Прямой ДОСТУП
Парфентьева Александра Борисовна
Главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области
Новый гость рубрики «Прямой доступ» – главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Александра Парфентьева.
Как защитить свои права, став жертвой непорядочного продавца? Как правильно брать кредит в банке? И как не обмануться с выбором туроператора? Эти и другие вопросы по теме вы можете задать в рубрике «Прямой доступ».
Вопросы принимаются до 30 апреля 2013 года. Напомним, все сообщения проходят премодерацию.
Вопросы и ответы
- Семья Антоновых:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться в такой ситуации. Мы обратились в одну из турфирм города с просьбой организовать поездку в одну из стран, куда они не отправляют клиентов. Нам пообещали все устроить, подписали договор, мы внесли предоплату, потом всю требуемую сумму, все чеки есть. Наконец-то мы прилетели в пункт назначения, где нас, по заверениям оператора турфирмы, должен был встретить человек, на конкретной машине и отвезти в конкретный отель. Нас не встретили, номер в гостинице заказан не был. Вернувшись, мы сразу обратились с претензией в турфирму, но там нам ответили, что они не отвечают за действия принимающей стороны, а все свои обязательства выполнили, а еще добавили, что с претензиями нужно было обращаться сразу же, по прилету. Мы с супругой требуем полного возмещения расходов за неоказанные услуги. Но в этом нам отказывают. Есть ли в этой истории нарушение наших прав? Можем ли мы надеяться на компенсацию за нанесение морального вреда?
- София:
Подскажите, пожалуйста, магазин не заменил товар в установленные сроки, нарушил сроки гарантийного ремонта, заявив, что 45 дней – это рабочие, а не календарные дни, соответственно, со всеми майскими праздниками я получу свою покупку только в конце мая (дата покупки 22 февраля). Как правильно отсчитывать эти 45 дней, и не пора ли мне обращаться к юристам? А то подарок на День защитника Отечества муж получит только на следующий год…
- Парфентьева Александра Борисовна:
Согласно статье 20 Закона о защите прав потребителей срок гарантийного ремонта не может превышать сорок пять дней. В данный срок входят как рабочие, так и нерабочие дни. Поэтому магазин не вправе самостоятельно продлевать данный срок. Сроки замены товара ненадлежащего качества составляют 7 дней, если отсутствует необходимость в дополнительной проверке качества товара. В данном случае срок замены товара составляет 20 дней. В свою очередь за нарушение сроков ремонта либо замены товара Вы имеете право требовать от магазина выплаты неустойки, которая составляет 1% от цены товара за каждый день нарушения срока. Обращаем Ваше внимание, что все требования, обращенные к продавцу, необходимо оформлять в письменном виде, чтобы избежать конфликта по вопросу причины и даты обращения.
- Ольга:
Александра Борисовна, очень надоели смски от фирм, предлагающих услуги по доставке суши-пиццы-такси и так далее. Особо возмутила ситуация, что когда упал метеорит, "подсуетилась" крупная челябинская медфирма, разославшая смс о том, что у них открыт травмпункт, не бесплатный, конечно. Несколько раз отправляла претензии оператору, обещали исключить мой номер из рассылки, а потом и вовсе начали говорить, что не имеют к таким рассылкам отношения. Это ли не нарушение прав потребителей? Что можно сделать?
- Парфентьева Александра Борисовна:
Любая рекламная рассылка посредством смс-сообщений без вашего предварительного согласия является нарушением ч. 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Надзор и контроль за исполнением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Для разрешения Вашего вопроса необходимо обратиться в ФАС по Челябинской области с письменным заявлением и приложением документов, подтверждающих доводы, изложенные в обращении.
- Алексей Егорович К.:
Здравствуйте, редакция, Александра Борисовна! С какого дня с продавца взыскивается неустойка в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю? И может ли ваше ведомство вмешаться в ситуацию, связанную с возвратом денежных средств, взыскании неустойки, а также с соответствующим возмещением вреда? Или идти только в суд?
- Парфентьева Александра Борисовна:
В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, как и другой государственный орган исполнительной власти, не вправе принуждать в административном порядке хозяйствующий субъект выплачивать денежные средства, поскольку данными полномочиями наделены исключительно судебные органы.
- А.В.:
Просветите, пожалуйста, с какого момента исчисляется срок хранения приготовленного на собственном производстве магазина салата или мясного блюда, если на ценнике указана лишь дата продажи или фасовки?
- Парфентьева Александра Борисовна:
Сроки годности салатов, приготовленных на собственном производстве магазина, исчисляются с момента окончания технологического процесса. Информация о часе, дате изготовления и сроке годности салата размещается изготовителем на маркировке тары, в которой товар поступает в торговый зал. Продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре любым доступным способом.
- Светлана:
Здравствуйте. Такие вот дела: 10 месяцев назад купила новую стиральную машину, несколько дней назад она сломалась (задымила). Гарантия 12 месяцев. Кто должен везти машину в сервисный центр? Стоит ли до звонка в сервисный центр сообщить о поломке в магазин? Потребуется ли экспертиза и за чей счет она должна быть произведена? И если потребуется, то гарантийный срок может закончиться, тогда мне придется все оплачивать самой? Спасибо.
- Парфентьева Александра Борисовна:
Свое требование о проведении гарантийного ремонта Вы можете предъявить как продавцу, так и сервисному центру. При этом доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для гарантийного ремонта и возврат их потребителю должны осуществляться силами и за счет продавца либо сервисного центра. Гарантийный срок продлевается на период ремонта.
При получении товара продавец (сервисный центр) проводят проверку его качества с целью установления причин возникновения недостатков.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (сервисный центр) обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель).
- Семен:
Александра Борисовна, в медцентре мне отказались вернуть деньги, не сумев взять кровь на анализы, сославшись на то, что до начала процедуры я не предупредил о наличии у меня такого заболевания, как наследственная тромбофилия. Но у меня никто и не спрашивал. Могу ли я требовать возврата более 10 т.р.?
- Олеся:
Купила ноутбук, но уже дома выяснилось, что он не устраивает в использовании. Можно ли обменять его на другой, с доплатой и в этом же магазине?
- Парфентьева Александра Борисовна:
Согласно статье 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Однако постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утвержден Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье.
Ноутбуки являются бытовой вычислительной техникой и относятся, прежде всего, к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в соответствии с пунктом 11 названного Перечня у Вас отсутствуют основания для обмена ноутбука, если, конечно, сам продавец не пойдет Вам на встречу и не удовлетворит Ваши требования.
- Василий:
Подскажите, пожалуйста, какими статьями ГК РФ я могу руководствоваться при возврате товара, если он надлежащего качества, но не той цветовой гаммы, что заявлена в каталоге? В какие сроки я могу (если могу!) осуществить возврат товара или его замену?
- Савельева И.:
Здравствуйте. На день рождения сестры решили подарить новый телефон. Но через день узнали, что такой же подарок уже приобрел ее парень. Мы сразу же пришли в магазин, но в приеме товара назад нам отказали. Скажите, пожалуйста, имеем ли мы право сдать/обменять с доплатой на иной товар или вернуть деньги?
- Парфентьева Александра Борисовна:
Нет, такого права у Вас нет. Как было ранее сказано, ограничения по обмену товара надлежащего качества установлены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
В соответствии с пунктом 11 названного Перечня данный вид товара, как и любая бытовая техника, относится к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.
В связи с чем у Вас отсутствуют основания для обмена/возврата телефона.
Какие у Вас планы на лето?
- Выехать на природу, позагорать или искупаться28%
- Ничего не делать, а просто расслабленно отдыхать11%
- Поездка на автомобиле по разным городам7%
- Дача, сад, огород45%
- Еще не решил, подумаю позже9%
Всего проголосовало: 170
Все опросы