Документы сопровождают нашу жизнь. Свидетельство о рождении, медицинский полис, справка в детский сад, справка в школу, паспорт, СНИЛС, ИНН, водительские права, заявление в ЗАГС, свидетельство о рождении уже своего ребенка… За всем этим нужно ходить в официальные организации, стоять в очередях, заполнять правильной ручкой, не забывая сделать дополнительную копию. В общем, безрадостная перспектива, требующая времени, нервов и денег, если не пользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru). Поэтому сегодня крылатое выражение «Нужно выходить из зоны комфорта» обретает обратный смысл – жителям Южного Урала предлагают уйти из старой, привычной, стабильной системы с «бумагооборотом» в новый электронный мир комфорта. Для этого придется поверить, что это безопасно, и принять систему как неминуемое. О том, что дает переход на электронные госуслуги, почему это проще и дешевле, и какова судьба в этой сфере жителей глубинки, Агентству новостей «Доступ» рассказал министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов.
- Александр Сергеевич, на сегодняшний день, по официальным данным, более 700 тыс. южноуральцев получают госуслуги через интернет. То есть электронный сервис становится все популярнее?
- Та работа, которая сегодня проводится по поручению губернатора Бориса Дубровского, привела к тому, что госуслуги становятся доступнее. Сегодня можно многие вещи получать, не выходя из дома, не тратя деньги на проезд; кроме того, упрощена сама процедура сбора документов для того, чтобы получить ту или иную государственную услугу, от каких-то документов было принято решение совершенно отказаться. И на сегодняшний день органы власти сами друг у друга их запрашивают – система электронного взаимодействия работает и дает результаты. В общем, все делается для того, чтобы получение государственных услуг стало проще и быстрее. Для этого есть единая точка входа в интернет – портал gosuslugi.ru. На этом сайте представлены как федеральные услуги, так и услуги, которые оказывают региональные власти и органы местного самоуправления. Всего жителям Челябинской области доступны почти 300 видов электронных услуг.
- Какие услуги в Челябинской области стали ТОПовыми?
- Чаще всего южноуральцы заходят на портал госуслуг, чтобы проверить состояние индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде (более 36 тыс. заявок), узнать информацию о наличии нарушений дорожного движения (почти 23 тыс. заявок), зарегистрировать смерть гражданина и получить соответствующие документы (более 15 тыс. заявок), запросить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (почти 11 тыс. заявок), а также получить пособие на ребенка (более 4 тыс. заявок).
- Люди говорят, что на портале очень тяжело зарегистрироваться. Сегодня нет планов по упрощению процедуры?
- Процедура регистрации уже упрощена. На сегодняшний день можно пройти первые две стадии, не выходя из дома: указать свой сотовый телефон или адрес электронной почты – это первый этап; на втором нужно прямо на портале указать свои паспортные данные, СНИЛС, по желанию – ИНН, права, если есть. Это открывает доступ к еще большему перечню услуг. Третий этап регистрации – это уже с паспортом лично нужно подойти в МФЦ, управление соцзащиты, отделение ЗАГС, ПФР, Почты России – более 600 пунктов в Челябинской области, где можно получить регистрацию. И вот тогда уже станет возможным получать любые услуги через портал, в том числе, по сделкам с недвижимостью.
- Вот это и настораживает пользователей – слишком много личных данных вводится на сайт…
- Естественно, портал госуслуг – это государственный сайт. И существует достаточно серьезная нормативная база, которая требует от государственных органов реализации комплекса мер по осуществлению информационной безопасности. В частности, над сохранением тех персональных данных, которые на этом сайте размещаются. Поэтому все органы власти, которые оказывают услуги, имеют доступ к базе данных через специальные шифрованные каналы связи. На что государство, кстати, тратит значительные деньги.
Сомнения людей понять можно. Но за электронными услугами будущее, и я так говорю, не потому что я министр, а потому что это дешевле, быстрее, проще. Вопрос – в психологическом барьере. Когда мы сможем полностью «отпустить» бумаги? Госслужащие тоже боятся. Ведь если случится ошибка, например, произойдет мошенничество, то потеряются бюджетные деньги, ответственность будет нести чиновник.
Что бы я рекомендовал сделать всем? Для начала – просто зайти на портал госуслуг, найти те услуги, которые вам интересны, и ознакомиться с тем, как быстро, просто и оперативно они оказываются. В любом случае, даже если вы предпочитаете лично сходить в органы власти, то можно с помощью портала полностью подготовиться – прийти со всем пакетом документов.
- В Челябинске информационные технологии достаточно развиты. А как обстоят дела в малых городах?
- Сегодня в Челябинске и Магнитогорске обеспеченность доступа в интернет – порядка 90%, но в малых селах порой его нет, как и свободного и доступа к электронным услугам. Но эта проблема решается: в рамках федеральной программы обеспечения доступа к сети интернет в населенных пунктах, где проживают от 250 до 500 человек (в Челябинской области таких 258. – Прим. АН «Доступ»), прокладываются оптоволоконные линии связи. 600 км уже проложено, а всего планируется протянуть 3 600 км. Обычно устанавливают столб с передатчиком Wi-Fi, подключиться к которому всего за 45 рублей в месяц могут все желающие, а если кто-то проложит «последнюю милю» связи до своего дома, то за ту же цену получит и кабельный интернет. Когда программа будет полностью реализована, доступ к всемирной паутине и электронным госуслугам получат более 150 тыс. южноуральцев.
- А Вы лично пользуетесь госуслугами?
- Конечно. И как физическое лицо, и как должностное – через электронную подпись. Попробуйте! Это действительно просто.
Подготовила Екатерина Михлик