В четверг, 8 октября, Челябинск станет местом проведения всероссийской конференции о роли агломерационных объединений в развитии городов. Ее проводит Союз российских городов, чей президент – председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров – выступил одним из инициаторов создания Челябинской агломерации. В канун конференции он ответил на вопросы Агентства новостей «Доступ».
- Станислав Иванович, около 10 лет назад в Челябинске уже проходила конференция по теме построения и развития агломераций в России, которую инициировал только что ставший главой Михаил Юревич. Что изменилось в стране за это время в части условий для реализации подобных проектов?
- Если говорить о законодательстве, то за эти 10 лет, к сожалению, ничего не изменилось, хотя с тех пор заканчиваются полномочия уже второго состава Государственной Думы. Однако понимание необходимости этой работы у государства есть. Сначала его демонстрировал Минрегион, потом, после расформирования этого министерства, темой плотно занялись в Минэкономразвития. Сейчас, пусть и с некоторым опозданием, мы создаем законодательную базу для территорий, которые уже сегодня живут в этой реальности, в формате агломераций, существующих де-факто, но не де-юре. Проект федерального закона написан и передан в министерство экономического развития, откуда, надеюсь, скоро поступит в Государственную Думу.
- Пока, насколько я понимаю, в российском законодательстве нет даже самого понятия «агломерация»?
- Нет, но предпосылки к тому, что законодательство «дозреет», появились уже после принятия закона о стратегическом планировании (172-ФЗ от 28 июня 2014 года. – Прим. ред.). В нем упоминается стратегия развития части региона. Для нас это имеет важное, прикладное значение, с этим можно работать – то есть выходить на формирование внятной стратегии социально-экономического развития того, что мы считаем агломерацией. Запускается целый механизм. Обозначаются конкретные стратегические цели, разрабатывается и утверждается комплексный инвестиционный план, начинается работа по его реализации. С этого момента участники агломерации знают, что именно и на какой территории будет располагаться, из каких источников это будет профинансировано и т.д.
- Как президент «Союза российских городов» вы можете оценить интерес регионов к такой форме, как агломерация?
– Вообще, внятных проектов в стране порядка 15-16. Это те проекты, которые прошли межведомственную рабочую группу по отбору пилотных проектов агломераций при федеральном правительстве. Чтобы пройти этот отбор, потребовался довольно внушительный пакет документов: начиная от собственно концепции агломерации и заканчивая материалами, подтверждающими, в том числе, формальные признаки. Я знаю, что уже после некоторые территории тоже засуетились, решив, что это им тоже необходимо. Так что да, этот путь интересен многим.
- А чем именно? Обычно регионы, города здорово мотивирует некое особое отношение со стороны федерального центра, подкрепленное отдельным финансированием…
- Я не хотел бы говорить за всех, потому что у каждого могут быть свои прагматичные цели. Я могу сказать, чего хотим добиться мы. Мы хотим добиться реальной связанности наших территорий – то есть Челябинска и ближайших к нему городов и районов, – для того чтобы получить соответствующий экономический эффект. Когда я говорю о связанности, то имею в виду не только физическую, транспортную доступность, но и совместное решение вопросов развития инженерной, социальной инфраструктуры, других вопросов развития. Эффект от этого будет не меньший, а может, даже больший, чем от реализации тех проектов, которые мы включаем в комплексный инвестиционный план. Собственно, для того они там и появляются.
Союз российских городов был создан 13 марта 1991 года в целях содействия становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации. На сегодня в составе организации 87 муниципальных образований, из них 69 являются центрами субъектов Российской Федерации. В ноябре 2014 года президентом Союза избран глава Челябинска – председатель Челябинской городской Думы Станислав Мошаров, остающийся во главе представительного органа южноуральской столицы после муниципальной реформы 2015 года.
- Каковы параметры Челябинской агломерации?
- Мы исходили из общепринятого понимания, что в агломерацию могут быть включены территории, удаленные от центра на расстояние, которое можно преодолеть за один час. Этот формальный признак объединяет Челябинск с Копейским городским округом и пятью ближайшими муниципальными районами. На этой территории в настоящее время проживает около 1,5 млн человек.
У нас есть дорожная карта, в которой прописаны все этапы. Сейчас мы находимся на втором: муниципалитеты подписали соглашение о создании агломерации, образовали ассоциацию, в рамках которой агломерация будет оформляться дальше. Создана дирекция этой ассоциации, но пока, чтобы процесс не требовал создания аппарата, постоянного финансирования, функции исполнительного органа переданы Агентству по социально-экономическому развитию агломераций – автономной некоммерческой организации, учрежденной Союзом российских городов.
Могу сказать, что решение этих организационных вопросов позволяет нам быть в первой тройке проектов, наиболее продвинувшихся в своем воплощении. Вообще, на реализацию так называемых «пилотников» отведено три года, и в 2017 году мы уже должны прийти к первым результатам. Среди них – готовая стратегия развития Челябинской агломерации.
- Поделитесь своим видением этого документа.
- Здесь не так важно мое видение, потому что, строго говоря, стратегия должна четко соответствовать федеральному закону, о котором мы говорили вначале. Повторюсь: хорошо, что этот закон есть, потому что он позволил как минимум упорядочить понятийный аппарат, прописывает все нормы и регламенты.
Абсолютно точно, что стратегия нашей агломерации должна быть частью стратегии Челябинской области – по крайней мере, четко с ней координироваться. Важен также вот какой момент. Закон не обязывает каждый муниципалитет иметь свою стратегию развития. Это, конечно, на мой взгляд, не касается областных центров, потому что речь идет о территориальных флагманах. Но как бы там ни было, важно то, что стратегия развития агломерации может стать если не основой стратегии каждого муниципалитета-партнера, то значительной составной частью. То есть мы в работе над общей стратегией готовы фактически помочь в работе по написанию локальных стратегий.
- А как быть со стратегией развития области? Руководствоваться Стратегией-2020 можно, но лишь отчасти – с учетом, скажем так, недалекого горизонта планирования, а о продолжении работы над проектом новой областной стратегии что-то не слышно…
- Я отвечу так: по сути, федеральное законодательство сейчас позволяет нам самим, руководствуясь заданными нормами и регламентами, вести стратегическое планирование. Качество этой работы на выходе будет еще выше, когда положения 172-ФЗ получат свое развитие в ведомственных и подведомственных документах, в подзаконных актах. Собственно, их мы и ждем.
Но для нас ведь важно, чтобы наша стратегия не только была написана по всем канонам, но и была жизнеспособной, стала реальным, рабочим документом. Поэтому абсолютно точно могу сказать: стратегию Челябинской агломерации не напишут в чиновничьих кабинетах. Это не будет работа какого-то министерства или ведомства. Это будет большая, многоэтапная работа с привлечением большого числа экспертов и практиков по самым разным направлениям.
- В муниципалитетах-партнерах 13 сентября прошли местные выборы. И было отчетливо видно, что агломерация, связанные с ней опасения или открытые фобии кое-где стали темой предвыборной повестки. Вы не опасаетесь, что под давлением внутренних факторов кто-то из участников покинет ассоциацию?
- Конечно, поскольку речь идет о добровольном участии, нам остается только внимательно следить за ситуацией у наших партнеров и утверждать в нашей совместной с ними работе принцип равенства. Каждый раз подчеркивать, что речь не идет о присоединении к областному центру его пригородов. И что мы хотим видеть не только себя в качестве локомотива в решении общих задач.
Я думаю, что как раз такие мероприятия, как то, что мы проводим на этой неделе, будут этому способствовать. В рамках конференции пройдет форсайт-сессия для представителей активной молодежи – будущей элиты партнерских территорий. И конечно, мы находимся в постоянных консультациях с руководителями городов и районов, и в рамках конференции эти консультации продолжатся. Нам нужна не только конкретная и достоверная информация с мест, без которой ни о каком жизнеспособном стратегическом планировании не может быть и речи. Нам важно и их видение общих проблем, задач, путей их решения, потому что главный принцип агломерации – координация усилий. Это касается и потенциальных конфликтов, которые уже нельзя будет решить как-то кулуарно, а только сообща, на основе взаимных интересов.
Могу еще отметить, что мы сознательно пошли по довольно сложному пути – соглашение об ассоциации не только подписали главы партнерских муниципалитетов, но и ратифицировали их представительные органы. Согласитесь, это на порядок повышает степень осмысленности и вовлеченности территорий в общую работу.
- Практика показывает, что политическая поддержка областной власти также важна. Ощущаете ли Вы ее применительно к этому проекту? И как относится к проекту новый глава Челябинска?
- С самого начала Борис Дубровский поддерживает проект, мы на регулярной основе к нему возвращаемся: обсуждаем, на каком этапе находимся, какие действия и для чего предпринимаем. Это происходит не только при личных встречах, но и в формате совещаний с участием руководителей правительства области.
С Евгением Николаевичем <Тефтелевым> мы тоже постоянно держим связь по этому вопросу. Он хорошо понимает, как проект важен для области с учетом масштабов ассоциации. Не говоря уже о Челябинске, которому нужен новый уровень взаимодействия с соседями. Завтра мы построим на границе с одним из районов миллион квадратных метров жилья. А какими коммуникациями, какой инфраструктурой будет оснащен этот новый микрорайон? Кто в нее вложится? С какими правовыми последствиями? Многие эти вопросы сейчас не находят однозначного ответа и, кстати, как раз провоцируют конфликты, требуют или решений, основанных на каких-то личных отношениях, или давления сверху. Между тем, правильнее было бы зарегулировать эти механизмы, и как раз проект агломерации это позволяет.
Беседовал Александр Полозов