Под наблюдение из-за COVID-19 в Челябинской области взято свыше 6 тыс. человек
вчера, 19:21 Медицина
ВАЖНО. Митрополит Григорий просит южноуральцев не приходить в храмы
вчера, 19:19 Общество
Гендиректор ММК призвал магнитогорцев к максимальной ответственности
вчера, 19:03 Общество
В России освободили от техосмотра автомобили младше 4 лет
вчера, 18:48 Общество
Совфед одобрил закон о 7-летнем сроке за нарушение карантина
вчера, 18:20 Общество
Генпрокуратура РФ поручила провести проверку по взрыву в Магнитогорске
вчера, 18:04 Общество
Дюжина южноуральских библиотек претендует на грант нацпроекта «Культура»
вчера, 16:44 Общество
В Минздраве рассказали, как медик из Кизильского могла заразиться коронавирусом
вчера, 16:36 Медицина
В Челябинской области похолодает и обрушится давление
вчера, 15:45 Общество
Коронавирус: Челябинская область перешла в режим самоизоляции
вчера, 15:33 Общество
За сутки в России коронавирусом заболели 500 человек
вчера, 15:08 Общество
ВНИМАНИЕ. Какие ограничения действуют в период обязательной самоизоляции
вчера, 15:04 Общество
Россиянам предложили отказаться от браков и разводов до лета
вчера, 14:42 Общество
Челябинские пограничники вскрыли канал незаконной легализации мигрантов
вчера, 14:36 Общество
Больше половины россиян не имеют финансовых накоплений – соцопрос
вчера, 13:54 Финансы
МОЛНИЯ! В Челябинской области ввели режим обязательной самоизоляции
вчера, 13:53 Общество
В Бредах супруги-врачи после поездки в ОАЭ сразу вышли на работу
вчера, 13:38 Общество
ВАЖНО. Госдума в трех чтениях приняла закон о штрафах за нарушение карантина
вчера, 13:22 Общество
Дороги Челябинска обработают дезинфицирующим раствором
вчера, 13:19 Общество
ВККС назвала кандидатов на должности руководителей ряда судов Челябинской области
вчера, 12:50 Политика
По улицам Челябинска будут ездить машины, информирующие о самоизоляции
вчера, 12:41 Общество
Коронавирус подтвержден у 14 жителей Челябинской области
вчера, 12:10 Медицина
Челябинку осудили за контрабанду опасного средства для похудения
вчера, 12:03 Общество
В Челябинске цыганка похитила у прохожего 80 тыс. рублей
вчера, 11:48 Общество
Вступительные экзамены в вузы перенесут из-за COVID-19
вчера, 11:42 Общество
В Кизиле у сотрудницы скорой подозревают коронавирус
вчера, 10:56 Общество
В Магнитогорске полицейский спас женщину на пожаре
вчера, 10:55 Общество
В Челябинской области выявлено 73 случая нарушения карантина
вчера, 10:35 Общество
В Челябинской области утвержден 2-й пакет мер поддержки малого бизнеса
вчера, 10:34 Экономика
На Южном Урале всех пациентов с ОРВИ будут проверять на коронавирус
вчера, 10:22 Общество
С 1 апреля пенсии в России будут проиндексированы на 6,1%
вчера, 10:20 Общество
Текслер не исключил введение режима самоизоляции в регионе
вчера, 10:12 Общество
На ММК завершена подготовка к паводку
вчера, 09:54 Экономика
Путин подписал указ о начале весеннего призыва
вчера, 09:47 Общество
Челябинцы поют песни с балконов во время карантина
вчера, 09:47 Общество
В Челябинске для садоводов запустят 12 маршрутов
вчера, 09:30 Общество
В России создали высокоточный тест для диагностики COVID-19
вчера, 09:15 Медицина
Из-за COVID-19 на самоизоляции находится 5,7 тыс. южноуральцев
30 марта, 19:55 Медицина
Кабмин выделил 1,3 млрд Челябинской области на борьбу с COVID-19
30 марта, 18:54 Медицина
На Южном Урале для больных коронавирусом подготовят 2 300 коек
30 марта, 18:43 Медицина

Римма Кириллова: Театральный костюм – это настоящая мода «от кутюр»

Интервью
22 ноября 2013 года, 11:15
- T +

Зрители Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. Глинки смогут оказаться на необычной выставке. В фойе театра свои лучшие работы покажет художник по росписи тканей Римма Кириллова, работающая над отделкой сценической одежды со дня открытия оперного в 1955 году. Экспозиция подготовлена к 75-летнему юбилею художницы, который она отметит 3 декабря. О 58-летнем творческом пути Риммы Николаевны, перипетиях работы с различными режиссерами и художниками, любви к Валентину Юдашкину и неприятии современного авангардного искусства – в материале Агентства новостей «Доступ».

- Римма Николаевна, что привело Вас в театр?

- Театр для себя нашла сама. В 1955 году, когда он только открылся. Просто пришла – и сразу стала работать. Для меня театр, в прямом смысле, начался с вешалки – работала в гардеробе. Затем – курьером у директора. Он все это время ко мне присматривался. Потом предложил стать его секретарем. Но я сказала: «Нет». Меня всегда тянуло к бутафорам. Как только свободное время – бегу к ним. Поэтому потом пошла в бутафорский цех. Какое-то время проработала там.

А сюда попала почти случайно. Здесь работала художница – она уехала «делать» себе пенсию в Красноярский край. Меня и сунули. Как кутенка. Справишься – останешься. Я потом нашему главному художнику Якову Корсунскому сказала: «Яшенька, мне это стоило седых волос. Кинули меня, и не помогал никто...»

Конечно, помогло и то, что я работала в театре, и бутафорский цех знала. Только потом я стала ходить в изостудию на ЧТЗ к педагогу Блажевичу. Хорошая студия, она мне здорово помогла! И потом я поняла, что это моя стихия, она меня увлекла. Настолько, что даже в работе с эскизами я уходила от предложенного рисунка. Обязательно вносила что-то свое. Хотелось не так, а как-то по-своему. Оказывалось – не зря. И художники, и артисты оставались довольны.

- Как строится Ваша работа и с режиссером того или иного спектакля, и с художником по костюмам? Он дает Вам готовые образы?

- Приведу такой пример. Как-то работала с режиссером Дмитрием Смоличем. Готовили «Аиду» Верди. Он вызывал нас по цехам и рассказывал, что необходимо сделать. А художники… Они обычно приезжие. Приедет на три дня, оставит эскизы и все, уедет. Можно ли за три дня детально все обсудить? Нет. Или с Евгением Чемодуровым случай. Он уже тогда был известным художником. Работаю над костюмом, думаю: «Спрошу – для кого?» Он отвечает: «Артистов оденем – там посмотрим». То есть они рисуют эскиз, а как его выполнить, они не знают. И подсказать некому. То есть берешь это на себя и делаешь.

Я обычно оцениваю то, как смотрится костюм из зрительного зала. Посмотрю, могу сказать: «Вот этот костюм верните, я его доделаю». Одно дело, когда костюм перед тобой, и совершенно другое – на сцене. И пока идут репетиции, есть время его довести до ума. Интересно, что ни один художник не может объяснить, что ему нужно. Ни один!

- Как у каждого художника, у Вас, наверное, тоже есть свои любимые, по разным причинам дорогие работы?

- В пошивочном цехе шутят: «Если Римке кто-то нравится из артистов, она сделает прямо "ах!". А я объясняю, что вообще-то стараюсь делать всем хорошо. Но наверное, они отчасти правы. Когда артист вкладывает в роль всю душу, то и в его костюм вкладываешься. А кто больше дорог? Много таких костюмов, которые дороги. Вот, например, костюм из оперы «Жизнь за царя». Премьерный спектакль. Прошел с успехом. Приезжала даже представительница Дома Романовых (великая княгиня Мария Владимировна. – прим. АН «Доступ). Ей очень понравились и костюмы, и исполнение. Потом после спектакля мы все фотографировались на сцене. Раньше, видите, из чего приходилось делать – из мешковины. А сейчас какие материалы!

Ну, и конечно, от сроков исполнения многое зависит. Например, царский костюм из оперы «Жизнь за царя» мы вдвоем с коллегой расшивали два месяца ежедневно по семь-восемь часов. Или костюм из «Князя Игоря» – пермский режиссер, который ставил спектакль (Георгий Исаакян. – прим. АН «Доступ»), когда его увидел, сказал: «Его на выставку надо!» Вот я его и решила на выставку, пусть люди любуются.

- При работе над тем или иным костюмом пользуетесь ли Вы какой-то литературой? Историческими книгами, альбомами с репродукциями картин мастеров прошлого?

- Конечно! У меня есть много книг. Но когда я пришла, у меня ничего не было. Одни краски и кисти. А когда стала ездить с театром на гастроли, то стала покупать литературу. Сейчас есть готовые альбомы из Большого театра, миланского La Scala… Все это читается и анализируется перед работой над спектаклем.

- Наверное, с костюмами для оперы сложнее работать, чем над балетными?

 

- Разумеется. Здесь ведь и хор занят, и солисты. Вот это платье, например, (показывает) артистка хора одевает в «Риголетто». Представляете? Художник по костюмам была из Москвы. Очень талантливая. Мы всю работу проделали вместе. Она сама кроила на ходу… Очень интересно было!

- А за модой следите? Особенно в Дни высокой моды где-нибудь в Париже или Милане. Особенно касаемо моды haute couture, то, что не для повседневного ношения. Есть ли у Вас любимые модельеры, чье творчество Вам интересно?

- Ну, вот Юдашкин... Он делает и не для жизни, и не для сцены. Не понять. Но костюмы красивые. Он показывает свою работу с хорошей стороны. У него расшито все – бижутерия, шнурики всякие… Мы с ассистенткой Людой смеемся: «Пойдем к Юдашкину работать!»

За модой, конечно, слежу. А сейчас еще и фильмы, и телевидение – а раньше же ничего этого не было. Поэтому и придумывали все сами. Попробуйте из тарной ткани – мешковины – шубу сделать. И делали! Тарная ткань, кстати, очень удобная – ее и обрабатывать легко, и краска хорошо ложится, и задувать хорошо (при помощи распылителя создавать эффекты светотени. – прим АН «Доступ»). С ней было очень интересно работать. А сейчас ее совсем нет. Зато какие сейчас ткани натуральные, и жемчуг настоящий!

- Есть ли у Вас какое-нибудь занятие вне театра? Хобби? Может, картины дома пишете?

- Ну, что Вы… театр отнимает и все время, и все силы. Он занимает все. Раньше, когда я была без ассистентки, то и дома работала. Представляете, премьера на носу, я не успеваю. Сижу дома до 12 ночи и шью. А спектакли как – один закончишь, другой начинаешь. Сейчас вот к Новому году будем детский делать. В пошивочном цехе даже костюм может быть и не полностью закончен – его же подшивать надо, подгонять под артиста. А я уже беру и расшиваю. А потом готовый – примеряйте.

- А есть ли в театре артисты, которые Вам особенно нравятся, и поэтому на них после Ваших трудов, как говорится сразу «костюмчик сидит»?

- Это не столько от меня зависит, сколько от кроя. Хотя могут скроить и не совсем идеально, знают уже, что я «вытяну», оформлю так, что он пойдет.

- А Вам не приходилось работать над авангардными постановками – с их вычурностью и отсутствием классических форм?

- Бог миловал. Посмотрите, какие сейчас спектакли идут – все искусство, все оперы на современный лад. Это ужасно! Очень обидно. Смотришь – и работать не интересно. Там нет такого творчества. Когда в костюмированных спектаклях актеры ходят в обычных бытовых современных костюмах. Это ужасно! Я уверена, это ненадолго. Все вернется и восстановится. Все-таки я сторонник костюмированного театра. Театр – это, прежде всего, традиции.

Хотя одна из последних постановок в современном ключе мне понравилась – балет «Шекспирименты». Интересный. И художник интересный. Оформление замечательное! И декорации захватывающие! Когда посмотрели сдачу спектакля, я обалдела. Художника поцеловала: «Спасибо, что Вы устроили нам в Челябинске такой праздник!»

- Сколько костюмов вы представите на выставке?

- Десять. Конечно, это не все. Но, безусловно, лучшие. Приглашаю всех!

Сергей Подолий,
фото автора и сайта ЧГАТОБ
,
видео автора
 

Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.

Интервью / другие новости из раздела

Эльвина Ягнакова: За народной дипломатией большое будущее Илья Волчегорский: Как преодолеть кадровый дефицит в здравоохранениии области Ханахмед Гюлов: Ассамблея народов Челябинской области – это семья, в которой слышат всех Светлана Лукина: «Уральская высота» задает новый вектор детской хореографии Павел Яковлев: Ближайшая задача – вывод автозавода «Урал» на новые позиции Константин Болдырев: Ни через год, ни через 10 физические офисы не исчезнут Александр Рязанцев, юрист: Правилам рыболовства нужна капитальная ревизия Инна Храмцова, главный дизайнер «Юничел»: Я живу уже в лете 2021-го Наталья Кузьмина, Банк России: Инфляция – главный индикатор для всех, кто имеет дело с деньгами Глава «БКС Премьер»: К 2022 году в России будет 7-10 млн частных инвесторов Михаил Накоряков: Только максимальные задачи – и в спорте, и в жизни Алексей Кобылин, глава Минсельхоза: Помет как основа высоких технологий
Опрос

Как Вы спасаетесь от коронавируса?