В Челябинской области отдали под суд бывшего вице-губернатора
сегодня, 17:07 Общество
Пожилой челябинке вернули 600 тысяч, отданные под давлением «силовиков»
сегодня, 16:53 Общество
Госавтоинспекция Челябинской области усилилась на все выходные
сегодня, 16:38 Общество
В Челябинске пьяный водитель протаранил шесть припаркованных машин
сегодня, 16:15 Происшествия
В колонию отправили жителя Магнитогорска, укусившего полицейского за бедро
сегодня, 16:13 Общество
В Челябинске с 6 декабря запустят автобус, который свяжет северо-запад и АМЗ
сегодня, 15:52 Общество
Спасатели вытащили мужчину, зажатого в машине после ДТП в Челябинске
сегодня, 15:25 Происшествия
Челябинцу дали 16 лет за убийство прохожего из хулиганских побуждений
сегодня, 15:17 Общество
В Челябинской области Fiat сгорел после отказа тормозов и столкновения с Infiniti
сегодня, 14:50 Происшествия
В Челябинске на рынке изъяли контрафактные алкоголь и сигареты на 2,5 млн
сегодня, 14:36 Общество
Челябинец ответит в суде за незаконную ловлю раков на озере Смолино
сегодня, 14:24 Общество
Миндортранс: В Челябинске на маршрут № 17А выйдут 24 новых автобуса
сегодня, 14:02 Общество
Синоптики дали подробный прогноз для Челябинской области на 6-8 декабря
сегодня, 13:26 Общество
В центре Челябинска открыли спортивный комплекс для развития фиджитал-спорта
сегодня, 13:11 Общество
Под Челябинском 73-летний пенсионер на пешеходном переходе сбил школьницу
сегодня, 12:53 Происшествия
В МЧС Челябинской области настоятельно просят рыбаков не выходить на тонкий лед
сегодня, 12:41 Общество
Студеный воздух Карского моря накроет Урал 8 декабря: ожидается до минус 31
сегодня, 12:33 Общество
В Челябинске за несколько дней выявили свыше 200 машин с излишней тонировкой
сегодня, 12:22 Общество
Чиновники пообещали решить проблему с водой в «путинском» поселке на Южном Урале
сегодня, 12:12 Общество
На Южном Урале мужчина отдал аферистам 530 тыс. рублей после звонка о замене домофона
сегодня, 11:26 Происшествия
В Челябинской области 7 и 8 декабря выпадет до половины месячной нормы снега
сегодня, 11:02 Общество
Стало известно, на сколько вырастут пенсии в России в 2026 году
сегодня, 10:46 Общество
Мэрия Челябинска выплатит ребенку компенсацию за нападение бродячей собаки
сегодня, 10:40 Общество
Уголовное дело завели после гибели отца и сына на рыбалке в Челябинской области
сегодня, 10:31 Общество
ПСБ запустил акцию «Кешбэк за пенсию» к новогодним праздникам
сегодня, 10:08 Финансы
В МЧС сообщили подробности трагедии на пруду в Челябинской области
сегодня, 10:02 Общество
Челябинцам объяснили, почему в ноябре плата за отопление ощутимо выросла
сегодня, 09:52 Общество
На главной площади Челябинска начинается строительство ледового городка
сегодня, 09:34 Общество
В Челябинской области в 2025 году иностранцам выдали 13 квот на временное проживание
сегодня, 09:14 Общество
Подросток и мужчина утонули на пруду в Челябинской области
сегодня, 08:19 Происшествия
Челябинск в борьбе за звание «Культурная столица» сильно отстает от Новосибирска
сегодня, 08:09 Общество
Прокопьев день: что категорически нельзя делать 5 декабря
сегодня, 07:18 Общество
Максимум плюс 2 ожидается в Челябинской области 5 декабря
сегодня, 07:01 Общество
Отключения воды, газа и электричества в Челябинске 5 декабря 2025 года
вчера, 19:54 Общество
В поселке под Челябинском введен карантин по бешенству животных
вчера, 19:52 Общество
Предпринимателя из Челябинска Махонина облсуд оставил под домашним арестом
вчера, 19:12 Общество
В Челябинской области умственно отсталого мужчину лишили водительских прав
вчера, 18:14 Общество
В Челябинске суд отпустил под домашний арест экс-директора ЦПКиО имени Гагарина
вчера, 17:54 Общество
На Южном Урале пойман дилер, снабжавший метадоном 3 города
вчера, 17:52 Общество
Юрий Лысяков единогласно избран главой Кусинского округа Челябинской области
вчера, 17:49 Политика

Николай Живец: Повышение штрафов не панацея – водителям надо помочь не ошибаться

Интервью
13 ноября 2020 года, 15:22
- T +

Член Общественной палаты Челябинской области, председатель Челябинского областного отделения общественной организации Всероссийского общества автомобилистов, член комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Челябинской области, член президиума Центрального совета Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец – об актуальных и грядущих изменениях в жизни участников дорожного движения, проблемах и решениях. 

- Николай Иванович, я пешеход и, честно говоря, радуюсь этому, когда вижу, какое количество изменений в жизни автомобилистов происходит с подачи законодателей. Положа руку на сердце, все ли изменения действительно нужны и облегчают жизнь участников дорожного движения?  

- Ну, не сказал бы, чтобы этот год выдался таким уж рекордным на изменения, все-таки многие инициативы пандемия немного притормозила,внедрение отдельных новшеств перенесено на будущий год. Но скучать нам законодатель не дает однозначно.  

- Имеете в виду цифровизацию? Или изменения в части европротокола?  


С 1 ноября 2020 года изменился порядок оформления электронного извещения о ДТП в рамках европротокола. Теперь оформить электронное извещение можно будет даже в случае наличия разногласий у участников ДТП. Оформить электронное извещение смогут не только физлица, но июрлица, то есть воспользоваться услугой смогут водители служебных автомобилей организаций. 


- Европротокол – это очень важная вещь, которая касается практически каждого, потому что все стоим в пробках, нам не нравится, когда долго автомобили после ДТП на дороге находятся и так далее. Вся сложность в том, что водители – участники ДТП сомневаются – и вполне обоснованно – в адекватном восприятии страховой компанией данного события, то есть опасаются что-то сделать неверно. За последнее время количество таких оформлений значительно увеличилось. Однако, я думаю, что эти европротоколы оформлены не самостоятельно водителями, а с участием аварийных комиссаров. Это самый безопасный способ – вызвать комиссара той самой компании, чей полис лежит у вас в бардачке.  

- Так вроде все новшества направлены на то, чтобы люди могли самостоятельно все зафиксировать и разойтись… 

- Для пострадавшего главное – получить от страховой компенсацию ущерба. Ведь при оформлении ДТП через приложение выплаты по европротоколу могут быть до 400 тыс. рублей. Но обычному водителю самостоятельно оформить европротокол – при всей кажущейся простоте – все-таки боязно. Участники ДТП в большинстве случаев даже проезжую часть до приезда ГИБДД или аварийных комиссаров опасаются освобождать, хотя этого требуют ПДД. 

- Так ведь сейчас еще и мобильное приложение заработало: вроде проблем-то всех – тыкни нужные кнопочки, фотографии места происшествия загрузи… 

- …да, и второй участник должен заверить все электронной цифровой подписью. У вас она есть? Вот и у меня нет, и у большинства водителей тоже вряд ли. В случае ДТП человек, как правило, находится в стрессовом состоянии – значит, может что-то не учесть, да и приложение может ошибиться в привязке к геолокации, например. Есть вещи, которые обычный водитель просто не учитывает или не знает.  

А то, что разрешили оформлять европротокол юрлицам – это очередной вопрос: как? Это же делается через сайт «Госуслуги». Но далеко не каждый водитель может зайти на сайт от имени юридического лица. 

- Получается, к этому приложению пока больше вопросов, чем ответов?  

- Не все так просто с этим приложением, да и с самим европротоколом. Конечно, страховые компании борются с мошенничеством, и это надо учитывать, хотя, положа руку на сердце, у меня такое ощущение, что как раз мошенники-то в этих нюансах быстрее других разобрались и вовсю используют. А вот обычным водителям, которые редко и случайно попадают в ДТП, гораздо проще вызвать аварийного комиссара страховой компании – оно и спокойней, когда есть конкретный человек, которому ты потом в глаза можешь посмотреть и сказать: вот ты оформлял мне это все – какие ко мне вопросы?   

Подчеркну, сервис отличный и работает, но! работает в руках квалифицированных людей, специалистов, которые знают и умеют им пользоваться. Пойдет ли он массово в народ? Пока у меня пока большие сомнения. 

- То есть к цифровизации Вы настороженно относитесь?  

- Ну, почему же! Цифровизация упрощает многие процессы и приносит свои плоды.  Жизнь идет, и понятно, что мы должны идти в ногу с технологиями.  

- Вот электронные ПТС – это, по-вашему, хорошо или плохо?  

- У каждой медали две стороны. Безусловный плюс – это более-менее прозрачная история автомобиля. Сегодня ее тоже, конечно, можно отследить, но все равно надо собирать информацию с нескольких сайтов: ремонты, техосмотры, пробег и прочее. А так это будет все в одном месте (правда, информацию тоже нужно будет покупать). Но туда нельзя будет – по крайней мере, я на это надеюсь, – внести посторонние сведения, подчистить, подделать бланк, еще что-то. Это электронная база, и следы практически всегда остаются. Иными словами, крайних найти здесь гораздо легче, если вдруг что не так. Мне нравится. Но при всем при том, мне, честно скажу, спокойней, что у меня бумажка лежит, там написаны мои фамилия-имя-отчество. Мало ли, базы обваливаются – и еще вопрос, как потом восстановят… Вот это минус. 

- Николай Иванович, а что с техосмотрами – требования снова поменялись?  

- Новые правила прохождения технического осмотра автомобилей были озвучены  еще осенью 2019 года. Операторов обязали фотографировать процедуру, сотрудникам ГИБДД разрешили аннулировать диагностические карты, а владельцам автомобилей позволили приезжать на сервис реже, но ввели штраф за езду без техосмотра. Все эти нововведения должны были заработать еще весной, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы –  новые правила прохождения техосмотра Правительство утвердило своим постановлением № 1434 от 15 сентября текущего года. Действовать они начнут с 1 марта 2021 года. 

Важно! Из-за режима самоизоляции и закрытия сервисных центров многие автомобилисты остались без техосмотра, а владельцам ТС временно разрешили оформлять полисы ОСАГО без диагностических карт. Напомню, с 1 ноября эту амнистию отменили. И сейчас, если водитель с полисом, но без диагностической карты устроит ДТП и будет виноват, страховая компания вполне обоснованно в регрессном порядке предъявит ему убытки. Это очень серьезно, и не надо расслабляться водителям – если у вас нет диагностической карты, обязательно нужно съездить и пройти техосмотр. Тогда ваш полис будет защищать, обеспечивая возмещение ущерба тому, в кого вы, не дай Бог, въедете.  

- Я правильно понимаю, что и в следующем году изменений в дорожном движении тоже ожидается не меньше?  

- Верно, и одно из них – появление наряду с такими участниками дорожного движения, как пешеход и велосипедист, новой категории – «пользователь средства индивидуальной мобильности». К таким средствам относятся моноколеса, гироскутеры, самокаты. И вот в проекте расписано, кому по каким дорогам-тротуарам можно ездить. Но опять же, проект пока сырой. Потому что средства-то уже довольно мощные, а в большинстве случаев на дороги их выпускать не разрешается. И вот здесь, на мой взгляд, есть определенное противоречие. Уже сложилось сообщество пользователей, которые реально пользуются средствами индивидуальной мобильности вместо автомобиля. И вся прелесть их как раз в том, что на них можно – пока – проехать как по дороге, так и по тротуару. Это планируется запретить.  

Мне кажется, было бы правильнее поделить эти средства в зависимости от мощности и скорости и кому-то из них разрешить двигаться по дороге. Потому что когда по тротуару кто-то на достаточно высокой скорости движется, скажем, на моноколесе, пешеходы могут почувствовать себя неуютно. И потом, а как их наказывать, как бороться, кто должен это делать? ГИБДД, у которой и без того хватает проблем на проезжих частях дорог? Опять получается, что вопросов больше.  

- Знаю, что среди инициатив будущего года обсуждается ужесточение наказания для пьяных за рулем. Ваше мнение – надо ужесточать?  

- Однозначно: если человек выпил и садится за руль – это фактически умышленное действие. Он же дошел до машины и, садясь за руль, понимает, что делает.  И с этой точки зрения я ужесточение поддерживаю. Однако полагаю, что штрафы и даже временный запрет на вождение – это полумеры. Надо полностью исключить возможность для таких граждан участия в дорожном движении в качестве водителя. Ведь если у человека не хватает сознания, и он позволяет себе поехать один раз пьяным – он точно так же позволит себе сделать это и во второй, и в третий раз. Только потом могут быть худшие последствия. Вот здесь как-то надо додумывать, может быть, вести речь о конфискации. Ведь автомобиль в данном случае это орудие преступления. Может, как-то физически его надо изымать, даже если он и не принадлежит виновнику. Но и пусть – может, те, кто допустил до управления водителя в нетрезвом состоянии, задумаются. Полагаю, что это повысило бы ответственность и стимулировало бы формирование негативного отношения друзей и близких к таким нарушеням.

В рамках обсуждения проекта нового КОАП РФ была опубликована  информация, что реальных злостных нарушителей ПДД всего около 10 процентов. Основная масса водителей – законопослушные и стараются соблюдать ПДД. И вот для них надо не столько повышать штрафы, сколько создать благоприятную среду, помочь не ошибаться и не нарушать: оптимально организовывать движение, нарисовать нужную разметку, обоснованно устанавливать знаки. К примеру, сколько у нас мест, где меняется ширина проезжей части, появляются или исчезают полосы или бывшие «кольца», на которых уже не организовано круговое движение? При проезде этих мест каждый водитель судорожно начинает вспоминать правила дорожного движения – кто кого пропускает, в каком направлении можно ехать, в каком нет… Или  например, знак о введении ограничения на определенном участке ставится – а в конце участка знака об отмене может просто не быть, и водителю непонятно, кончилось действие ограничения или еще нет.  

- Это как?

- Скажем, перед нерегулируемым пешеходным переходом стоит знак ограничения скорости 20 км/ч, а за переходом ничего нет! А все водители – проехали «зебру» и  прибавили скорость, став нарушителями ПДД! Даже если никто за это их не накажет, нарушителями, пусть неосознанно, но они стали.  Зачем эти двойные стандарты?! Нужно, чтобы соблюдать ПДД было удобнее, чем их нарушать. Нормальную среду нужно делать, помогать добросовестным водителям.

А вот для 10% злостных, для кого нарушение – это образ жизни, для них, конечно, нужен «кнут»: и увеличение штрафов, и лишение права управления и так далее.  

- А как Вы вообще относитесь к камерам на дорогах?  

- Главный принцип – неотвратимость наказания, поэтому камеры для БДД – это хорошо. Плохо то, что они иногда ставятся необоснованно, как и знаки. Тут речь даже не о Челябинске – вообще о России. После Челябинской области многие, даже благополучные, регионы удивляют пренебрежительным отношением к организации дорожного движения и соблюдением водителями ПДД. К примеру, в Нижнем Новгороде – там просто страшно останавливаться перед перекрестком. В зеркало заднего вида  смотрел чаще, чем вперед на дорогу. Вижу, что светофор сейчас переключится, останавливаюсь – и все на желтый меня объезжают, чуть ли не пальцем у виска крутят. 

- А что с Челябинском? 

- Челябинск для меня достаточно культурный город в плане вождения: всегда уступят, никто на желтый уже не пролетает, за что спасибо тем же камерам – всех приучили останавливаться за стоп-линией. И с организацией дорожного движения, в основном, вопросы решаются. Если год назад я неоднократно видел такую проблему, сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему: и знаки, где надо, ставят, и на сложных перекрестках рисуют разметку, обозначающую полосы движения. Конечно, вопросов и проблем еще достаточно, но улучшения точно есть! 

Беседовала Ольга Бороденок

Интервью / другие новости из раздела

Константин Арестов: В марте играем на «Центральном» стадионе Алексей Кобылин: Южноуральский АПК успешно решает задачи продовольственной безопасности Виталий Коркин: Мы просто выходили на поле и получали удовольствие от футбола Эдуард Дорожкин, Госпожнадзор: Жара ушла, но риски природных возгораний сохраняются Владимир Шаронов: Одна из важных задач Социального фонда – клиентоцентричность Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ: Интерес молодежи к космической тематике растет Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Весна будет горячей Наталья Кузьмина: Инфляция в Челябинской области в феврале ниже, чем по стране и части соседних регионов Виктор Булатов: К возобновлению сезона игроки подошли в хорошей форме Владимир Шаронов: На Южном Урале 67% владельцев сертификатов на маткапитал полностью его израсходовали Иван Савин: Удовлетворительную оценку мы себе поставить не можем Тему Пулккинен: В Новосибирске будем исправляться
Опрос