Челябинское УФАС не только осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, но и следит за рекламой, торговыми сетями, естественными монополиями и проведением закупок. Маршрутные перевозки, картельные сговоры и жалобы на крупные аптечные сети – лишь часть того, с чем пришлось столкнуться специалистам антимонопольного ведомства в минувшем году. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».
- Анна Алексеевна, каким был 2017 год для Челябинского УФАС?
- В 2017 году более чем в два раза сократилось количество жалоб на злоупотребление доминирующим положением (таких дел было 176, в 2016 – 354. – Прим. АН «Доступ»). Это связано с изменениями 2016 года, внесенными в закон о защите конкуренции, которые вывели из-под антимонопольного контроля обращения граждан, не связанные с предпринимательской деятельностью и подключением к сетям. При этом почти на треть выросло количество жалоб на действия органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию: с 46 в 2016 до 93 в 2017. В прошлом году органам власти было выдано 93 предупреждения и возбуждено 14 дел. В ведомство прекратили поступать жалобы по навязыванию дополнительных услуг по полисам ОСАГО, сократилось количество обращений в связи с ростом цен на продукты питания и услуги ЖКХ. Последние по подведомственности отправляются в Жилищную инспекцию Челябинской области.
- А как обстоят дела с картельными сговорами?
- В 2017 году УФАС возбудило семь дел о картельных сговорах и выдало 16 предписаний. Раскрыт сговор на поставку дезинфицирующих средств медучреждениям Челябинской области. Сумма контрактов превышала 13 млн рублей. Компании придерживались следующей тактики: они минимально снижали цену на 0,5% и в результате договор заключался с определенной организацией. Три столичные фирмы заключили соглашение на участие в аукционе на 28 млн рублей, при этом двое участников максимально снижали цену, зная, что их заявки будут отклонены, как не соответствующие требованиям. В результате добросовестные участники торгов считали свое дальнейшее участие экономически невыгодным. Такой же тактики придерживались фирмы-участники торгов, объявленных Управделами губернатора и правительства Челябинской области в 2015 году. Челябинское УФАС признало участников торгов нарушившими требования закона о защите конкуренции. Компании будут привлечены к административной ответственности.
- Удалось ли доказать сговор перевозчиков, поднявших цену на проезд в Магнитогорске? Стоит ли ждать аналогичного разбирательства в Челябинске?
- В конце 2017 году УФАС признало сговор на рынке маршрутных перевозок в Магнитогорске. Компании подняли цену с 20 до 25 рублей, не имея на это законных оснований. Для установления нового тарифа нужно провести конкурентные процедуры, выдать перевозчику свидетельство и транспортную карту. В ноябре прошлого года в УФАС пожаловались жители Челябинска, сообщившие о подорожании проезда в маршрутных такси с 23 до 25 рублей. Ведомство заподозрило сговор восьми перевозчиков, они не могли установить тариф, так как у них нет свидетельств и транспортных карт. Сейчас мы проводим большое исследование рынка. К сожалению, из администрации Челябинска поступает противоречивая информация. Должен быть создан один реестр перевозчиков – по регулируемым и нерегулируемым маршрутам. В областной столице таких реестров два, и их необходимо упорядочить. Конкурентных процедур по регулируемым маршрутам, для которых установлен тариф 23 рубля, не проводилось. И сейчас мы готовим предупреждение администрации. Кстати, предупреждение ведомства, выданное по нерегулируемым маршрутам в конце прошлого года, до сих пор не исполнено.
- УФАС регулирует рынок лекарств? Есть ли жалобы на действия аптечных сетей?
- Антимонопольное ведомство занимается тарифным регулированием на рынке лекарственных средств, в том числе на жизненно необходимые и важные препараты. В УФАС поступают жалобы на действия крупных сетей, которые заходят в регион и существенно занижают цены, продавая товар ниже себестоимости. По мнению заявителей, сети сообщают об акциях, но приходя в аптеку, покупатель узнает, что нужных товаров нет в наличии – это недобросовестная реклама. Также некоторые сети держат низкие цены, наращивая свою долю на рынке, а добившись определенного результата, начинают повышать цены. На наш взгляд, на этом рынке есть признаки недобросовестной конкуренции.
- Будет ли Минэкологии Челябинской области выполнять предписание УФАС, выданное по итогам рассмотрения жалобы на конкурс по мусорному кластеру?
- Да, к нам поступила информация, что министерство внесет изменения в конкурсную документацию, не обжалуя постановление антимонопольного ведомства. Челябинская область поделена на шесть кластеров, но жалобы поступали только по Челябинскому. В Магнитогорском кластере, где уже определен регоператор обращения с твердыми коммунальными отходами, горожане жалуются на рост тарифов на вывоз ТКО. Он составляет 87 рублей на человека, проживающего в квартире, что по нашим данным, соответствует величине, установленной и для других регионов. Нельзя сказать, что после определения регоператоров тарифы вырастут только в Челябинской области, это общероссийская тенденция.
Фото пресс-службы Челябинского УФАС