Прямой ДОСТУП
Овакимян Алексей Дмитриевич
Вице-губернатор Челябинской области
В рубрике «Прямой доступ» – новый гость: заместитель губернатора Челябинскорй области Алексей Овакимян, отвечающий в правительстве региона за инвестиции.
А если точнее, в сферу ответственности заместителя главы региона Алексея Овакимяна входят повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области, финансовое оздоровление предприятий, расширение налогооблагаемой базы, а также обеспечение эффективного управления госсобственностью и недопущение преднамеренных банкротств.
Об этом, а также о реализуемых и планируемых инвестпроектах и предложениях, о том, становится ли Южный Урал более интересным для зарубежных и российских партнеров, читатели Агентства новостей «Доступ» могут спросить Алексея Овакимяна лично.
Вопросы принимаются до 8.00 22 июня 2011 года.
Напомним, все сообщения проходят премодерацию. Право отвечать на личные вопросы остается за гостем рубрики.
Вопросы и ответы
- Петр:
Алексей Дмитриевич, здравствуйте! У меня несколько вопросов по инвестиционной политике и стратегии Челябинской области на ближайшую и среднесрочную перспективу:
-Поясните пожалуйста статус крупных проектов, анонсированных в прошлом и нынешнем годах? Имеются в виду планы по размещению производств компаний John Deere, ThyssenKrupp, Cargill, Saint Gobain, Mitsubishi и ряда других Японских компаний, Danieli и прочих? В каком статусе находится организация производства оксида титана (проект с привлечением чешских инвестиций), а также другие крупные проекты, включая строительство НПЗ?
- Недавно был анонсирован план по созданию нескольких технопарков в разных областях промышленности. Не могли бы Вы пояснить, как ведется работа по привлечению резидентов в эти технопарки? Каков масштаб планируемых производств?
- В Челябинской области принят закон о налоговых льготах для инвесторов. Скажите, пожалуйста, ведется ли какая-либо работа по привлечению компаний с целью регистрации и размещения в регионе головных офисов? За последний год в Свердловской области появились 2 головные структуры крупных холдингов – Второй ГК и НПК «Оптические системы и технологии». Стоит ли ожидать в ближайшее время появления (прописки) в Челябинской области федеральных компаний или переезда «московских челябинских» – ЧТПЗ, Мечел, Магнезит...?
-Еще раз в сравнении со Свердловской областью: в соседнем регионе прошли (и проходят на регулярной основе) крупные имиджевые мероприятия – саммит ШОС, Иннопром, ЧМ-2018 и т.д., под которые выделяются огромные средства и реализуются масштабные инвестпроекты (объекты ШОС и Иннопром, скоростная ЖД магистраль под ЧМ-18, список можно продолжать...) Какие крупные мероприятия (кроме ЧЕ по дзюдо) планируются в Челябинской области в ближайшие годы и какие объекты планируются к возведению под эти мероприятия? На мой взгляд они просто необходимы для изменения имиджа и привлечения госинвестиций.
- В какой стадии проект ОЭЗ на Южном Урале? Какими будут направленность данной ОЭЗ и ее масштаб?
- Какие крупные инфраструктурные проекты реализуются и планируются к реализации в Челябинской области? Насколько реален проект ВСМ (или просто ЖД) Челябинск – Магнитогорск через Пласт? Когда начнется масштабная реконструкция аэропорта и прилегающей территории (строительство логистических комплексов, гостиниц и т.п.) и стоит ли этого в принципе ожидать? Каков статус переговоров с РФ о выделении дополнительных средств на реконструкцию М-5?
- Последний вопрос про город Челябинск. У нас ужасная архитектура, огромное количество грязных производств, недостаточное количество квалифицированных / руководящих рабочих мест (все "уральские представительства" регистрируются в Екб, да и свой бизнес там сильнее). Есть ли у руководства региона планы по радикальному изменению данной ситуации (например, ведутся ли переговоры с федерацией о финансировании переноса, например, коксового производства и ЧЭМК за город, пересмотр градостроительной политики и отказ от безликих "панелек", комплексная программа строительства офисных и торговых центров a-la Екатеринбург-Сити и привлечение конкретных компаний на будущие площади)?
Заранее спасибо за Ваши ответы. С уважением, Петр
- Овакимян Алексей Дмитриевич:
Насчет анонсированных проектов. Процесс принятия решений о проектировании и строительстве заводов крупными транснациональными холдингами – очень длительная корпоративная процедура. В этом году ожидаем только начало проектирования завода от «Даниэли». Есть некоторые перспективы по нефтепереработке (в стадии оформления разрешительных документов). Японские компании ввиду произошедших в Японии событий в этом году в качестве инвесторов не рассматриваются. Группа Тиссен взяла паузу до 2012 года. В то же время процесс поиска и привлечения инвесторов идет непрерывно.
На уровне УрФО признано, что Челябинская область сегодня наиболее активный регион по привлечению инвестиций. Приняты два законопроекта о налоговых льготах для инвесторов. В стадии проектирования – крупные инвестиционные проекты в Нязепетровске, Челябинске, Усть-Катаве, Аше и других городах области. Не хочется раньше времени рассказывать о конкретных проектах и технологиях, но перспективы по инвестициям хорошие.
Очень хороший вопрос о привлечении в регион крупных игроков из других субъектов Федерации. Вы правильно отметили, что для этого создаются льготные условия, в том числе и по налогам. Ведем переговоры. Наличие льгот – это одно из условий, теперь надо объяснить предпринимателям, что им здесь рады и они могут чувствовать себя в регионе комфортно и уверенно.
Что касается технопарков, их будет несколько. Вопрос еще в стадии проработки, но предварительно рассматривается создание пяти-шести технопарков по отраслевому признаку, которые смогут стать инновационными центрами отраслевых кластеров Челябинской области (IT-сфера, энергосбережение, металлургия, атомная промышленность, машиностроение и пр.). Создание технопарков планируем в сотрудничестве с крупными партнерами, которые смогут взять на себя часть расходов, а также выступить заказчиками и потребителями на часть изобретений.
Вопросами имиджевых мероприятий в правительстве области занимаюсь не я, но согласен, что они очень помогают в привлечении инвестиций, в том числе и федеральных. Вот только затраты на их проведение надо очень хорошо проанализировать. Если ориентироваться на конечный результат – я считаю, что деньги выгоднее вкладывать в подготовку инфраструктуры для новых производственных площадок, чем в строительство выставочного комплекса в Челябинске (срок окупаемости будет меньше). А помещений для проведения имиджевых мероприятий – у нас пока достаточно.
Насчет инфраструктурных проектов: основной из них – это участие в транспортно-логистическом коридоре «Западная Европа – Западный Китай». До сих пор он развивался в обход Челябинской области. Сейчас ведем переговоры с ШОС, доказываем, что путь через Челябинскую область короче, а таможенный союз с Казахстаном делает нас наиболее привлекательным регионом для размещения логистических комплексов. А вот экономической целесообразности в строительстве железной дороги Челябинск – Магнитогорск пока обосновать никто не может. Существующая ветка загружена незначительно. Думаю, надо сосредоточиться на участии области в международном транспортном коридоре. Это, в свою очередь, позволит привлечь деньги на строительство М-5, развитие Челябинского железнодорожного узла и аэропорта.
Насчет архитектуры – сами понимаете быстро не изменишь. Вопросы планирования градостроительства отнесены к полномочиям муниципальной власти. В перенос ЧЭМК как-то тоже не верится, а вот решить вопрос с очистными – реально. Уже сегодня на установку фильтров в бюджетах наших металлургических предприятий заложены миллиарды рублей. Приезд министра Юрия Трутнева в Челябинск – тоже один из запланированных шагов для стимулирования наших металлургов к решению экологических проблем. Европейский опыт показывает, что заводы могут спокойно существовать в городе, если они оборудованы современной экологической системой очистки выбросов.
А вот «расширения налогооблагаемой базы» бояться не стоит. Речь как раз идет о привлечении инвестиций и создании новых предприятий в регионе. Налоговые ставки, как я уже сообщил выше, мы даже понизили. Будем расширять базу за счет количества налогоплательщиков, а не за счет «обирания» существующих. Предотвращение банкротства рассматривается только в части криминальных ситуаций. Предприниматель в регионе должен чувствовать себя защищенным. Если есть признаки недружественного поглощения бизнеса – мы должны обеспечить координацию усилий всех уполномоченных на то органов для предотвращения таких ситуаций. Безопасность ведения бизнеса – это тоже государственная задача и один из основных элементов инвестиционной привлекательности региона.