Минувший сезон стал удачным для ватерпольного клуба «Уралочка» из Златоуста. Команда взяла серебро чемпионата России и могла занять высокое место в Евролиге, если бы не политические события. Основатель и главный тренер златоустовской команды Михаил Накоряков подвел итоги сезона и обозначил планы на перспективу.
Рано поверили, что стали чемпионками
– Михаил Николаевич, в минувшем сезоне «Динамо-Уралочка» порадовала болельщиков как самой игрой, так и ее результатами. Что, по-вашему, в наибольшей степени повлияло на это?
– В командных видах спорта очень многое зависит от того, какое внимание и поддержку оказывают клубу власти или коммерческие организации. Сейчас у «Уралочки» есть финансовая стабильность и база, которая позволяет с перспективой смотреть в будущее. И я очень благодарен правительству региона, что к команде повернулись лицом, и очень ей помогают. Во многом поэтому в последние годы мы не теряем наших игроков, как это было раньше. Спортсменки играют за Златоуст, остаются верны клубу, а тренерскому штабу благодаря этому удается создавать сплоченный и сыгранный коллектив.
– В этом сезоне команда спустя 20 лет едва не вернула титул чемпиона страны. Что помешало в последний момент в игре с «Кинефом» за чемпионство и с ним же – в финале Кубка Евразии?
– Немного не повезло, игра-то ведь равная была. Наверное, не хватило уверенности в своих силах. А может быть, ведя в счете, слишком рано поверили в то, что можем стать чемпионками. Последние две минуты матча мы провалили. А перед финалом Кубка Евразии мы лишились лидера команды Марии Берсневой. Ее-то нам и не хватило. Она и в Златоусте не могла показать ту игру, на которую способна. После матча ей плохо стало. Оказалось – она в положении. Хотела помочь клубу, а нам не сказала, что ждет ребенка. Если б знали про это, не стали бы ее нагружать в последние минуты матча, дали бы отдохнуть.
– Водное поло, как и весь российский спорт, исключили из международных турниров. И, скорее всего, надолго. Где теперь нашим ватерполисткам находить мотивацию? Ориентироваться лишь на национальный чемпионат?
– Федерации водного поло России нужно подумать об организации каких-нибудь соревнований с участием китайских команд, может быть, еще какие-то подключить. Белоруссию, например. Там женское водное поло возродили. Надо искать варианты. Слышал, что Минспорт планирует провести что-то вроде Спартакиады. Будь моя воля – я в нынешних условиях вообще убрал бы всех иностранных тренеров и спортсменов, чтоб было как в Союзе. У нас что, тренеров мало хороших? Свою тренерскую школу надо развивать.
Водное поло в Златоусте началось с анекдота
– Вы взялись за развитие женского водного поло в Златоусте в 1985 году. Предполагали ли вы тогда, что проект под названием «Уралочка» будет таким успешным и долговечным?
– Если я собирался чем-то заниматься, то всегда старался достигать высоких результатов. Хотя, признаюсь честно, с женским водным поло вообще анекдотичная и смешная история получилась.
Я в то время работал директором бассейна. У меня при нем был спорткласс, в нем и девочки занимались. Приехали в Москву за формой, мне сообщили, что на совещании про какое-то водное поло говорят, предстоящее первенство профсоюзов обсуждают. Я и заявился, потому что мы у себя в бассейне с девочками в баскетбол на воде играем. А вскоре пришел вызов на соревнования. Я собрал 20 пловчих, вместо ворот поставили стулья и стали тренироваться обычным мячом из детского магазина.
Даже правил не знали. Уже на соревнованиях узнали, что только одной рукой играть можно. В итоге проиграли три матча и сыграли 4:4 с командой из Алма-Аты. А дома девочки захотели играть дальше. Так и родилась команда.
– А уже через два года в Златоусте прошло первенство РСФСР, где вы заняли второе место, а еще через три стали чемпионками СССР…
– В Златоусте тогда неплохие команды были по хоккею, футболу, баскетболу. А у нас по сути не было ничего. Хорошо, что новый бассейн «Сталь» открылся, там и стали заниматься. Очень трудные были времена, денег элементарно на спортивную форму не было.
Вообще в первые годы существования нам столько всего пришлось перенести. Ночевали в какой-то школе, на креслах, в детском саду, в отцепленном вагоне поезда, даже в палатках. Много ездили в автобусе потом, варили еду на костре.
– Зарплату хоть вовремя получали?
– Зарабатывали как могли. Помню, и водку меняли на деньги. Грузили ее в автобус, приезжали в другой город – сдавали в магазин и получали половину от ее стоимости. Как мы в поездки отправлялись на автобусе – это вообще отдельная история. Я с родителей девчонок сухпаек собирал – картошку, капусту, огурцы и прочее. Время тяжелое, но интересное. И ведь добились результатов – стали чемпионами Союза, с первой же попытки призерами Кубка европейских чемпионов.
Не все могут найти себя вне клуба
– Вы как-то влияете на личную жизнь девушек? Помогаете в решении бытовых вопросов?
– Как правило, да, но в том случае, если человек сам делится своими переживаниями и проблемами. Скажем, после окончания карьеры не все девушки смогли найти себя в жизни. Алкоголь или еще что-то там, не хотелось бы конкретизировать. Пытались им помочь, но таких людей уже невозможно исправить и направить на нужный курс. С другой стороны, рад, что многие девчата реализовали себя в других отраслях, стали успешными или состоятельными людьми.
– Сейчас в Златоусте своя прекрасная материально-техническая база. Это помогает удерживать перспективных спортсменок?
– Конечно. Но, повторюсь, дело не только в наличии современного бассейна. Власти в регионе оказывают нам всестороннюю поддержку. И я искренне благодарен губернатору Алексею Текслеру, президенту нашей команды, замгубернатора Ирине Гехт. Эта поддержка придает нам сил и уверенности в завтрашнем дне.
Я привлек к работе в клубе своих детей, тренеров-единомышленников. Передам им бразды правления. И уверен, что все будет хорошо даже тогда, когда меня не будет. «Уралочка» будет жить долго и успешно. Я в этом не сомневаюсь.
Беседовал Виталий Визаулин
Фото пресс-службы клуба «Динамо-Уралочка»