена на оптовом рынке электроэнергии – пока неочевидно. Большого сокращения перекрестного субсидирования для промышленных потребителей мы не ожидаем, здесь государственная политика вряд ли изменится. Однако и цена 2011 года не показательна. Здесь потребитель получил снижение в результате ручного управления энергетикой, как уже было сказано. 2012 год прогнозировать очень сложно.
- Павел Васильевич, у потребителей возникла такая проблема: в связи с отменой зимнего времени двухтарифные счетчики требуют перепрограммирования. Как это будет сделано? В какое время и за чей счет? Не случится ли обратного перехода на зимнее время?
- Будет переход или нет – это вопрос к власти. Тем, у кого установлена АСКУЭ (автоматическая система коммерческого учета электроэнергии) мы перепрограммируем бесплатно и дистанционно. Для остальных потребителей вопрос можно решить по-разному. В некоторых регионах средства на это выделяет бюджет, в некоторых – энергоснабжающие организации, где-то – сами жильцы. Стоимость перепрограммирования одного счетчика – от 500 до 900 рублей. У нас таких счетчиков установлено более 65 тыс. Средства получаются немалые. Мы вышли со своим предложением к ЕТО – Единому тарифному органу. Решение остается за субъектом Федерации.
Подготовила Александра Сергеева