Центральный Банк России выявил финансовые пирамиды, действующие по принципу инвестиционных онлайн-игр – чаще всего, проекты работают через криптовалюту, вовлекая детей и молодежь, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на РБК.
«Пользователь регистрируется в игровом экономическом проекте с возможностью вывода средств, покупает персонажа или виртуальную недвижимость, которые должны приносить доход. Чтобы получать вознаграждение или выигрыш, нужно приводить в проект новых игроков. Если их нет – проект останавливается, а деньги вывести нельзя» рассказал глава департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.
Признаки финансовой пирамиды, по версии ЦБ:
Обещание доходности инвестиций существенно выше той, которую предлагают банки;
Непрозрачные механизмы инвестирования средств в компании, предлагающей вкладывать деньги через нее;
Обещание выплачивать проценты из средств, поступивших от новых участников;
Отсутствие у организации лицензии на осуществление деятельности на финансовом рынке, а также отсутствие информации о компании в реестрах ЦБ.
По словам юриста Павла Иккерта, на волне интереса к цифровым активам появляется огромное количество новых, в том числе игровых, платформ, которые ЦБ расценивает как финансовые пирамиды. Он рассказал, что мошенники могут строить пирамиды на основе идей одной из первых онлайн-игр CryptoKitties, разработанной канадской студией Dapper Labs, в которой игроки приобретают виртуальных кошек, обладающих уникальным цифровым сертификатом, разводят и продают их. BBC сообщала, что средняя стоимость такой кошки составляет порядка $250, но может достигать и миллионов.
«Условные активы имеют ценность только до тех пор, пока на них есть спрос, а он создается самой игрой. Бороться с такими проектами сложно, потому что криптовалюты обеспечивают и децентрализацию, и анонимность, которые не позволяют отследить финансовые потоки», – добавил Павел Иккерт.
За девять месяцев ЦБ выявил 424 финансовые пирамиды. По словам экспертов, у них могут быть связанные названия и общие узнаваемые детали. Такая форма используется для того, чтобы не привлекать к своей деятельности внимание Банка России и правоохранительных органов.