Челябинск посетила так называемая облетная группа сотрудников администрации президента и федерального правительства, цель которой – оценить возможности южноуральской столицы по приему саммитов стран-участниц ШОС и БРИКС в 2020 году. Какие придется решать задачи, связанные с подготовкой города к приему государственных делегаций, заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров рассказал Агентству новостей «Доступ».
- Руслан Усманович, возможны ли сейчас, после работы облетной группы, какие-то неожиданности: например, может ли быть решено, что инфраструктурная доводка Челябинска потребует таких масштабных усилий, что проще поискать какой-то другой город, более подготовленный для приема крупных международных мероприятий?
- Задача облетной группы – посмотреть, что изменилось в Челябинске с 2007 года, когда город принимал официальные делегации для участия в программе совместных военных учений стран ШОС «Мирная миссия». Тогда город провел это мероприятие на очень высоком уровне, и в том, что мы можем повторить этот успешный опыт, сомнений нет ни у кого.
Если признать нынешнюю подготовленность Челябинска за некую нулевую точку, то движение к заявленной цели должно проходить четко, выверенно, без ошибок, потому что любые ошибки будут стоить денег, особенно в нынешних непростых условиях. Соответственно, мы ждали и получили четкие требования, оценили их минимальный уровень, чтобы далее по мере возможности самим несколько поднимать планку.
Все понимают, что усилия должны быть адекватными, разумными – опять-таки на фоне текущей экономической ситуации, которая, как мы надеемся, вскоре начнет меняться в лучшую сторону. Но поскольку мы должны обеспечить решение задачи, за которую взялись, для этого нам необходимо четкое понимание, в чем должны выражаться эти усилия.
- Уже есть примерное представление?
- Есть, ведь мы взяли для себя за ориентир то, что было сделано в Уфе в рамках подготовки к саммиту ШОС-2015. Оргкомитет, который был создан после первого совещания в Москве, оценил уфимский опыт и решил, что мы можем это сделать тоже. Повторюсь, это решение не какое-то волюнтаристское, а основанное на понимании, что это действительно нам под силу.
- Во сколько обойдется подготовка Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году?
- По предварительным оценкам, примерно в 50 млрд рублей. Это общий объем вложений, львиная доля которых будет сделана инвесторами и федеральным бюджетом при определенном участии регионального бюджета и собственно бюджета Челябинска.
- Потянет ли эту задачу город, который буквально накануне объявил, что вводит режим тотальной экономии?
- Практика говорит о том, что город не тратится, а в определенном смысле зарабатывает на проведении таких мероприятий. Озвученная мной сумма пойдет на строительство транспортной инфраструктуры, в том числе, по сути, нового аэропорта, новых гостиниц, конгресс-холла и бизнес-центров, на благоустройство и озеленение. Если не вся, то очень значительная часть этой работы будет доверена местным предприятиям, а значит, эти деньги, по сути, получит местная экономика, которая благодаря такой живительной инъекции даст и больше отдачи в бюджет. Таким образом, если хотите, это антикризисная программа, причем основанная на самых перспективных – инфраструктурных – вложениях.
Со своей стороны, мы в рамках законодательства проследим, чтобы заказы действительно получили наши, челябинские компании, обладающие соответствующими компетенциями и опытом. Кстати, они в заведомо преимущественном положении уже потому, что их издержки в силу местонахождения изначально меньше.
- Накануне вы с губернатором и мэром были, что называется на местности, и даже примеряли к ней какой-то эскиз. Чей он и верно ли понимать, что это пока некая предварительная визуализация?
- Это действительно очень предварительный, даже абстрактный набросок, который мы сделали буквально накануне выезда. Пока мы определились с базовым вариантом места проведения основных мероприятий саммита. То есть с большой долей вероятности именно это место по берегам реки Миасс будет выбрано для соответствующего инфраструктурного оснащения. В пользу этого говорит не только близость к историческому и современному центру Челябинска, но и, как ни странно, наименьшая стоимость работ на этом участке, которую мы уже предварительно посчитали.
- В центре и дешево?
- Да, потому что любое удаление потребует увеличения сметы на обеспечение транспортной доступности. Вторая история – это наименьшие затраты, предполагаемые на отсыпку и укрепление берегов именно в этом месте.
- Но такая значительная по размеру территория в центре города наверняка имеет своего собственника, причем даже не одного…
- В этом вопросе мы надеемся на результативную работу администрации города. Руководство Челябинска нас заверило, что вопросы с собственниками земельных участков будут решены в рамках действующего законодательства.
- И еще один вопрос, связанный с выбором участка, – о сохранности элементов исторического центра. Уже прозвучали опасения по поводу судьбы ряда объектов культурного наследия, в том числе тех, что сейчас пребывают в очень приличном состоянии. Что будет с ними? Избежав встречи с катком «дорожной революции», не угодят ли они под новую «стройку века»?
- Уверен, что с ними все будет хорошо, тем более что мы говорим о единичных объектах. Есть же разные варианты: например, вариант гармоничного включения этих исторических зданий в новый, современный ансамбль. Все, кто знаком с такой практикой, может подтвердить: почти всегда этот опыт вполне удачный. Второй вариант – взять и перенести этот объект, особенно если он действительно того стоит.
В любом случае, как мне кажется, памятники истории только выиграют. Сейчас они фактически стоят на «заднем дворе» города. Их никто не видит, о них мало кто знает и, соответственно, мало кто это наследие ценит. А в новом окружении или на новом месте они получат, по сути, вторую жизнь.
Дополнительной гарантией, что будет именно так, можно считать наше намерение объявить международный конкурс архитектурных концепций. Надеюсь, что мы выйдем на него уже в начале 2016 года. Бережное отношение к исторической застройке – это правило хорошего тона в мировой архитектурной и градостроительной практике, так что мы надеемся получить очень тонкие и продуманные решения на этот счет.
- Многих уже сегодня волнует вопрос, будет ли востребована та инфраструктура, которая останется после саммита? Не окажется ли она, что называется, избыточной и не придет ли в конечном счете в запустение за ненадобностью? Не получится ли так, что потратив гигантские деньги на обустройство одного из самых запущенных уголков Челябинска, мы так и не сможем вдохнуть в него жизнь?
- Ответ на этот вопрос мы готовы дать вместе с бизнесом. Нами создается рабочая группа, в том числе с участием предпринимателей, которые профессионально работают на рынке коммерческой недвижимости. Это служит определенной гарантией, ведь бизнес не станет инвестировать в проекты, перспектива которых у него вызывает сомнения.
В любом случае, повторюсь, наша работа по инфраструктурной подготовке саммита будет выстроена на принципах государственно-частного партнерства. Это когда мы, власть, главным образом, создаем и обеспечиваем условия, а бизнес вкладывает свои деньги, изучая и обходя все вероятные коммерческие риски. Думаю, что за востребованность объектов саммита после его проведения можно не беспокоиться.
Беседовал Александр Полозов