Коронавирус за сутки выявлен у 81 жителя Челябинской области
сегодня, 11:28 Медицина
В Челябинской области еще 2 смерти больных с коронавирусом
сегодня, 11:22 Медицина
Соцучреждения в Челябинской области вернулись в режим изоляции
сегодня, 11:11 Общество
Маршрутка с пассажирами перевернулась в Магнитогорске
вчера, 21:05 Происшествия
В южноуральском МЧС напомнили о правилах поведения при штормовом ветре
вчера, 20:25 Общество
В Копейске достроят дом компании-банкрота из группы «Серебряный ключ»
вчера, 17:41 Экономика
Значительное падение атмосферного давления ожидается в Челябинске
вчера, 17:05 Общество
Магнитогорцев просят помочь выбрать 3 лучших молодых режиссеров короткого метра России
вчера, 16:46 Общество
Три депутата Заксобрания попали в топ-100 богатейших в России
вчера, 15:49 Политика
ВАЖНО. Челябинцев ждут в торговых центрах на бесплатную прививку от гриппа
вчера, 15:15 Медицина
Резкое похолодание и снег ожидаются в Челябинской области
вчера, 14:26 Общество
ЧМК произвел металлопрокат для строительства арен молодежного ЧМ по хоккею
вчера, 14:16 Экономика
ВНИМАНИЕ. Режим повышенной готовности продлен до октября в Челябинской области
вчера, 14:15 Общество
В Магнитогорске фельдшер наркодиспансера осуждена за взятки и мошенничество
вчера, 14:05 Общество
В Миассе ищут вандалов, обливших краской памятник Ленину
вчера, 14:04 Происшествия
Мошенники оформили на жительницу Магнитогорска крупный кредит
вчера, 13:34 Происшествия
Открытие нового сезона в Челябинской филармонии посвятили Чайковскому
вчера, 13:00 Общество
ВНИМАНИЕ. На Урале прогнозируется шквалистый ветер
вчера, 12:48 Общество
Стану 2500 ММК присвоено имя Анатолия Старикова
вчера, 12:00 Общество
В Челябинской области умер 441 пациент с коронавирусом
вчера, 11:55 Медицина
В Челябинской области учреждена новая премия – за борьбу с COVID-19
вчера, 11:43 Медицина
За сутки выявлено 78 новых случаев коронавируса в Челябинской области
вчера, 11:31 Медицина
Банки начали аннулировать кредитные каникулы жителей Челябинской области
вчера, 11:14 Финансы
Челябинский меткомбинат выделит 29 грантов победителям конкурса «ЭКО-Проектор»
вчера, 10:23 Общество
Челябинский губернатор выразил соболезнования близким главы Пласта
вчера, 09:41 Общество
От коронавируса скончался глава Пластовского района Александр Неклюдов
вчера, 09:27 Общество
Челябинский Молодежный театр открывает юбилейный сезон
вчера, 09:24 Общество
В Челябинске под колесами иномарки погиб молодой мужчина
вчера, 08:53 Происшествия
В Челябинск на несколько дней вернется осеннее тепло
вчера, 07:52 Общество
Дубль Кравцова помог «Трактору» на выезде обыграть «Витязь»
вчера, 07:24 Общество
Шестеро челябинцев лишились квартир, оформив займ
17 сентября, 18:36 Общество
Челябинские врачи прооперировали девочку с двумя желудками
17 сентября, 17:55 Медицина
Челябинский омбудсмен заступилась за школьниц с розовыми волосами
17 сентября, 16:37 Общество
В Челябинске детсады и больницы подключают к теплу
17 сентября, 16:34 Общество
Челябинские предприятия попали в топ-200 крупнейших компаний по версии Forbes
17 сентября, 16:16 Экономика
ПРЕЦЕДЕНТ. В Челябинске асфальт уложили вокруг припаркованного автомобиля
17 сентября, 15:55 Происшествия
На Таганае смыло 2 переправы
17 сентября, 15:24 Происшествия
Частью мультипарка «Притяжение» в Магнитогорске станут игровые центры «КидБург»
17 сентября, 15:06 Общество
Театр «Манекен» открывает 57-й театральный сезон
17 сентября, 14:23 Общество
СК начал проверку после гибели рабочего на саткинском «Магнезите»
17 сентября, 14:16 Общество

Римма Кириллова: Театральный костюм – это настоящая мода «от кутюр»

Интервью
22 ноября 2013 года, 11:15
- T +

Зрители Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. Глинки смогут оказаться на необычной выставке. В фойе театра свои лучшие работы покажет художник по росписи тканей Римма Кириллова, работающая над отделкой сценической одежды со дня открытия оперного в 1955 году. Экспозиция подготовлена к 75-летнему юбилею художницы, который она отметит 3 декабря. О 58-летнем творческом пути Риммы Николаевны, перипетиях работы с различными режиссерами и художниками, любви к Валентину Юдашкину и неприятии современного авангардного искусства – в материале Агентства новостей «Доступ».

- Римма Николаевна, что привело Вас в театр?

- Театр для себя нашла сама. В 1955 году, когда он только открылся. Просто пришла – и сразу стала работать. Для меня театр, в прямом смысле, начался с вешалки – работала в гардеробе. Затем – курьером у директора. Он все это время ко мне присматривался. Потом предложил стать его секретарем. Но я сказала: «Нет». Меня всегда тянуло к бутафорам. Как только свободное время – бегу к ним. Поэтому потом пошла в бутафорский цех. Какое-то время проработала там.

А сюда попала почти случайно. Здесь работала художница – она уехала «делать» себе пенсию в Красноярский край. Меня и сунули. Как кутенка. Справишься – останешься. Я потом нашему главному художнику Якову Корсунскому сказала: «Яшенька, мне это стоило седых волос. Кинули меня, и не помогал никто...»

Конечно, помогло и то, что я работала в театре, и бутафорский цех знала. Только потом я стала ходить в изостудию на ЧТЗ к педагогу Блажевичу. Хорошая студия, она мне здорово помогла! И потом я поняла, что это моя стихия, она меня увлекла. Настолько, что даже в работе с эскизами я уходила от предложенного рисунка. Обязательно вносила что-то свое. Хотелось не так, а как-то по-своему. Оказывалось – не зря. И художники, и артисты оставались довольны.

- Как строится Ваша работа и с режиссером того или иного спектакля, и с художником по костюмам? Он дает Вам готовые образы?

- Приведу такой пример. Как-то работала с режиссером Дмитрием Смоличем. Готовили «Аиду» Верди. Он вызывал нас по цехам и рассказывал, что необходимо сделать. А художники… Они обычно приезжие. Приедет на три дня, оставит эскизы и все, уедет. Можно ли за три дня детально все обсудить? Нет. Или с Евгением Чемодуровым случай. Он уже тогда был известным художником. Работаю над костюмом, думаю: «Спрошу – для кого?» Он отвечает: «Артистов оденем – там посмотрим». То есть они рисуют эскиз, а как его выполнить, они не знают. И подсказать некому. То есть берешь это на себя и делаешь.

Я обычно оцениваю то, как смотрится костюм из зрительного зала. Посмотрю, могу сказать: «Вот этот костюм верните, я его доделаю». Одно дело, когда костюм перед тобой, и совершенно другое – на сцене. И пока идут репетиции, есть время его довести до ума. Интересно, что ни один художник не может объяснить, что ему нужно. Ни один!

- Как у каждого художника, у Вас, наверное, тоже есть свои любимые, по разным причинам дорогие работы?

- В пошивочном цехе шутят: «Если Римке кто-то нравится из артистов, она сделает прямо "ах!". А я объясняю, что вообще-то стараюсь делать всем хорошо. Но наверное, они отчасти правы. Когда артист вкладывает в роль всю душу, то и в его костюм вкладываешься. А кто больше дорог? Много таких костюмов, которые дороги. Вот, например, костюм из оперы «Жизнь за царя». Премьерный спектакль. Прошел с успехом. Приезжала даже представительница Дома Романовых (великая княгиня Мария Владимировна. – прим. АН «Доступ). Ей очень понравились и костюмы, и исполнение. Потом после спектакля мы все фотографировались на сцене. Раньше, видите, из чего приходилось делать – из мешковины. А сейчас какие материалы!

Ну, и конечно, от сроков исполнения многое зависит. Например, царский костюм из оперы «Жизнь за царя» мы вдвоем с коллегой расшивали два месяца ежедневно по семь-восемь часов. Или костюм из «Князя Игоря» – пермский режиссер, который ставил спектакль (Георгий Исаакян. – прим. АН «Доступ»), когда его увидел, сказал: «Его на выставку надо!» Вот я его и решила на выставку, пусть люди любуются.

- При работе над тем или иным костюмом пользуетесь ли Вы какой-то литературой? Историческими книгами, альбомами с репродукциями картин мастеров прошлого?

- Конечно! У меня есть много книг. Но когда я пришла, у меня ничего не было. Одни краски и кисти. А когда стала ездить с театром на гастроли, то стала покупать литературу. Сейчас есть готовые альбомы из Большого театра, миланского La Scala… Все это читается и анализируется перед работой над спектаклем.

- Наверное, с костюмами для оперы сложнее работать, чем над балетными?

 

- Разумеется. Здесь ведь и хор занят, и солисты. Вот это платье, например, (показывает) артистка хора одевает в «Риголетто». Представляете? Художник по костюмам была из Москвы. Очень талантливая. Мы всю работу проделали вместе. Она сама кроила на ходу… Очень интересно было!

- А за модой следите? Особенно в Дни высокой моды где-нибудь в Париже или Милане. Особенно касаемо моды haute couture, то, что не для повседневного ношения. Есть ли у Вас любимые модельеры, чье творчество Вам интересно?

- Ну, вот Юдашкин... Он делает и не для жизни, и не для сцены. Не понять. Но костюмы красивые. Он показывает свою работу с хорошей стороны. У него расшито все – бижутерия, шнурики всякие… Мы с ассистенткой Людой смеемся: «Пойдем к Юдашкину работать!»

За модой, конечно, слежу. А сейчас еще и фильмы, и телевидение – а раньше же ничего этого не было. Поэтому и придумывали все сами. Попробуйте из тарной ткани – мешковины – шубу сделать. И делали! Тарная ткань, кстати, очень удобная – ее и обрабатывать легко, и краска хорошо ложится, и задувать хорошо (при помощи распылителя создавать эффекты светотени. – прим АН «Доступ»). С ней было очень интересно работать. А сейчас ее совсем нет. Зато какие сейчас ткани натуральные, и жемчуг настоящий!

- Есть ли у Вас какое-нибудь занятие вне театра? Хобби? Может, картины дома пишете?

- Ну, что Вы… театр отнимает и все время, и все силы. Он занимает все. Раньше, когда я была без ассистентки, то и дома работала. Представляете, премьера на носу, я не успеваю. Сижу дома до 12 ночи и шью. А спектакли как – один закончишь, другой начинаешь. Сейчас вот к Новому году будем детский делать. В пошивочном цехе даже костюм может быть и не полностью закончен – его же подшивать надо, подгонять под артиста. А я уже беру и расшиваю. А потом готовый – примеряйте.

- А есть ли в театре артисты, которые Вам особенно нравятся, и поэтому на них после Ваших трудов, как говорится сразу «костюмчик сидит»?

- Это не столько от меня зависит, сколько от кроя. Хотя могут скроить и не совсем идеально, знают уже, что я «вытяну», оформлю так, что он пойдет.

- А Вам не приходилось работать над авангардными постановками – с их вычурностью и отсутствием классических форм?

- Бог миловал. Посмотрите, какие сейчас спектакли идут – все искусство, все оперы на современный лад. Это ужасно! Очень обидно. Смотришь – и работать не интересно. Там нет такого творчества. Когда в костюмированных спектаклях актеры ходят в обычных бытовых современных костюмах. Это ужасно! Я уверена, это ненадолго. Все вернется и восстановится. Все-таки я сторонник костюмированного театра. Театр – это, прежде всего, традиции.

Хотя одна из последних постановок в современном ключе мне понравилась – балет «Шекспирименты». Интересный. И художник интересный. Оформление замечательное! И декорации захватывающие! Когда посмотрели сдачу спектакля, я обалдела. Художника поцеловала: «Спасибо, что Вы устроили нам в Челябинске такой праздник!»

- Сколько костюмов вы представите на выставке?

- Десять. Конечно, это не все. Но, безусловно, лучшие. Приглашаю всех!

Сергей Подолий,
фото автора и сайта ЧГАТОБ
,
видео автора
 

Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.

Интервью / другие новости из раздела

Олег Дубровин, Общественная палата России: Нерешаемых проблем нет Владимир Гуськов, АЗ «Урал»: Репутация – это тоже вложения Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Будем биться за победу в каждом матче Елена Федина, Банк России: «Индекс шашлыка» на Южном Урале падает 3-й месяц подряд Юлия Болотина: Для многих уральцев ЮУрГУ – это вуз мечты Людмила Попова, Россельхозбанк: В год 20-летия банка мы совершим IT-революцию в агробизнесе Елена Сыркина: Проект «Дни семьи» – это «аптечка первой помощи» родителям Сергей Обертас: 17 тысяч южноуральцев воспользовались системой «Мобильный избиратель» Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Радует приятная стабильность – за 4 сезона мы трижды в призерах Анвар Гатиятулин: Будем делать все, чтобы сезон для «Трактора» продлился как можно дольше Михаил Накоряков: В сложные времена «Уралочка» всегда становится сильнее Елена Скорнякова: Нашу память о подвиге дедов отменить невозможно
Опрос

Вы готовы поставить новую прививку от коронавируса?

  • Обязательно!
    22%
  • Посмотрю на эффективность
    23%
  • Ограничусь обычной прививкой от гриппа
    24%
  • Не планирую
    30%

Всего проголосовало: 862

Все опросы