Какое счастье – слушать шум моря, Второй концерт Рахманинова и детский смех. К сожалению, у пятой части людей от 35 до 55 лет отмечается ухудшение слуха. В категории от 55 до 65 эта цифра вырастает до 40%, а после 70 лет – до 60% и более. Но бывает, слух теряют и совсем молодые люди, и даже дети. И тогда подарить мир звуков им могут врачи-сурдологи, неврологи и отоларингологи. Один из ведущих специалистов – руководитель челябинской клиники «ЛОР. Центр Слуха», кандидат медицинских наук, врач сурдолог-оториноларинголог Ирина Коленова рассказала в интервью Агентству новостей «Доступ», как в южноуральской столице помогают слабослышащим пациентам.
- Ирина Евгеньевна, какую помощь пациенты получают в вашей клинике?
- В марте 2018 года открылась клиника «ЛОР. Центр Слуха». Сама клиника новая, но команда старая, сработавшаяся, сплоченная, мы вместе уже около 15 лет. У нас в команде есть оториноларингологи, отоневролог, сурдолог, сурдоакустик. И есть сопутствующие специалисты: офтальмолог, аллергологи, неврологи, педиатр. Основной акцент делается на двух составляющих: это воспалительные заболевания лор-органов (лечение и диагностика) и, конечно же, слух на всех этапах, начиная от диагностики, лечения, и заканчивая реабилитацией взрослых и детей. Детей диагностируем с момента рождения.
- Вы, наверное, гордитесь не только врачами, но и оборудованием, технологиями.
- Да, действительно. У нас максимально объективная диагностика. Например, в клинике есть диагностический аппарат «Титан» из Дании – единственный в Челябинской области. На этом приборе проводится полная диагностика слуха, исключая факторы влияния как пациента, так и врача. Ошибка исключена.
- Вы сказали, что диагностируете даже новорожденных. А какими должны быть симптомы, чтобы родители обратились к врачу?
- Всем известно, что в роддомах проводится скрининг новорожденных – на второй или третий день после рождения. Но, к сожалению, этот скрининг неполноценен: не учтен важный момент – у маленького ребенка может быть патология среднего уха. То есть за барабанной перепонкой может находиться миксоидная ткань. И тогда, если проводить обычный скрининг, то есть проверять, как работает улитка, диагностика будет не совсем правильной, мы получим ложноотрицательный результат.
В нашей клинике диагностика проводится поэтапно: мы сначала смотрим барабанную перепонку, потом оцениваем подвижность всей системы, включая цепь слуховых косточек и жидкость во внутреннем ухе. На втором этапе, после того как мы посмотрели систему движения звука, мы изучаем нервную ткань, то есть слуховые рецепторы. Конечно, до трех месяцев полную диагностику слуха лучше не проводить, потому что есть вероятность получить неверные результаты из-за незрелости слуховых рецепторов. Но по достижении этого возраста можно уже точно сказать, есть ли проблемы со слухом. Дальше все зависит от того, как человек взрослеет, в ходе жизни он получает различные акустические травмы, травмы шейного отдела позвоночника и головы, от которых также страдает внутреннее ухо...
- А в обычной поликлинике с этим разве не помогут?
- В поликлиниках распространена одна методика – аудиометрия. Это такая диагностика, на результат которой влияет множество факторов, в том числе, в каких условиях ее проводят. И аудиометрию сложно провести у ребенка младше пяти-шести лет.
- Как слух связан с развитием речи у ребенка?
- От того, как ребенок слышит, зависит развитие не только речи, но и интеллекта малыша. И на слуховой аппарат влияет множество факторов. Часто к нам обращаются родители с ребенком четырех-пяти лет, когда оказывается, что он не слышит. Пройденные по кругу невролог, логопед, психиатр ничем помочь не могут. Начинать волноваться нужно к первому дню рождения, если ребенок не начинает употреблять хотя бы пять-шесть слов.
- То есть перед посещением логопеда нужно зайти к сурдологу?
- Да. Обращаться к специалистам нужно уже на третьем месяце, если ребенок не реагирует на звуки, или к 10 месяцу, если малыш не пытается лепетать, а к двум годам говорить. Ведь здесь проблема чаще всего в улитке. Страдают основные разговорные частоты – 500 и 1000 Гц, на них мы слышим основной спектр разговорной речи. Если у ребенка на этих частотах проблемы, он либо будет неправильно произносить звуки, либо вообще не будет их произносить, либо будет их заменять. Так что диагностика логопеда может быть неэффективна – вначале всегда нужно проверять слух.
- А вы можете определить абсолютный музыкальный слух?
- Можем. Во время диагностики внутреннего уха. Если мы видим хорошие результаты на высоких частотах, это означает, что музыкальный слух есть. Тогда мы говорим родителям, что малыша вполне можно отдать в музыкальную школу.
- Когда взрослому человеку стоит задуматься о посещении сурдолога?
- Когда он недоволен разборчивостью чужой речи: «что ты бубнишь под нос», «что у тебя с дикцией», «говори громче». Это, как правило, проблема улитки, и ее можно скорректировать. Главное, не затягивать. Когда приходят с проблемой, которой 10-15 лет, вариантов мало. А также если возникает периодическая заложенность ушей или шум.
- А глухоту убрать вы можете?
- Да, в нашей клинике могут решить и эту проблему, но только если резкому снижению слуха от 72 часов до двух недель. Вообще, считается, что три дня максимум внутреннее ухо может переживать катастрофу, когда в нем резко повышается давление. Потом оно глохнет. Но как показывает практика, если человек обратился в течение двух недель, в 70% случаев слух можно восстановить, опять же важен причинный фактор.
- Какие факторы негативно влияют на слух, кроме тех, что всем уже известны?
- Хотелось бы отметить несколько факторов: первое – это громкие, резкие звуки (стрельба, взрыв, в том числе, петарды), работа в помещениях с высоким уровнем шума – это не только профессиональные «вредности», но и работа с перфоратором дома. Еще один бич нашего времени – длительное применение сосудосуживающих капель, которые в любой аптеке предлагают от заложенности носа. Эти, казалось бы, безобидные препараты действуют не только на слизистую носа, сужая сосудики, но и на сосуды головы и, самое главное, на сосуды внутреннего уха. То есть происходит спазм микроциркуляции. В результате этого человек, который капает капли не как положено – три дня, а пять, 10, 15 лет – получает множество проблем. На первом этапе – раздражение внутреннего уха и появление шума. На втором – неприятные симптомы, связанные с паническими атаками. Люди не понимают, что к этому привели обычные безобидные, безрецептурные сосудосуживающие капли. Это, повторюсь, настоящий бич нашего времени.
- Ирина Евгеньевна, расскажите про шум в ушах и что с ним делать.
- Чтобы понять причину шума, диагностика обязательна. Потому что, как правило, у нас люди обращаются с подобными жалобами не к сурдологу, а к неврологу или терапевту. Эти врачи не могут провести диагностику, не могут посмотреть, связан ли шум с ухом. Потому что причиной может быть обычная серная пробка, отек в слуховой трубе (когда в самолете уши заложило), либо – чаще всего (90% случаев) – внутреннее ухо. Сосудистый шум тоже никто не отменял.
А если не выявить причину возникновения шума, никакое лечение помогать не будет. Вообще, во всем мире считается, что шум в ушах не лечится. Но если правильно подойти, найти причину, диагностировать, в каком месте шумит, то в 80% случаев с шумом справиться можно.
Диагностика слуха в клинике «ЛОР. Центр Слуха» начинается от 1 тыс. до 6,5 тыс. рублей. Записаться на прием можно здесь – lor-clinic74.ru.
- Мы живем в промышленном миллионнике. Многие спят в берушах. Насколько это плохо?
- Спать в берушах – это неплохо. Но вместе с тем это может быть раздражением слуховых рецепторов. То есть это симптомом, которым нужно заниматься. Если не обращать на него внимания, проблема вырастет. Потому что вначале идет раздражение, а дальше – угнетение и снижение слуха. Не стоит забывать, что мы живем в городе шумных производств. И на работе, и в домашних условиях, когда, к примеру, работает перфоратор, нужно использовать средства защиты – те же беруши.