Магнитогорский «Металлург» в гостевом матче уверенно обыграл московский «Спартак»
вчера, 21:32 Общество
Челябинский «Трактор» на выезде победил ЦСКА в матче КХЛ
вчера, 21:21 Общество
Открытый женский форум «Стальное кружево Урала» пройдет в Челябинске
вчера, 19:03 Общество
В Челябинской области подросток разбил 3 машины на угнанной «Ниве»
вчера, 17:45 Происшествия
В Челябинской области водитель грузовика разбился насмерть, влетев в здание
вчера, 17:34 Происшествия
Челябинец похитил с предприятия металлических деталей на 600 тысяч
вчера, 16:10 Происшествия
В Челябинске байкера увезли в больницу после столкновения с иномаркой
вчера, 15:03 Происшествия
Жительница Магнитогорска оформила 1,8 млн рублей кредита на «мертвую душу»
вчера, 12:50 Происшествия
В Челябинске женщина получила травмы в ДТП с опрокидыванием
вчера, 11:41 Происшествия
В Челябинской области в ДТП с опрокидыванием погиб мужчина
вчера, 10:14 Происшествия
В Магнитогорске два человека пострадали после растопки бани
вчера, 09:55 Происшествия
Новогодние каникулы у россиян продлятся 11 дней – утвержден график выходных на 2025 год
вчера, 08:54 Общество
ФСБ: Житель Челябинской области стал фигурантом дела об оправдании терроризма
вчера, 08:40 Происшествия
На северо-западе Челябинска до конца года завершат строительство школы на 1,1 тыс. мест
вчера, 08:30 Общество
Семье погибшего в зоне СВО мобилизованного челябинца вручили орден Мужества
вчера, 08:07 Общество
Золотая осень: Жителей Челябинской области ждут последние теплые выходные
вчера, 07:50 Общество
В центре Челябинска мужчину придавило машиной во время ремонта
04 октября, 20:52 Происшествия
Правительство России утвердило календарь праздничных и выходных дней в 2025 году
04 октября, 19:11 Общество
В Челябинской области ввели режим ЧС из-за гибели посевов после сильных дождей
04 октября, 18:35 Экономика
В Челябинске пешеход пострадал в результате столкновения двух автомобилей
04 октября, 18:26 Происшествия
В выходные в Челябинске изменятся маршруты 5 автобусов
04 октября, 16:29 Общество
Бастрыкин вступился за мать 10 детей, которая полжизни ждет жилья в Челябинске
04 октября, 16:29 Общество
В Челябинске 3 трамвая изменят маршруты
04 октября, 16:25 Общество
Челябинск признали абсолютным чемпионом по частоте наступления бабьего лета
04 октября, 16:08 Общество
Челябинская телебашня поздравит с Днем учителя
04 октября, 15:52 Общество
Мать погибших на пожаре под Челябинском детей отправили на принудительное лечение
04 октября, 15:50 Общество
Власти: Более 70% многоквартирных домов Челябинска уже обеспечено теплом
04 октября, 15:38 Общество
Суд огласил решение по иску челябинки, требовавшей 200 тыс. с гимназии из-за травли дочери
04 октября, 15:19 Общество
Челябинское УФАС возбудило дело из-за звуковой рекламы на набережной реки Миасс
04 октября, 14:34 Общество
Возобновляются рейсы из Челябинска в московский аэропорт Домодедово
04 октября, 14:28 Общество
ВНИМАНИЕ. Во всех крупных городах Челябинской области продлен режим «черного неба»
04 октября, 14:06 Общество
В Челябинске построят ФОК для занятий гандболом
04 октября, 14:04 Экономика
Бастрыкин требует возбудить дело после падения лифта с ребенком в Челябинске
04 октября, 14:00 Общество
Погоду на Южном Урале в выходные определит противостояние циклона и антициклона
04 октября, 13:35 Общество
В Челябинской области оглашен приговор обвиняемой в организации покушения на бизнесмена
04 октября, 13:01 Общество
В Челябинске подросток выстрелил в друга из сигнального пистолета
04 октября, 12:49 Происшествия
В Челябинской области отдали под суд женщину, жестоко расправившуюся с двумя сожителями
04 октября, 12:45 Происшествия
Суд отменил оправдательный приговор начальнику ЖКХ Троицка Могильникову
04 октября, 12:29 Политика
На Южном Урале 74-летний дедушка получил срок за найденную поджигу
04 октября, 12:15 Общество
Погоду в Челябинской области в ближайшие дни назвали опасной: что прогнозируют синоптики
04 октября, 12:09 Общество

Екатерина Батуева, сопрано: Для меня опера – это и жизнь, и всепоглощающая любовь

Интервью
12 марта 2019 года, 21:40
- T +

Солистка челябинской оперы уже полюбилась публике своими продуманными до мелочей образами. Начав с трагически лиричной Маргариты в «Фаусте», Екатерина Батуева представила публике свое видение Марфы в «Царской невесте», Антониды в «Иване Сусанине», Людмилы в «Руслане и Людмиле», Джильды в недавней премьере «Риголетто». Как она готовится к таким разным по рисунку и вокалу ролям и чего стоит потрясающая внешняя легкость исполнения, артистка рассказала в интервью Агентству новостей «Доступ».

- Екатерина, как-то особенно готовились к недавней премьере «Риголетто»?

- Я, конечно, уже много всего спела (в репертуаре артистки – более 15 ролей: от Дороти в «Волшебнике Изумрудного города» и Адель в «Летучей мыши» до Антониды в «Жизни за царя». – Прим. АН «Доступ»), но каждый раз подготовка начинается как будто заново. К счастью, музыка Верди мне очень приятна и подходит: я в ней отдыхаю, с ее помощью лечусь, а в традиционно сложных для исполнения местах его опер не испытываю больших трудностей и даже наоборот.

- И как глубоко вам приходится погружаться в реалии, которые описываются в том или ином произведении, да и нужно ли это в принципе?

- Может, кому-то и не надо, но я обязательно изучаю исторические обстоятельства, в которых происходит действие. Так, когда готовила Марфу в «Царской невесте», читала художественные произведения об эпохе Ивана Грозного: «Князя Серебряного» Алексея Толстого, одноименную драму Льва Мея. Мне кажется, в том числе благодаря такому подходу становится яснее, как нужно подавать героинь той эпохи – через движения, жесты, манеру поведения. Ведь роль, единый образ – это не только музыка и режиссерское видение, но и буквально тысячи подобных мелочей.

- И соглашаются ли на ваши предложения режиссеры? Вы можете что-то предлагать?

- Конечно, у режиссера всегда есть своя концепция и видение всей постановки в целом. Но иногда чисто физически сложно выполнить то, что хочет постановщик, поэтому в отдельных случаях, чаще в некоторых технических моментах, особенности и пожелания солистов все-таки учитываются. Например, так было в «Доне Паскуале»: от каждого исполнителя на сцене зависело, что он делает, мы постоянно находились в движении.

- Сложно ли работать с психологической точки зрения?

- Раньше, когда я только пришла в театр и была совсем еще зеленая, переживала о том, как буду выглядеть. Сейчас на чужие высказывания, разные замечания и даже доброжелательные, но непрофессиональные советы внимания не обращаю. Это мешает творчеству. Понимаете, для меня опера – это все: и жизнь, и всепоглощающая любовь. Но при этом при всем должна присутствовать определенная легкость. Не легкомысленность, а именно легкость, которая помогает достигать соответствующего уровня исполнения.

- Какие оперы сложнее для исполнения, отечественные или зарубежные?

- Для меня русские оперные партии сложнее исполнять, чем зарубежные. Нужна большая сила дыхания, а голос должен быть таким, чтобы прорезать оркестр и охватывать весь зал. В плане сложности в наших операх встречается почти нескончаемое легато (связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, а пауза между звуками отсутствует. – Прим. АН «Доступ»). Например, при создании «Жизни за царя» Михаил Иванович Глинка вдохновлялся, конечно, итальянской музыкой, но добавил чисто русской глубины в исполнение.

- Назовите троих оперных певцов, исполнение которых вы выделяете?

- Мне нравится Альбина Шагимуратова (в 2005 году певица завоевала I премию конкурса имени М.И. Глинки в Челябинске. – Прим. АН «Доступ»), она близка мне по голосу. Один из моих любимых певцов мужчин – тенор Франко Корелли. Еще я очень люблю американскую певицу Анну Моффо. Она исполняла близкий мне колоратурный репертуар.   

- В 2016 году вы участвовали в проекте «Большая опера» на телеканале «Культура». Как удалось попасть на кастинг?

- Я подала заявку, отправив две записи с Youtube. Меня пригласили, и я полетела в Москву. Жюри оценивало не только вокальные данные, но и весь «комплекс певца»: пластику, внешность плюс умение себя подать, актерское мастерство. Главный режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман просил меня спеть известную арию Марфы в разных состояниях. Жюри понравилось, что я уже «готовый» солист с большим репертуаром. Благодаря их советам мне удалось улучшить технику исполнения, поэтому опыт участия в таком проекте оказался полезным.

- Екатерина, поскольку голос – ваш рабочий инструмент, не могу не спросить, как вы за ним ухаживаете. Правда, что оперному певцу чего-то нельзя есть? Или это миф?

- Если чувствую, что начинаю заболевать, пью для профилактики лекарства. А если голос садится или на него приходится большая нагрузка, очень хорошо помогает и тонизирует имбирь с лимоном.

А насчет еды… На самом деле, можно все – определенные ограничения лучше соблюдать именно перед спектаклем: например, семечки могут ухудшить голос. В то же время есть индивидуальные особенности. Кто-то может выпить стакан ледяной воды и петь шикарно, а кто-то – долго не произнесет ни звука. Я, когда готовила партию Джильды в «Риголетто», несколько месяцев много в чем себя ограничивала: например, пила меньше кофе и совсем-совсем не ела мороженое.

- Вам нравится работать в Челябинске? Есть что-то, что Вы хотели бы изменить в городе в наступивший Год театра?

- В городе, к сожалению, очень мало площадок для выступлений с серьезной музыкой. Будет таких мест больше, тогда и оперные певцы смогут чаще радовать публику и сами зарабатывать на этом. Свои проекты я представляю на площадке Союза театральных деятелей в Камерном театре. Исполняла там монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание» и «Монологи Фраги» Мамеда Гусейнова. В скором времени, планирую там еще одно выступление в соавторстве с молодым режиссером нашего театра Романом Прецером. Действие будет происходить в атмосфере США 1950-60-х годов. В центре спектакля находятся две певицы, а в основе постановки – известные арии разных опер, объединенные единым сюжетом.


Екатерина Батуева (Бычкова), исполняет репертуар лирико-колоратурного сопрано. Родилась в Усть-Катаве (Челябинская область). В 2006 г. окончила Музыкальное училище им. Д. Шаталова (Самара). В 2013 г. окончила нижегородскую консерваторию им. М. Глинки. С 2013 г. солистка Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Лауреат Международного конкурса World Song (Нижний Новгород, 2012 г.). В репертуаре более 15 ролей в операх, опереттах и детских спектаклях.

Беседовал Владимир Гулящих

Интервью / другие новости из раздела

Константин Арестов: В марте играем на «Центральном» стадионе Алексей Кобылин: Южноуральский АПК успешно решает задачи продовольственной безопасности Виталий Коркин: Мы просто выходили на поле и получали удовольствие от футбола Эдуард Дорожкин, Госпожнадзор: Жара ушла, но риски природных возгораний сохраняются Владимир Шаронов: Одна из важных задач Социального фонда – клиентоцентричность Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ: Интерес молодежи к космической тематике растет Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Весна будет горячей Наталья Кузьмина: Инфляция в Челябинской области в феврале ниже, чем по стране и части соседних регионов Виктор Булатов: К возобновлению сезона игроки подошли в хорошей форме Владимир Шаронов: На Южном Урале 67% владельцев сертификатов на маткапитал полностью его израсходовали Иван Савин: Удовлетворительную оценку мы себе поставить не можем Тему Пулккинен: В Новосибирске будем исправляться