Челябинская тхэквондистка стала первой спортсменкой Южного Урала, кому удалось обеспечить себе участие на Олимпийских играх-2016 в Рио-де-Жанейро. Анастасия Барышникова в интервью АН «Доступ» признается, что до последнего момента не была уверена в том, что сможет войти в олимпийскую команду, вспоминает неудачный для себя домашний чемпионат мира, объясняет почему российскую сборную по тхэквондо называют сектантской, и уверяет, что в Рио она едет только за золотом.
К ДОМАШНЕМУ ЧМ БЫЛА МОРАЛЬНО НЕ ГОТОВА
- Анастасия, предолимпийский год всегда бывает насыщенным и богатым на события. Каким он был у тебя? Все ли цели и задачи удалось решить?
- Сейчас я уже могу сказать, что сезон стал успешным для меня. И все потому, что удалось выполнить главную задачу – отобраться на Олимпийские игры. Именно ради этого достижения я и готовилась весь четырехлетний олимпийский цикл. Теперь, когда условия отбора на ОИ-2016 в Рио я выполнила, могу уже с облегчением вдохнуть.
- Сомневалась в том, что удастся туда попасть?
- Я отправлялась на последний старт сезона с большим волнением. Для завоевания лицензии в Рио надо было оказаться в ТОП-6 мирового рейтинга. Перед финалом Гран-при я занимала пятую строчку. В случае неудачного выступления на соревнованиях в Мексике я могла потерять завоеванные позиции. Но, к счастью, Боженька мне помог. Надо было обязательно проходить в первом бою корейскую спортсменку, чемпионку мира. Я ей раньше проигрывала. Поэтому с тренером Дмитрием Тарасовым мы уделили много внимания тому, чтобы изучить ее сильные и слабые стороны, готовились именно к поединку с ней. Эта подготовка не прошла даром. Я победила ее, таким образом гарантировав себе участие в ОИ-2016.
- Вообще, в нынешнем году тебя бросало то в жар, то в холод…
- Да уж, сезон парадоксов получился. Мы ведь все усердно готовились к домашнему чемпионату мира в Челябинске. Вы не представляете, как мы хотели выступить успешно.
И мне самой казалось, что я к этому турниру такую крутую форму набрала. Еще никогда ранее не чувствовала себя так физически здорово. Настрой был сумасшедший – я должна была побеждать всех, но… Пожалуй, морально оказалась не готова к тому, чтобы выступать перед своими болельщиками. Непривычно было биться на додянге и знать, что где-то там на трибунах сидят твои родные, они за тебя переживают. Я так и не смогла справиться с давлением, все ждали от меня победы, но я всех подвела…
- И поэтому после проигрыша в четвертьфинале плакала в подтрибунных помещениях?
- Да, не сдержалась. Уходя с корта, с трудом сдерживала себя, чтобы не разрыдаться от обиды.
- Особенно обидно проигрывать на последних секундах.
- Да, это точно! Я ведь вела 4:2 и пропустить с финальным гонгом удар в голову!.. Ничего подобного в моей карьере не было.
Это поражение послужило мне хорошим, пусть и горьким, уроком. Я теперь еще больше понимаю то, что нельзя расслабляться ни на секунду, нужно уметь контролировать свои мысли и эмоции до конца. В каких бы условиях ни находился спортсмен, он должен справляться с любыми сложностями.
- Это было самое горькое поражение в твоей карьере?
- Однозначно, да!
- Долго переживала эту неудачу?
- Как ни странно, нет. Времени особо не было горевать – после чемпионата мира мы с командой отправились на сборы для подготовки к первым Европейским играм. Так переживания как-то незаметно поутихли. А золото на Играх в Баку принесло радостных эмоций и хорошего настроения.
ПЛАЧУ И ПОСЛЕ ПОБЕД, И ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЙ
- В период неудач, как правило, с новой стороны узнаешь людей, которые тебя окружают. Ты для себя что-то необычное в этой ситуации почерпнула?
- Я никакого негатива в свой адрес от болельщиков не слышала. Наоборот, все за меня болели, сочувствовали тому, что я проиграла.
- Ты эмоциональный человек? Что в большей степени может вызвать слезы – победа или поражение?
- Пожалуй, одинаково. Я вот, когда бронзу на Олимпийских играх-2012 в Лондоне завоевала, тоже не могла сдержать слез. Плакала и сразу после боя, когда завоевала медаль, и стоя на пьедестале. Эмоции захлестывали.
- О чем в такие моменты думаешь? Какие мысли носятся в голове?
- Мыслей никаких! Просто все тело и душа радуются. Хочется прыгать от счастья, делиться этой радостью со всеми окружающими меня людьми. Это невероятные ощущения, очень хочется вновь их испытать.
- Эти эмоции связаны только со спортом? Можешь ли ты, к примеру, пустить слезу после просмотра, скажем, «Титаника»?
- О да! Фильмы о любви все еще трогают до слез (улыбается).
ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ И СТАНОВИТЬСЯ МАМОЙ ПОКА НЕ СОБИРАЮСЬ
- У тебя есть соперницы, с которыми чаще других общаешься и поддерживаешь дружеские отношения?
- Мы со всеми нормально общаемся. Я вот часто билась против шведки Элин Йоханссон. Раз шесть уже, наверное, встречались лицом к лицу на соревнованиях. Может быть, поэтому мы хорошо и мило с ней общаемся. Мне она нравится, она компанейская и приятная во всех отношениях девушка.
- Вы с ней чем-то похожи. Журналисты вас не путают?
- Нет, такого не было.
- На соревнованиях за границей часто коверкали твое имя и фамилию?
- О да! Как меня только не называли. Я и Анастейшей была и еще кем-то, про фамилию вообще молчу… Но в последнее время научились почти правильно произносить мои имя и фамилию. Может быть, запомнили уже? (улыбается)
- На финале Гран-при мы увидели тебя в шикарном черном платье. Ты комфортно себя чувствуешь в вечерних нарядах?
- Теперь уже да, старею ведь (смеется). А раньше немного стеснялась, привыкла все время в спортивной форме быть или в добке (форма тхэквондистов – прим. АН «Доступ»).
- Слышал, что у тхэквондистов-иностранцев особая любовь к российским спортсменкам. Один Тагир Гюлеч из Германии чего стоит…
- Да, Тагир не пройдет мимо, не взглянув на русских девушек (смеется). Но в мой адрес он не позволяет себе вольностей. Знает, что со мной такие шутки не прокатят. У меня уже есть молодой человек.
И если многим хочется потусить в ночном клубе, я в это время лучше останусь в гостиничном номере, отдохну после тренировок или соревнований.
- Ты можешь себя представить замужней женщиной?
- Пока еще нет. Все мысли связаны с ближайшими Олимпийскими играми. Надо все свое внимание сосредоточить на них и не отвлекаться ни на что другое.
- То есть в декретный отпуск ты еще не скоро планируешь уйти?
- Нет (улыбается), я мамочкой в ближайшее время точно не планирую стать.
БОГ ВСЕМ ВОЗДАСТ ПО ЗАСЛУГАМ
- Во многих интервью ты часто упоминаешь Господа. Ты очень верующий человек?
- Да, я верю в Бога. И это не только на словах. Я часто перечитываю Библию, еженедельно, по воскресеньям хожу в церковь.
- Кажется, это присуще всей сборной России по тхэквондо.
- Да, это точно! Нас коллеги из других команд даже называют «сектантами».
- Среди них выделяются Денисов и Денисенко.
- Да, а еще Вова Ким – он предводитель нашей «секты». У нас такая вот образовалась ростовская «мафия» (хохочет).
- А как же поговорка – «На Бога надейся, а сам не плошай»?
- Да, разумеется, помимо того, что верить в Бога, нужно еще приложить максимум усилий и стараний. Тогда Господь увидит твои труды и воздаст по заслугам.
- Впереди Олимпийские игры. Чего ты от них ждешь?
- Той самой и единственной медали... Я еду в Рио за победой. Серебро и бронза меня уже не устроят. Я понимаю, что другого шанса у меня в будущем может уже и не быть.
Виталий Визаулин