Четырем городам Челябинской области необходимо подготовить местных жителей к массовому увольнению на предприятиях. О том, каким предприятиям грозит сокращение, а также почему жители Златоуста недовольны ярмарками вакансий и предпочитают стоять на учете на бирже труда – Агентству новостей «Доступ» рассказал начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов.
- Владислав Валентинович, каким городам Южного Урала стоит быть готовыми к массовому увольнению?
- По ожидаемой ситуации в сфере массовых увольнений считаю, что особое внимание, кроме Злаутоста, понадобится Челябинску, Верхнему Уфалею и Кыштыму на период до середины лета.
По Челябинску – это ЧТЗ-Уралтрак. Уже поступило уведомление на 1 тыс. 550 человек. Новое руководство заявило, что к концу года численность работников будет доведена до 6 тыс. работников. Исходя из численности наших баз данных – 9 тыс. 150 человек – соответственно, еще 2 тыс. будут добавлены к спискам на увольнение. К 30 апреля руководство завода обещает определиться с графиком. Начальство не очень конструктивно реагирует на наше предложение вести консультационную работу. И почему-то закрыло нам доступ к службе занятости других работодателей. Я думаю, они не совсем понимают экономические последствия своих действий.
В Верхнем Уфалее достаточно серьезная ситуация, так как это моногород. Внимательно надо отнестись к ситуации на заводе металлоизделий: 274 человека предполагаются к увольнению, из них 245, скорее всего, могут быть признаны безработными (май-июнь). В городе достаточно сложная ситуация по вакансиям – их немного. Стоит вопрос по работодателям города.
Есть опасения по «Уралэлектрофольге», но там ситуация хорошо развивается, так как мы еще в феврале начали работу с главой города. Есть перспективы по работодателям.
- Какова сейчас ситуация на ЗМЗ?
- С 1 января 218 человек стоят на учете. Обратились на сегодня 918 человек, 197 из них – пенсионного возраста. Мы проводим несколько крупных ярмарок вакансий, повседневную работу. Около 250 человек трудоустроены через центр занятости. В Златоусте 16 апреля будет работать очередная ярмарка вакансий. Около 400 человек за прошлые две ярмарки трудоустроились (не только с ЗМЗ, а в целом, по городу).
- Почему экс-сотрудники предприятия находятся на грани паники, особенной критике подвергаются предложенные ярмарки вакансий?
- Ярмарки вакансий, которые у них проводятся, развиваются по стандартной схеме: ситуация высвобождения на ЗМЗ вызывает недовольство, потому что вероятность того, что человек подберет на конкретной ярмарке вакансий работу – менее 10%. Это значит, что человек ходит на ярмарку вакансий, чтобы постепенно напитываться информацией. Он начинает соображать: какие зарплаты ему предлагают, какие работодатели и какие профессии появляются на рынке труда, где они заявлены: в городе или вне него.
Мы знаем про массовое увольнение, но мы не можем под него сформировать массовый банк вакансий. Они сегодня появились, завтра их нет, но появились новые. То есть это растянутый по времени процесс подбора работы.
Ситуация не соответствует тем ожиданиям, которые свежеуволенный человек внутри себя держит. И человек начинает корректировать себя. Металлург, например, требуется, но с зарплатой не 50 тыс. рублей, а 20 тыс. рублей. Он должен не смириться с этим, а вообще просто устроиться хотя бы куда-нибудь работать, так как элементарно ему надо платить коммуналку и покупать продукты питания. Но ему никто не запрещает интересоваться новыми вакансиями.
- То есть металлургам нужно устроиться на работу продавцами, так как их сегодня требуется больше всего?
- Необязательно. Наша задача – социализировать человека, так как, не работая, человек превращается в тунеядца. До весны или лета 2015 года, пока у нас стоит ситуация с массовым увольнением по ЗМЗ, работа идет практически в норме – все трудоустроятся, хотя бы из-за того, что в городе есть стагнация на рынке труда. Хорошие вакансии в городе появляются редко, мало создается новых рабочих мест, хотя Златоуст удачно расположен. Поэтому эта вся история растянется на год. Мы все это время готовы держать экс-сотрудников на максимальном пособии, это их законное право. Но лучше если человек будет сам проявлять какую-то активность.
- Сотрудники сетуют на то, что им предлагают вахтовую работу, удаленно от дома…
- Эти предложения специально для тех, кому надо срочно подзаработать или выделенных денег не хватает, для этого и существуют вахтовые вакансии. А то, что там местные политиканы пытаются разрисовать, у меня вызывает взрослый смех. Какое может быть строительство нового металлургического завода при государственном участии? В лозунге заявлено 5 тыс. рабочих мест. Да тогда застрелится весь город и предприятие во главе. Мы туда таджиков что ли повезем, чтобы эту цифру закрыть? Напомню, что купило ЗМЗ именно госпредприятие «Красный октябрь». Новая команда «Октября» сейчас пытается понять, что там надо сносить и сколько миллиардов туда надо вбухать, чтобы это было современное предприятие, потому что там одно старье.
- Какова ситуация с теми людьми, которые ранее попали в простой?
- На самом деле большинство из уволенных на предприятии больше года не работали, они так и стояли в простое, теперь большие вопросы есть по их квалификации, переучивать надо и так далее. По-доброму, если новое предприятие строить – там тысяча мест и то – за глаза. Это реальная ситуация, поэтому ЗЭМЗ – фактически государственное предприятие с достаточно большой численностью, попыткой вывести его на модернизацию. Вопрос: сколько там будет людей когда-то работать. Может, больше, а может, меньше – это нормальный процесс.
Людей для паники подогревают политическими спекуляциями. Ходят разговоры о том, что металлургов забыли, забросили, не исполняются нормативы со стороны службы занятости, а я их что за руки что ли держу? Пожалуйста, в прокуратуру. Я свой центр занятости предупредил: будут какие-то жалобы – бошки поснимаю всем.
Беседовала Диана Кабанова