Кладбище под Челябинском требуют вернуть в муниципальную собственность
сегодня, 18:49 Общество
Для елочных базаров в Челябинске выделено более 100 мест
сегодня, 18:41 Общество
СМИ: Туристка из Челябинска стала заложницей египетской больницы
сегодня, 18:21 Происшествия
Свыше 20 многоквартирных домов в центре Челябинска останутся без воды на 15 часов
сегодня, 18:13 Общество
На Южном Урале власти возместят ребенку моральный вред за укус бродячей собаки
сегодня, 18:01 Общество
Взыскание 57 млн с челябинского Миндора в пользу завода Роскосмоса признано законным
сегодня, 17:57 Экономика
Первые рейды по нелегальным елочным базарам прошли в Челябинске
сегодня, 16:47 Общество
Олег Гербер прокомментировал итоги заседания Совета законодателей РФ
сегодня, 16:35 Общество
В Челябинске осужденные женщины связали теплые вещи для детдома
сегодня, 16:32 Общество
Число заболевших гриппом и ОРВИ в Челябинской области выросло более чем на 30%
сегодня, 16:19 Медицина
Следующего главу Челябинска будут выбирать из списка кандидатов от губернатора
сегодня, 16:03 Политика
Аэропорт Челябинска получил предупреждение ФАС из-за взимания платы за регистрацию
сегодня, 15:44 Общество
Стало известно имя нового главного тренера челябинского ХК «Трактор»
сегодня, 15:39 Общество
В Челябинской области осуждены мужчины, стрелявшие по людям во время цыганских погромов
сегодня, 15:31 Общество
Вступил в силу приговор бывшему гендиректору структуры «Росатома»
сегодня, 15:16 Общество
Стало известно, сколько в 2026 году заработает глава Челябинска Лошкин
сегодня, 15:06 Политика
В Златоусте в мороз без отопления и горячей воды остались свыше 540 человек
сегодня, 14:47 Общество
Председателем Комитета дорожного хозяйства Челябинска назначен Николай Юхарин
сегодня, 14:27 Политика
Водителю автобуса, по вине которого на Южном Урале разбилась семья, усилили наказание
сегодня, 14:24 Общество
До 2030 года на замену лифтов в Челябинской области направят 10,7 млрд рублей
сегодня, 14:06 Экономика
ТМК закрыла сделку по продаже Челябинского завода металлоконструкций
сегодня, 13:48 Экономика
В Челябинске долгожительница лишилась 1,5 млн после звонка из «Госжилинспекции»
сегодня, 13:39 Происшествия
Бюджет Челябинска на 2026 год принят с дефицитом в размере 0,6 млрд рублей
сегодня, 12:59 Финансы
Поселки Западный и Пригородный окончательно объединят с Челябинском
сегодня, 12:46 Общество
Председатель КСП Челябинска Кузнецова досрочно освобождена от должности
сегодня, 12:18 Политика
Мороз крепчает: синоптики рассказали о погоде в Челябинской области 17 декабря
сегодня, 12:08 Общество
Около 400 тыс. жителей Челябинской области из-за долгов стали невыездными
сегодня, 12:03 Общество
Под Челябинском задержали создателей каналов связи для зарубежных мошенников
сегодня, 11:55 Общество
В Челябинской области на карантин по гриппу ушли 53 школы
сегодня, 11:46 Общество
Ограничение движения на трассе М-5 в Челябинской области вновь продлили
сегодня, 11:33 Общество
Только каждый 7-й курсант челябинских автошкол сдает экзамен по вождению с первого раза
сегодня, 11:29 Общество
В Челябинске отдали под суд лидера наркосообщества, состоявшего из 32 человек
сегодня, 11:15 Общество
Ультраполярный антициклон принесет на Урал крепкий мороз
сегодня, 11:00 Общество
Челябинец не смог оспорить лишение прав после «пьяной» поездки на электроскутере
сегодня, 10:27 Общество
В Челябинске самому возрастному волонтеру России вручили ключи от нового внедорожника
сегодня, 09:56 Общество
В Челябинской области разыскивают выигравшего в лотерею 2 млн рублей
сегодня, 09:40 Общество
Путин поблагодарил «Единую Россию» за волонтерскую и гуманитарную миссии
сегодня, 09:32 Политика
В Челябинске водителю стало плохо за рулем: он устроил массовое ДТП и сбил пешехода
сегодня, 09:24 Происшествия
В Челябинской области пенсионерка отдала «правоохранителям» свыше 3 млн
сегодня, 08:50 Происшествия
Челябинская область сохранила 22 позицию в важном рейтинге правительства РФ
сегодня, 08:37 Экономика

Екатерина Батуева, сопрано: Для меня опера – это и жизнь, и всепоглощающая любовь

Интервью
12 марта 2019 года, 21:40
- T +

Солистка челябинской оперы уже полюбилась публике своими продуманными до мелочей образами. Начав с трагически лиричной Маргариты в «Фаусте», Екатерина Батуева представила публике свое видение Марфы в «Царской невесте», Антониды в «Иване Сусанине», Людмилы в «Руслане и Людмиле», Джильды в недавней премьере «Риголетто». Как она готовится к таким разным по рисунку и вокалу ролям и чего стоит потрясающая внешняя легкость исполнения, артистка рассказала в интервью Агентству новостей «Доступ».

- Екатерина, как-то особенно готовились к недавней премьере «Риголетто»?

- Я, конечно, уже много всего спела (в репертуаре артистки – более 15 ролей: от Дороти в «Волшебнике Изумрудного города» и Адель в «Летучей мыши» до Антониды в «Жизни за царя». – Прим. АН «Доступ»), но каждый раз подготовка начинается как будто заново. К счастью, музыка Верди мне очень приятна и подходит: я в ней отдыхаю, с ее помощью лечусь, а в традиционно сложных для исполнения местах его опер не испытываю больших трудностей и даже наоборот.

- И как глубоко вам приходится погружаться в реалии, которые описываются в том или ином произведении, да и нужно ли это в принципе?

- Может, кому-то и не надо, но я обязательно изучаю исторические обстоятельства, в которых происходит действие. Так, когда готовила Марфу в «Царской невесте», читала художественные произведения об эпохе Ивана Грозного: «Князя Серебряного» Алексея Толстого, одноименную драму Льва Мея. Мне кажется, в том числе благодаря такому подходу становится яснее, как нужно подавать героинь той эпохи – через движения, жесты, манеру поведения. Ведь роль, единый образ – это не только музыка и режиссерское видение, но и буквально тысячи подобных мелочей.

- И соглашаются ли на ваши предложения режиссеры? Вы можете что-то предлагать?

- Конечно, у режиссера всегда есть своя концепция и видение всей постановки в целом. Но иногда чисто физически сложно выполнить то, что хочет постановщик, поэтому в отдельных случаях, чаще в некоторых технических моментах, особенности и пожелания солистов все-таки учитываются. Например, так было в «Доне Паскуале»: от каждого исполнителя на сцене зависело, что он делает, мы постоянно находились в движении.

- Сложно ли работать с психологической точки зрения?

- Раньше, когда я только пришла в театр и была совсем еще зеленая, переживала о том, как буду выглядеть. Сейчас на чужие высказывания, разные замечания и даже доброжелательные, но непрофессиональные советы внимания не обращаю. Это мешает творчеству. Понимаете, для меня опера – это все: и жизнь, и всепоглощающая любовь. Но при этом при всем должна присутствовать определенная легкость. Не легкомысленность, а именно легкость, которая помогает достигать соответствующего уровня исполнения.

- Какие оперы сложнее для исполнения, отечественные или зарубежные?

- Для меня русские оперные партии сложнее исполнять, чем зарубежные. Нужна большая сила дыхания, а голос должен быть таким, чтобы прорезать оркестр и охватывать весь зал. В плане сложности в наших операх встречается почти нескончаемое легато (связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, а пауза между звуками отсутствует. – Прим. АН «Доступ»). Например, при создании «Жизни за царя» Михаил Иванович Глинка вдохновлялся, конечно, итальянской музыкой, но добавил чисто русской глубины в исполнение.

- Назовите троих оперных певцов, исполнение которых вы выделяете?

- Мне нравится Альбина Шагимуратова (в 2005 году певица завоевала I премию конкурса имени М.И. Глинки в Челябинске. – Прим. АН «Доступ»), она близка мне по голосу. Один из моих любимых певцов мужчин – тенор Франко Корелли. Еще я очень люблю американскую певицу Анну Моффо. Она исполняла близкий мне колоратурный репертуар.   

- В 2016 году вы участвовали в проекте «Большая опера» на телеканале «Культура». Как удалось попасть на кастинг?

- Я подала заявку, отправив две записи с Youtube. Меня пригласили, и я полетела в Москву. Жюри оценивало не только вокальные данные, но и весь «комплекс певца»: пластику, внешность плюс умение себя подать, актерское мастерство. Главный режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман просил меня спеть известную арию Марфы в разных состояниях. Жюри понравилось, что я уже «готовый» солист с большим репертуаром. Благодаря их советам мне удалось улучшить технику исполнения, поэтому опыт участия в таком проекте оказался полезным.

- Екатерина, поскольку голос – ваш рабочий инструмент, не могу не спросить, как вы за ним ухаживаете. Правда, что оперному певцу чего-то нельзя есть? Или это миф?

- Если чувствую, что начинаю заболевать, пью для профилактики лекарства. А если голос садится или на него приходится большая нагрузка, очень хорошо помогает и тонизирует имбирь с лимоном.

А насчет еды… На самом деле, можно все – определенные ограничения лучше соблюдать именно перед спектаклем: например, семечки могут ухудшить голос. В то же время есть индивидуальные особенности. Кто-то может выпить стакан ледяной воды и петь шикарно, а кто-то – долго не произнесет ни звука. Я, когда готовила партию Джильды в «Риголетто», несколько месяцев много в чем себя ограничивала: например, пила меньше кофе и совсем-совсем не ела мороженое.

- Вам нравится работать в Челябинске? Есть что-то, что Вы хотели бы изменить в городе в наступивший Год театра?

- В городе, к сожалению, очень мало площадок для выступлений с серьезной музыкой. Будет таких мест больше, тогда и оперные певцы смогут чаще радовать публику и сами зарабатывать на этом. Свои проекты я представляю на площадке Союза театральных деятелей в Камерном театре. Исполняла там монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание» и «Монологи Фраги» Мамеда Гусейнова. В скором времени, планирую там еще одно выступление в соавторстве с молодым режиссером нашего театра Романом Прецером. Действие будет происходить в атмосфере США 1950-60-х годов. В центре спектакля находятся две певицы, а в основе постановки – известные арии разных опер, объединенные единым сюжетом.


Екатерина Батуева (Бычкова), исполняет репертуар лирико-колоратурного сопрано. Родилась в Усть-Катаве (Челябинская область). В 2006 г. окончила Музыкальное училище им. Д. Шаталова (Самара). В 2013 г. окончила нижегородскую консерваторию им. М. Глинки. С 2013 г. солистка Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Лауреат Международного конкурса World Song (Нижний Новгород, 2012 г.). В репертуаре более 15 ролей в операх, опереттах и детских спектаклях.

Беседовал Владимир Гулящих

Интервью / другие новости из раздела

Бастрыкин запросил дело челябинского врача, который едва не лишил ребенка всех зубов Константин Арестов: В марте играем на «Центральном» стадионе Алексей Кобылин: Южноуральский АПК успешно решает задачи продовольственной безопасности Виталий Коркин: Мы просто выходили на поле и получали удовольствие от футбола Эдуард Дорожкин, Госпожнадзор: Жара ушла, но риски природных возгораний сохраняются Владимир Шаронов: Одна из важных задач Социального фонда – клиентоцентричность Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ: Интерес молодежи к космической тематике растет Константин Арестов, ФК «Челябинск»: Весна будет горячей Наталья Кузьмина: Инфляция в Челябинской области в феврале ниже, чем по стране и части соседних регионов Виктор Булатов: К возобновлению сезона игроки подошли в хорошей форме Владимир Шаронов: На Южном Урале 67% владельцев сертификатов на маткапитал полностью его израсходовали Иван Савин: Удовлетворительную оценку мы себе поставить не можем
Опрос