Казалось бы, дистант, настигший страну в связи с пандемией коронавируса, никак не повлияет на село, где всегда работают, в основном, руками: корову онлайн не подоишь и хлеб не посеешь, и мед не попробуешь. И главный сельскохозяйственный форум страны – выставка «Золотая Осень» – всегда была квинтэссенцией вкусов, запахов, тактильных ощущений и наслаждений. Однако COVID-19 внес коррективы и в жизнь селян, и в работу выставки. О том, как проходит 2020 год в аграрном секторе Челябинской области, Агентству новостей «Доступ» рассказал министр сельского хозяйства региона Алексей Кобылин.
- Алексей Владимирович, онлайн-формат выставки «Золотая осень» – есть ли в нем смысл?
- Безусловно, есть. По крайней мере, деловая программа практически не пострадала – состоялось более 175 мероприятий, в ходе обсуждения были затронуты темы, которые волнуют аграриев в текущем году, планы и перспективы на будущее, были озвучены также варианты выхода из сложных ситуаций. В частности, сразу на четырех дискуссионных площадках обсуждались вопросы агроэкспорта. Те сложности, которые возникли в условиях пандемии и ограничения вывоза продукции в ряд стран, прервали существующие экспортные потоки, поэтому нашим экспортерам приходится искать новые каналы выхода на международный рынок. В то же время обсуждение этой тематики шло в позитивном ключе, предлагались механизмы выхода из той ситуации, в которой оказалась не только Россия, но и другие страны. Именно выработке общей стратегии, чтобы сохранить и экспорт продукции, и производство, во многом был посвящен нынешний форум. Также в рамках обсуждения развития сельских территорий обсуждались вопросы агротуризма, в рамках объявленного конкурса «Вкусы России» обсуждались особенности каждого региона и возможности для региональных брендов продвигаться, в том числе, в федеральные сети и так далее.
- А регион как-то был представлен? Обычно ведь у нас всегда большая делегация выезжала и, что немаловажно, побеждала…
- Мы давали общую характеристику региона, его аграрной составляющей, и сегодня можно посмотреть небольшой фильм о регионе на выставочном «стенде» на agroprom74.ru/. Были представлены наши основные производители – от малых до крупных хозяйств.
Конечно, хочется живого общения, и жаль, конечно, что не было традиционного дегустационного конкурса, по этой части у Челябинской области традиционно были высокие результаты. К сожалению, время и обстоятельства нынче не позволили нам блеснуть в полную силу, но думаю, наверстаем. Тем более что в рамках выставки 2020 года предприятия Челябинской области были заявлены в отраслевых конкурсах «Ветеринария», «Комплексное развитие сельских территорий», «Животноводство и племенное дело», «Растениеводство, механизация, химизация и защита растений». Кроме того, наши предприятия АПК примут участие в национальном конкурсе «Вкусы России», который стартовал 7 октября. Сейчас министерство информирует южноуральских производителей продовольствия об условиях участия в этом конкурсе, особенность которого в том, что в нем не могут участвовать бренды, являющиеся зарегистрированной товарной маркой. Таким образом, министерство сельского хозяйства Российской Федерации намерено дать возможность начинающим фермерам, начинающим кооперативам себя презентовать, а в случае победы в конкурсе – стать участниками программы Минсельхоза России и Россельхозбанка по продвижению продукции в федеральные сети.
- Среди обсуждаемых – на выставке и не только – проблем какие были самые «горячие». Ковид? Или засуха? В августе, когда стало ясно, что жара подпортила нам статистику – назывались большие и даже очень большие цифры. Все так?
- И даже немного хуже. Прогнозы пока что сбываются. На сегодняшний день собрали 955 тыс. т зерновых – мы уже потеряли по сравнению с предыдущим годом порядка 730 тыс. тонн.
- А финальные цифры какие?
- У нас убрано 97% площадей, работа продолжится до установления снежного покрова. Урожайность зерновых культур в 2020 году снизилась: в среднем по области 8,2 центнера с гектара против 12,8 ц/га в 2019 году. Прогноз по валовому сбору зерна – порядка 1 млн тонн.
- То есть двукратно мы просели по отношению к плановым показателям?
- Фактически да. План – 1 млн 834 тыс. тонн зерновых.
Общая площадь пострадавших от засухи посевов составила 318 тыс. гектаров. Кроме зерновых пострадали также кормовые культуры и картофель. Другие культуры также снизили урожайность. Материальный ущерб, то есть прямые затраты на посев и выращивание культур, которые погибли от засухи, составляет, предварительно, 1 млрд 728 млн рублей. Косвенные убытки сельхозтоваропроизводителей из-за недобора продукции в виде неполученных доходов оцениваются на уровне 8 млрд рублей.
- На что еще повлияли коронакризисные дела?
- Ситуация держит в напряжении всех, и трудовые коллективы, в том числе. Так, если на старте пандемии мы по большей части избегали проникновения коронавируса в хозяйства, то, к сожалению, сейчас они есть. Руководители имеют план по замене тех или иных специалистов. Сейчас боремся с вирусом, как и все, соблюдаем санитарные требования. Все к этому относятся достаточно ответственно, понимая, что от этого зависят и жизнь, и здоровье, и благосостояние.
- Алексей Владимирович, добрые слова – это, конечно, хорошо, но «спасибо», как говорится, на хлеб не намажешь. Расскажите, какая материальная поддержка оказывается аграриям в регионе? Не будет ли она остановлена?
- Ну, производственный процесс же не остановить, и мы понимаем, что не одним днем живем, надо думать о будущем. Поэтому финансирование текущего года сохраняется в полном объеме. Полагаю, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
На сегодняшний день объем господдержки уже превысил 1 млрд 630 млн рублей различных субсидий – это и поддержка, которая была оказана в начале года на производство посевных работ, и субсидии на производство продукции и растениеводства, и животноводства. Сейчас идут стимулирующие субсидии – одна из новых форм поддержки, введенная в этом году на условиях софинансирования из федерального бюджета. И наши традиционные виды помощи – они впереди: в ноябре будет осуществлен сбор документов на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Там у нас субсидирование составит порядка 260 млн рублей. В целом порядка 40% от бюджетных ассигнований у нас еще впереди, поэтому для министерства осень – горячая пора.
- Уже ведь не первый год такая объемная поддержка оказывается аграриям. Они этого заслуживают?
- Ну, нагляднее всего на этот вопрос ответят объемы производства и объемы выручки от реализованной продукции.
- А если кто-то недоработает, так скажем, не дадите больше?
- Предприятия при получении субсидии заключают с министерством соглашение о достижении определенных индикативных показателей. В случае их недостижения часть субсидии, которая не пошла в дело, возвращается в областной бюджет.
- Возвращаясь к началу разговора, а как дела с экспортом – он прямо капитально просел из-за закрытия границ, наверное?
- Ну, не все так плохо: к уровню прошлого года мы имеем рост порядка 15,8% в стоимостном выражении, просто мы надеялись на более высокую динамику роста.
Согласно целевым показателям паспорта регионального проекта, в 2020 году экспорт АПК из региона должен быть увеличен до $170 млн в стоимостном выражении (до 188,2 тыс. т – в натуральном). По оперативным данным Федеральной таможенной службы, на 27 сентября экспорт продукции АПК из Челябинской области составил $109,8 млн (123,2 тыс. т – в натуральном выражении).
Целевые показатели регионального проекта выполняются по экспорту масложировой и зерновой продукции. По итогам года ожидается выполнение плановых показателей по экспорту мясной и молочной продукции, а также рыбы и морепродуктов. Но основное что у нас идет на экспорт, относится к категории «прочая продукция», к ней, соответственно, по номенклатуре относятся макаронные, крупяные изделия, по которым как раз перерабатывающая промышленность Челябинской области является одной из передовых. Поэтому собственно и уменьшение валового сбора опосредованно повлияет и на объем продукции, которую мы сможем отправить на экспорт. При этом у нас – при всех текущих условиях – все равно есть рост.
- Кроме нацпроекта «Развитие экспорта» Минсельхоз ведь участвует еще в одном: «Поддержка малого и среднего предпринимательства»? По нему к вам не снизились требования с учетом всех обстоятельств?
- Ни в коем случае! Все индикативные показатели должны быть достигнуты, и мы прикладываем к этому все усилия.
Наша часть национального проекта называется «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В рамках нее мы реализуем такое мероприятие, как агростартапы. В текущем году, как и в предыдущем, выплачивались гранты вновь образованным фермерским хозяйствам – до 3 млн рублей, в этом году у нас их 22 – порядка 60 млн. Ну, и раз уж мы говорим о поддержке фермеров, у нас же есть и региональная составляющая, которая не входит в рамки нацпроекта. Так, 90 млн рублей было выплачено начинающим фермерам – по растениеводству и животноводству. То есть это фермеры, которые зарегистрировали хозяйство, и оно не старше 2 лет. И кроме этого, семейные фермы – 30 млн рублей. Эти средства будут направлены на увеличение поголовья или на приобретение сельхозтехники для растениеводства. Все эти деньги – целевые, распределяются через казначейство, под определенные цели, и через 5 лет использования гранта они должны отчитаться, показать нам, на что потрачены деньги.
Почти ₽200 млн грантов получили в 2020 году южноуральские фермеры – ИНФОГРАФИКА
Еще одна важная госпрограмма – «Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области» в 2020 году. Она проводится под эгидой министерства сельского хозяйства России и в нашем регионе находит хороший отклик. Ну, в общем-то, понятно почему: тут и газификация, и строительство дорог, и субсидии на жилье.
- А есть конкретные цифры?
- На 2020 год в целом предусмотрено финансирование в размере 863,7 млн рублей. С начала года, в марте, мы уже предоставили выплаты на приобретение собственного жилья 67 семьям – более 98 млн рублей, то есть люди могут приобрести либо построить собственное жилье. Следующее мероприятие – строительство газораспределительных сетей, план на 2020 год – 50,2 км, сумма – порядка 112,7 млн, и львиная доля – 95 млн – средства бюджета Челябинской области. Практически все работы уже выполнены, идет подписание последних отчетных документов.
Кроме того, в этом году реализуем 16 проектов по строительству и ремонту объектов социального назначения.
- Дома культуры имеете в виду?
- Дома культуры, спортзалы, плоскостные сооружения и так далее. У нас четыре района в этом году работают по программе: это Кизильский, Нагайбакский, Увельский и Уйский. В целом на эти цели предусмотрено 154 млн рублей, в том числе 29 млн – за счет областного бюджета, 133 млн – федерального.
Например, в Увельском районе в рамках одного проекта будет построен школьный спортзал и приобретен автобус для Дома культуры, который будет возить детей на спортивные и другие мероприятия. В поселке Нагорный этого же района будут построены блочная котельная и культурно-досуговый центр в селе Кичигино: котельная будет отапливать новый КДЦ и часть поселения. В Кизильском, Нагайбакском и Уйском районах будут решены следующие задачи: капитальный ремонт Дома творчества и футбольного поля, газоснабжение жилых домов, ремонт школьного спортзала и клуба, приобретение санитарного автомобиля, строительство спортивных площадок, капитальный ремонт клубов, строительство лыже-роллерной трассы. Основная масса объектов будет введена в эксплуатацию в ноябре 2020 года.
На строительство и ремонт 23,3 км дорог в сельской местности в 2020 году направлено 499 млн рублей.
Еще одно направление – «Сельская ипотека»: кредиты на строительство или покупку жилья в сельской местности выдаются по ставке не выше 3% годовых. Челябинское отделение Россельхозбанка с начала нынешнего года уже выдало более 600 ипотечных кредитов на сумму более 1 млрд рублей. По этому показателю Челябинская область оказалась в первой десятке российских регионов и занимает первое место в Уральском федеральном округе.
- Вы какие-то отзывы с мест получаете? Люди сигнализируют вам, что жить стало лучше, жить стало веселее?
- Естественно, обратная связь есть, когда по территориям проезжаешь, с людьми беседуешь… Надеемся, что у нас и в дальнейшем будет возможность воплощать хорошие проекты. Потому что желание людей жить хорошо всем понятно. И это необходимо осуществлять. Другое дело, что не всегда можно сделать все сразу, в местных бюджетах для этого средств может и не быть, но подобные программы – это огромная помощь селу, поэтому мы и призываем все сельские районы, муниципалитеты участвовать и использовать возможности федерального и областного бюджетов для реализации программ.
- А люди на селе меняются – по настроению, по отношению к жизни, труду?
- Люди разные, как и везде. Настроение же всегда обусловлено рядом факторов. Прежде всего, наличием достойной работы, которая приносила бы радость, удовольствие и достаток.
- А есть такая работа в агросекторе?
- Есть, к счастью, и ее меньше не становится. Самое главное, что там, где нет коллективных предприятий – есть возможность выстраивать собственный бизнес. Мы готовы и рады помогать.
- А что насчет достойной оплаты?
- Вообще, по уровню заработной платы, мы до городской, может, и не дотягиваем, но за январь-августа у нас средняя зарплата на селе составила 30 с половиной тысяч рублей.
- Алексей Владимирович, возвращаясь к пандемии, в начале, в марте, именно на Минсельхоз была возложена ответственность за продовольственную безопасность. Как сегодня обстоят с этим дела? Если вдруг вторая волна (которая вот уже почти здесь), не останемся мы без гречки и макарон?
- Я и тогда говорил, и сейчас повторю: по всем основным продуктам питания Челябинская область является профицитной, поэтому используя опыт мартовский и апрельский, торговые сети, понимая, что могут быть такие случаи, изменили свою логистику и дополнительно на своих распределительных центрах обеспечили запасы круп, тех же макарон и так далее, с тем, чтобы если вдруг какая-то пищевая паника вдруг возникнет, максимально быстро ее погасить. В данном случае никаких рисков и угроз мы не видим.
- То есть процесс под контролем?
- И тогда, и сейчас запас по продуктам у нас не менее 3 месяцев. Тем более что все основные производства расположены у нас в регионе, и мы закрываем полностью и свои потребности, и – отчасти – потребности Центральной России.
- Алексей Владимирович, совсем недавно отмечался Всероссийский день работников сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности. Есть у Вас что сказать по этому поводу коллегам? Тем более, как показал этот во всех отношениях необычный год, именно аграрии оказались, по сути, основой национальной безопасности.
- В связи с «Золотой осенью», которая всегда была главной выставочной площадкой страны в сфере достижений АПК, нужно отметить, что агропромышленный комплекс даже в условиях ограничений, связанных с пандемией, к тому же, осложненных летней засухой, своих позиций не сдал. Челябинская область по-прежнему занимает ведущие места в рейтинге производителей России по таким направлениям как производство макаронных изделий, производство хлебных продуктов (превышает нормативы потребления в три раза, продукция реализуется за пределы области), сохранила позиции по производству мяса птицы, производству мяса всех видов, свинины, овощей закрытого грунта, производству яйца. За сохранением этих позиций стоит очень большой труд аграриев и переработчиков Южного Урала, предприятия справились с трудностями, по возможности переориентировались на отечественные корма, упаковку, изменили номенклатуру изделий, при этом сохраняется тенденция реализации инвестпроектов, например, в компаниях «Ресурс», «Подовинновское молоко», «Макфа», «Первый хлебокомбинат».
Конечно, истинная основа национальной, продовольственной безопасности – это люди, работающие на селе. Хотел бы еще раз коллег поздравить, пожелать успехов. Да, год был не из простых, и он еще далеко не завершен, но думаю, опыт, который мы все приобрели – а он действительно бесценен, – позволит нам в дальнейшем решать очень и очень амбициозные задачи. Всем хочу пожелать здоровья, удачи, успехов, добра и счастья в доме.
Беседовала Ольга Бороденок