Ученые назвали топ-7 продуктов для здоровья и энергии зимой
сегодня, 20:51 Общество
Смоленск стал молодежной столицей-2026, Челябинск лишь третий
сегодня, 19:14 Общество
До -32: Синоптики рассказали о погоде в Челябинске 21 декабря
сегодня, 18:20 Общество
Мария Гудошникова из Челябинска стала чемпионкой России по конькобежному спорту
сегодня, 18:11 Общество
Семен Дер-Аргучинцев из «Трактора» переходит в московское «Динамо»
сегодня, 17:01 Общество
В Челябинске зэк забросал судью бетонными шариками, возбуждено дело
сегодня, 16:21 Происшествия
Челябинец оставил экс-супругу без дорогой иномарки, в шестой раз сев пьяным за руль
сегодня, 16:15 Общество
Защитник Федор Крощинский покидает челябинский ХК «Трактор»
сегодня, 13:47 Общество
В Челябинске накрыли склад с «левым» алкоголем на 950 тысяч
сегодня, 13:35 Происшествия
В Челябинской области женщина засудила соседа по СНТ за кусачих пчел
сегодня, 13:35 Общество
Свыше 600 единиц оружия собрано в Челябинской области для участников СВО
сегодня, 13:22 Общество
В Челябинской области в ночь на 21 декабря прогнозируется до минус 37 градусов
сегодня, 13:11 Общество
Алексей Текслер расширяет штат своей пресс-службы до 27 специалистов
сегодня, 12:55 Политика
В Челябинске торгпреда осудят за подкуп организаторов питания в детсаду и школах
сегодня, 12:16 Общество
Фиолетовый Урал: декабрь 2025 года отметится адскими холодами
сегодня, 11:58 Общество
Создаем новогоднее настроение безопасно: как гирляндой не спровоцировать припадок
сегодня, 11:42 Общество
В Челябинске сдали полтора километра дороги, которую делали 3 года
сегодня, 11:24 Общество
Пьяного мужчину спасли во время ночной рыбалки в Челябинской области
сегодня, 11:08 Происшествия
Движение по улице между двумя районами Челябинска закроют на несколько лет
сегодня, 09:08 Общество
Снежный циклон покинул Челябинскую область: итоги и прогнозы
сегодня, 08:57 Общество
На Южном Урале у пенсионера с деменцией через суд отобрали водительские права
сегодня, 08:38 Общество
На улицы Челябинска выпустили «движущийся огонек»: найти его можно до 12 января
сегодня, 07:55 Общество
Абросимов день: 20 декабря нельзя ходить в яркой одежде и веселиться
сегодня, 07:35 Общество
Невероятные температурные качели ждут жителей Челябинской области
сегодня, 07:11 Общество
Челябинский «Трактор» проиграл пятый матч кряду, уступив «Металлургу»
вчера, 21:23 Общество
Всплывает все больше неприятных деталей вокруг долгостроя в «путинском» поселке
вчера, 19:01 Общество
В Челябинске семь лет колонии дали виновнику ДТП, в котором погиб ребенок
вчера, 18:48 Общество
На Южном Урале пытавшийся проскочить на красный водитель сбил ребенка
вчера, 18:44 Происшествия
Бастрыкин велел доложить историю с долгостроем в «путинском» поселке на Южном Урале
вчера, 18:19 Общество
Путин лично изучит документы по недостроенному ФОКу в Челябинской области
вчера, 17:40 Общество
В Челябинске наказали водителя иномарки с блатными номерами за парковку под спецзнаком
вчера, 16:41 Общество
Известного челябинского застройщика просят признать банкротом
вчера, 16:35 Экономика
Челябинская чиновница пошла на повышение, став заместителем министра
вчера, 16:12 Политика
Высокопоставленному москвичу утвердили приговор за коррупцию в Челябинске
вчера, 15:58 Общество
Банк России снизил ключевую ставку до 16% с 16,5% годовых
вчера, 15:37 Финансы
ГАИ Челябинска провела рейд возле школ: 14 родителей получили «административку»
вчера, 15:32 Общество
Первый локализованный фронтальный погрузчик создали в Челябинской области
вчера, 15:10 Экономика
Услугу «Победы» по выбору мест для совместного с детьми перелета признали незаконной
вчера, 14:51 Общество
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным: главные заявления
вчера, 14:26 Общество
Челябинскую область в выходные ждет «нестандартная» погода
вчера, 14:10 Общество

Екатерина Батуева, сопрано: Для меня опера – это и жизнь, и всепоглощающая любовь

Интервью
12 марта 2019 года, 21:40
- T +

Солистка челябинской оперы уже полюбилась публике своими продуманными до мелочей образами. Начав с трагически лиричной Маргариты в «Фаусте», Екатерина Батуева представила публике свое видение Марфы в «Царской невесте», Антониды в «Иване Сусанине», Людмилы в «Руслане и Людмиле», Джильды в недавней премьере «Риголетто». Как она готовится к таким разным по рисунку и вокалу ролям и чего стоит потрясающая внешняя легкость исполнения, артистка рассказала в интервью Агентству новостей «Доступ».

- Екатерина, как-то особенно готовились к недавней премьере «Риголетто»?

- Я, конечно, уже много всего спела (в репертуаре артистки – более 15 ролей: от Дороти в «Волшебнике Изумрудного города» и Адель в «Летучей мыши» до Антониды в «Жизни за царя». – Прим. АН «Доступ»), но каждый раз подготовка начинается как будто заново. К счастью, музыка Верди мне очень приятна и подходит: я в ней отдыхаю, с ее помощью лечусь, а в традиционно сложных для исполнения местах его опер не испытываю больших трудностей и даже наоборот.

- И как глубоко вам приходится погружаться в реалии, которые описываются в том или ином произведении, да и нужно ли это в принципе?

- Может, кому-то и не надо, но я обязательно изучаю исторические обстоятельства, в которых происходит действие. Так, когда готовила Марфу в «Царской невесте», читала художественные произведения об эпохе Ивана Грозного: «Князя Серебряного» Алексея Толстого, одноименную драму Льва Мея. Мне кажется, в том числе благодаря такому подходу становится яснее, как нужно подавать героинь той эпохи – через движения, жесты, манеру поведения. Ведь роль, единый образ – это не только музыка и режиссерское видение, но и буквально тысячи подобных мелочей.

- И соглашаются ли на ваши предложения режиссеры? Вы можете что-то предлагать?

- Конечно, у режиссера всегда есть своя концепция и видение всей постановки в целом. Но иногда чисто физически сложно выполнить то, что хочет постановщик, поэтому в отдельных случаях, чаще в некоторых технических моментах, особенности и пожелания солистов все-таки учитываются. Например, так было в «Доне Паскуале»: от каждого исполнителя на сцене зависело, что он делает, мы постоянно находились в движении.

- Сложно ли работать с психологической точки зрения?

- Раньше, когда я только пришла в театр и была совсем еще зеленая, переживала о том, как буду выглядеть. Сейчас на чужие высказывания, разные замечания и даже доброжелательные, но непрофессиональные советы внимания не обращаю. Это мешает творчеству. Понимаете, для меня опера – это все: и жизнь, и всепоглощающая любовь. Но при этом при всем должна присутствовать определенная легкость. Не легкомысленность, а именно легкость, которая помогает достигать соответствующего уровня исполнения.

- Какие оперы сложнее для исполнения, отечественные или зарубежные?

- Для меня русские оперные партии сложнее исполнять, чем зарубежные. Нужна большая сила дыхания, а голос должен быть таким, чтобы прорезать оркестр и охватывать весь зал. В плане сложности в наших операх встречается почти нескончаемое легато (связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, а пауза между звуками отсутствует. – Прим. АН «Доступ»). Например, при создании «Жизни за царя» Михаил Иванович Глинка вдохновлялся, конечно, итальянской музыкой, но добавил чисто русской глубины в исполнение.

- Назовите троих оперных певцов, исполнение которых вы выделяете?

- Мне нравится Альбина Шагимуратова (в 2005 году певица завоевала I премию конкурса имени М.И. Глинки в Челябинске. – Прим. АН «Доступ»), она близка мне по голосу. Один из моих любимых певцов мужчин – тенор Франко Корелли. Еще я очень люблю американскую певицу Анну Моффо. Она исполняла близкий мне колоратурный репертуар.   

- В 2016 году вы участвовали в проекте «Большая опера» на телеканале «Культура». Как удалось попасть на кастинг?

- Я подала заявку, отправив две записи с Youtube. Меня пригласили, и я полетела в Москву. Жюри оценивало не только вокальные данные, но и весь «комплекс певца»: пластику, внешность плюс умение себя подать, актерское мастерство. Главный режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман просил меня спеть известную арию Марфы в разных состояниях. Жюри понравилось, что я уже «готовый» солист с большим репертуаром. Благодаря их советам мне удалось улучшить технику исполнения, поэтому опыт участия в таком проекте оказался полезным.

- Екатерина, поскольку голос – ваш рабочий инструмент, не могу не спросить, как вы за ним ухаживаете. Правда, что оперному певцу чего-то нельзя есть? Или это миф?

- Если чувствую, что начинаю заболевать, пью для профилактики лекарства. А если голос садится или на него приходится большая нагрузка, очень хорошо помогает и тонизирует имбирь с лимоном.

А насчет еды… На самом деле, можно все – определенные ограничения лучше соблюдать именно перед спектаклем: например, семечки могут ухудшить голос. В то же время есть индивидуальные особенности. Кто-то может выпить стакан ледяной воды и петь шикарно, а кто-то – долго не произнесет ни звука. Я, когда готовила партию Джильды в «Риголетто», несколько месяцев много в чем себя ограничивала: например, пила меньше кофе и совсем-совсем не ела мороженое.

- Вам нравится работать в Челябинске? Есть что-то, что Вы хотели бы изменить в городе в наступивший Год театра?

- В городе, к сожалению, очень мало площадок для выступлений с серьезной музыкой. Будет таких мест больше, тогда и оперные певцы смогут чаще радовать публику и сами зарабатывать на этом. Свои проекты я представляю на площадке Союза театральных деятелей в Камерном театре. Исполняла там монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание» и «Монологи Фраги» Мамеда Гусейнова. В скором времени, планирую там еще одно выступление в соавторстве с молодым режиссером нашего театра Романом Прецером. Действие будет происходить в атмосфере США 1950-60-х годов. В центре спектакля находятся две певицы, а в основе постановки – известные арии разных опер, объединенные единым сюжетом.


Екатерина Батуева (Бычкова), исполняет репертуар лирико-колоратурного сопрано. Родилась в Усть-Катаве (Челябинская область). В 2006 г. окончила Музыкальное училище им. Д. Шаталова (Самара). В 2013 г. окончила нижегородскую консерваторию им. М. Глинки. С 2013 г. солистка Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Лауреат Международного конкурса World Song (Нижний Новгород, 2012 г.). В репертуаре более 15 ролей в операх, опереттах и детских спектаклях.

Беседовал Владимир Гулящих

Интервью / другие новости из раздела

Бастрыкин запросил дело челябинского врача, который едва не лишил ребенка всех зубов Константин Арестов: В марте играем на «Центральном» стадионе Алексей Кобылин: Южноуральский АПК успешно решает задачи продовольственной безопасности Виталий Коркин: Мы просто выходили на поле и получали удовольствие от футбола Эдуард Дорожкин, Госпожнадзор: Жара ушла, но риски природных возгораний сохраняются Владимир Шаронов: Одна из важных задач Социального фонда – клиентоцентричность Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ: Интерес молодежи к космической тематике растет Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Весна будет горячей Наталья Кузьмина: Инфляция в Челябинской области в феврале ниже, чем по стране и части соседних регионов Виктор Булатов: К возобновлению сезона игроки подошли в хорошей форме Владимир Шаронов: На Южном Урале 67% владельцев сертификатов на маткапитал полностью его израсходовали Иван Савин: Удовлетворительную оценку мы себе поставить не можем
Опрос