Несколько десятилетий назад, во времена Советского Союза, спички играли огромную роль в жизни любого человека. Коробок стоимостью 1 копейка – крошечный предмет быта – использовался в каждой семье, в любом городе и селе. В СССР работали 23 спичечные фабрики, которые ежедневно выпускали около 33 млн (!) коробков спичек. Ни у одного полиграфического издания никогда не было такого тиража. Осознав это, советские пропагандисты решили использовать спичечную этикетку в воспитательных, просветительских, политических и рекламных целях. Например, размещали на прямоугольниках памятки о правилах поведения на железной дороге. Спустя 70 лет РЖД решила найти «профильные» коробки: за несколько месяцев были собраны коллекции спичек из нескольких стран бывшего Союза. В канун Нового года, 25 декабря, более 80 коробков, посвященных безопасности на железной дороге, разместили в челябинском ж/д вокзале. Корреспондент Агентства новостей «Доступ» побывал на выставке и оценил образцы промышленной графики.
Выставка «Безопасные спички» открылась на втором этаже вокзала и будет работать до весны. «Она интересна абсолютно всем жителям города, потому что это вечная, актуальная тема, от которой зависит наша с вами жизнь. И каждый, наверняка, почерпнет для себя что-то новое. Как минимум, ознакомится с практически уходящим видом коллекционирования – "филуменией". Это собирательство доживает свой век, люди используют зажигалки, поэтому спичечные коробки уже не производятся в таком масштабе», – говорит заместитель начальника службы корпоративных коммуникаций Южно-Уральской железной дороги Екатерина Сергеева.
Коллекционирование спичечных этикеток и коробков обозначается термином «филумения». Он происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (свет, огонь).
Филумения имеет более чем 200-летнюю историю. Спичечные коробки стали собирать сразу, как только упаковки со спичками появились на прилавках. В 20-е годы XIX века, когда «чиркающие» спички (детище английского изобретателя Джона Уолкера) начали выпускать в промышленных масштабах, коллекционирование спичечных коробков получило широкий размах.
«Сегодня на нашей выставке мы предлагаем взглянуть на обычные спички с необычного ракурса и посмотреть на них не как на предмет домашнего обихода, а как на музейный экспонат, великолепные образцы промышленной графики. Потому что, по сути, спичечная этикетка – это плакат в миниатюре, над которым трудился целый штат художников. И не случайно спичечную этикетку называют карманным искусством», – рассказывает Екатерина Сергеева.
В экспозиции – более 80 увеличенных спичечных коробков времен 50-70-х годов, объединенных темой безопасности на железной дороге. Чтобы собрать коллекцию, организаторы несколько месяцев собирали, в том числе, на аукционах «профильные» коробки, которые в итоге приехали в промышленный миллионник из стран ближнего зарубежья, в том числе Украины и Беларуси.
«Не перебегай перед поездом!», «Не висни на подножках!», «Хождение по путям в неустановленных местах опасно!», «У неохраняемого переезда остановись!» – незатейливые правила, знакомые всем с детства, сегодня пополнили бы новые. Например, «Сними капюшон, когда переходишь пути!», «Не разговаривай по мобильному телефону, когда идешь возле железной дороги!», «Вытащи наушники из ушей».
Открыли выставку начальник Южно-Уральской железной дороги Анатолий Храмцов и начальник Южно-Уральского линейного управления МВД России на транспорте, полковник полиции Ильяс Фарвазетдинов. Они символично ударили в медный колокол, который имеет историческую символику – раньше звон звучал при пожаре и при отправлении поезда.
«Все, что опасно, должно быть управляемо. Могу вас уверить, что российские железные дороги в надежных руках. Но важно, чтобы каждый помнил, что ответственность за свою жизнь каждый несет сам. Мы хотим, чтобы гости нашей выставки еще раз ознакомились с правилами безопасности на железной дороге.. Будьте внимательны и берегите себя!» – сказал Анатолий Храмцов.