Об электронных системах на службе у образования в интервью Агентству новостей «Доступ» рассказала начальник Управления по делам образования Челябинска Светлана Портье.
- Светлана Викторовна, электронное общество постепенно проникает во все сферы нашей жизни. Мы все чаще слышим об электронной очереди в детский сад, об электронных учебниках… Как все это работает, насколько прозрачны эти системы?
- Стремительно набирающий обороты процесс информатизации общества, в целом, влечет за собой серьезные изменения и в стратегии образования. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города Челябинска актуальна работа по предоставлению услуг в электронном виде. Это не только базы данных, хранящие «заложенную» информацию, и новые формы отчетов, но и более активное вовлечение родителей в образовательный процесс путем предоставления им в электронном виде качественной и актуальной информации: о текущей успеваемости ребенка, результатах предметных олимпиад, школьных событиях, о зачислении в образовательное учреждение и многом другом.
Сегодня для нас актуальна организация работы по введению современных систем оценивания учебных достижений школьников на основе современных информационных технологий.
Другой пример – электронная очередь в дошкольные образовательные учреждения. В экспериментальном режиме этот продукт был введен в городе уже достаточно давно, сейчас на эту систему переходит весь регион. Электронная очередь – проект социально значимый, поскольку обеспечивает для населения прозрачность и доступность информации.
- И сколько на сегодняшний день детей в этой очереди?
- В очереди зарегистрировано порядка 33 тыс. детей в возрасте от нуля лет. Что касается удовлетворенности в рамках дошкольного образования, то здесь следует сказать, что мы сохраняем охват порядка 83%, это один из самых высоких показателей среди городов-миллионников. На 1 сентября 2013 года устроили в детские сады всех детей с трехлетнего возраста, продолжаем решать этот вопрос постоянно в заявительном порядке.
Сейчас готовимся к комплектованию дошкольные образовательные учреждения на 2014-15 год. Самая большая очередь – в Курчатовском районе, более 10 тыс. детей – это связано со строительством новых микрорайонов; чуть меньше – в Калининском районе, затем идут Тракторозаводский, Ленинский и остальные.
- То есть рождаемость увеличивается, очередь не тает, значит, нужны новые детские сады. С этим Челябинск справляется?
- Мы постоянно ведем работу по открытию дополнительных дошкольных мест. Начиная с 2006 года их открыто более 17 тысяч. В прошлом году при плане 2 705 мест по факту дополнительно приняли 3 745 детей.
За последние два года – фактически в каждом районе – активно ведется строительство детских садов. Сегодня строится три детских сада: в поселке АМЗ садик практически готов и скоро наберет детей, к сентябрю планируем запустить детсад в 13 микрорайоне, с нетерпением родители ждут детский сад и в Ленинском районе.
- А помогло ли перепрофилирование групп?
- Перепрофилирование групп было темой предыдущих лет. С этого мы начали, и львиная доля мест в детсадах появилась именно благодаря перепрофилированию и реконструкции. Сейчас все группы используются в соответствии с проектом. В текущем 2014 году мы планируем открыть всего около 200 мест за счет рационального использования помещений.
- Хватает ли кадров в детсадах?
Делаем все возможное – системная работа с молодыми специалистами, поддержка талантливых педагогов, конкурсы профессионального мастерства дают положительные результаты. Заметно выросла средняя заработная плата воспитателей по городу, составив на конец 2013 года порядка 23 тыс. рублей, среднестатистическая зарплата младшего обслуживающего персонала – около 10 тыс. Рост зарплаты и ряд социальных гарантий позволяют решить кадровую проблему. На сегодня у нас обеспеченность педагогическими кадрами – 94%, текучка, конечно, есть, не буду скрывать. По младшему обслуживающему персоналу процент чуть ниже, но за счет того, что некоторые готовы работать на полторы-две ставки, мы закрываем потребность.
- Плавно от детских садов с электронной очередью перейдем к внедрению электронных учебников. Мне показалось, или на самом деле этот проект в Челябинске немного пробуксовывает?
- Что касается электронных учебников, они внедрены в ряде образовательных учреждений. Активными пользователями сегодня являются четыре школы: это гимназии № 23, 93 лицей № 142 и 14-я школа. Некоторые образовательные учреждения используют электронные учебники по отдельным предметам – биологии, обществознанию, истории, географии, причем используют как на уроках, так и в рамках дополнительных занятий, для подготовки к олимпиадам.
И педагоги, и родители отмечают положительные моменты: учебники содержат фото, видео, карты, подборки документов, мультимедиа функции. В ряде школ говорят, что детям очень удобно и интересно работать с закладками, видео-, аудиороликами.
Словом, будущее у электронных учебников, на мой взгляд, есть, но отвергать традиционные пособия тоже неправильно. Мы сейчас проводим полный мониторинг и анализ использования гаджетов на уроках – смотрим их минусы и плюсы. Но тут, наверное, правильнее говорить о разумном использовании рабочего времени на уроке. Сегодня школы этим направлением очень активно занимаются.
- Как в Челябинске идет внедрение системы «Сетевой город»? Много ли в ней пользователей?
- С 2009 года в Челябинске внедрена автоматическая система «Сетевой город – Образование»: в ней сейчас находятся все школы и учреждения дополнительного образования.
«Сетевой город» предоставляет результаты сданных экзаменов, предоставляет информацию о текущей успеваемости учащегося, информацию об образовательных программах, которые реализуются в школе. Ряд образовательных учреждений перешел также на электронные журналы.
Очень умело этой системой пользуются родители. У нас сейчас около 220 тыс. пользователей в системе, из них родителей – 111 тыс. 564, для них она удобна: увидеть домашнее задание, посмотреть успеваемость ребенка, проанализировать все, что происходит в рамках образовательного курса. Могут получить консультацию учителя-предметника и классного руководителя.
Детей в этой системе зарегистрировано более 106 тыс., а вот учителей – всего 6 425, прямо скажем, мало, хотя абсолютно всех педагогов обучили в рамках ИКТ-компетентности, ну, а современной техникой мы сейчас оснастили все учреждения. В начальных классах есть рабочие места учителя. Работа ведется.
- Ну, и пожалуй, последний вопрос – какой будет нынешняя государственная итоговая аттестация, и появится ли нынче ЕГЭ в онлайне?
Для Челябинска проведение ЕГЭ проблем не представляет – мы в этом эксперименте уже более десяти лет, организационная работа нам понятна, все нормативные документы есть.
Для лучшего понимания детьми технологии проведения ЕГЭ в городе есть традиция – проведение пробного экзамена. В этом году, с переходом на новую форму итоговой аттестации девятиклассников – ОГЭ, мы проводим пробные экзамены и для них. Уже проработаны все организационные моменты, утверждено расписание пробных экзаменов в этом году: 3 апреля пройдет пробный ЕГЭ по математике, 8 апреля – ОГЭ по русскому, 10 апреля ЕГЭ по русскому языку, 17-го – ОГЭ по математике. В пробных экзаменах принимают участие все школьники выпускных классов города.
Ученик должен прочувствовать все организационные моменты: взять КИМ, занять место в аудитории, правильно заполнить бланки и проверить свои знания по предмету. Продолжительность пробных экзаменов будет выдержана нормативно, отступлений не будет ни в чем. Результаты будут выданы как учащимся, так и в образовательные учреждения учителям, до конца учебного года еще есть время, чтобы подготовиться.
В аттестации 9 классов в этом году есть изменения. Вместо четырех теперь только два обязательных экзамена (их назвали Основной госэкзамен – ОГЭ) – по русскому языку и математике. А дальше ребенок может выбрать любые предметы, по которым ему хотелось бы сдать экзамен.
К итоговой аттестации мы уже готовы. В рамках оснащения пунктов видеонаблюдением, где-то даже с выводом в онлайн, металлоискателями в рамках безопасности, и выполнения всех тех процедур, которые позволяют сделать экзамен максимально спокойным, публичным и т.д., сделано многое, практически все.
Кроме того, начинается обучение общественных наблюдателей, они получат сертификаты и аккредитацию, чтобы иметь право наблюдать за соблюдением всех процедурных вопросов.
Беседовала Ольга Бороденок