Генеральная прокуратура России выпустила официальную памятку автомобилистам по вопросам компенсации ДТП, вызванного плохим состоянием дорожного полотна, – в ней изложены все моменты, касающиеся условий получения выплаты, перечня необходимых документов и прочего, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу главного надзорного органа страны.
По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за плохого состояния улиц и дорог. Так, количество ДТП, вызванных ямами и выбоинами, в 2012 году составило 42,7 тыс., а за пять месяцев текущего года таких аварий произошло уже более 20 тыс. Однако, не все автомобилисты знают о существовании компенсаций ущерба, причиненного машине из-за ненадлежащего состояния автодороги.
По закону ответственность за соответствие дорог установленным требованиям на этапе проектирования возлагается на проектировщика, а на этапах строительства или ремонта – на исполнителя. При этом в законе четко прописано, что ремонт дорог должен обеспечивать безопасность дорожного движения.
В статье 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» говорится, что водители имеют право на компенсацию от того, кто несет ответственность за состояние дороги, если будет нанесен вред самому автомобилисту или его машине из-за ремонта магистрали или ее неудовлетворительного содержания.
Так, статья 1064 ГК РФ закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Кроме того, статьей 151 ГК РФ предусмотрено право гражданина на компенсацию морального вреда.
«Если вы попали в ДТП, выполните предусмотренные в пункте 2.5 ПДД обязанности – остановите транспортное средство, включите аварийную световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки, сообщите о случившемся в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников полиции», – говорится в памятке Генпрокуратуры.
Затем в надзорном органе советуют сфотографировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, а также тормозной путь автомобиля. Кадры нужно делать с привязкой к местности. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, правильность их установки и читаемость. После прибытия сотрудников ГИБДД нужно внимательно изучить правильность и объективность оформления ими документов: справки о ДТП, схемы, протокола и других.
Чтобы виновник выплатил компенсацию, необходимо доказать наличие факта причинения ущерба автомобилю, грузу или иному имуществу, а также возможного вреда здоровью физических лиц. При этом факт причинения вреда должен быть непосредственно связан с ДТП. Для этого требуется соответствующее указание в протоколе, составленном работниками ГИБДД, или в заключении независимой экспертной организации.
«Нужно обратить внимание, что в протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. При этом следует иметь ввиду, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и прочих дефектов определяет ГОСТ», – напоминает Генпрокуратура. Также водителю следует обосновать величину ущерба. Для этого рекомендуется получить заключение независимого эксперта.
Собрав все необходимые документы, определив виновника, который компенсирует ущерб, автовладельцу следует обратиься в суд с иском о возмещении ущерба причиненного ДТП. Кроме того, за защитой нарушенных прав водитель вправе обратиться в органы прокуратуры.