В Челябинской области завершилась обучающая программа «Экспортный стандарт для МСП». Это курс мини-МВА, разработанный «Школой экспорта РЭЦ» специально для опытных экспортеров. Его цель – составление компаниями бизнес-планов по расширению международных продаж.
Участие в проекте приняли семь субъектов малого и среднего предпринимательства региона, соответствующие требованиям отбора: с объемом товарооборота от 200 млн рублей, опытом деятельности не менее пяти лет, из которых три – работа на экспорт.
Один из них – производитель стальных шаровых кранов – завод «АЛСО». «Мы давно поставляем продукцию на рынки Казахстана и Белоруссии, с 2020 года начали выходить на рынок Узбекистана. Уже есть первые пробные поставки, хотим расширить работу в этом направлении, – рассказал участник программы «Экспортный стандарт для МСП», представитель компании «АЛСО» Алексей Елизаров. – Также нас интересуют рынки Киргизии, Таджикистана, Армении, Грузии и стремимся попасть в страны Евросоюза. На обучении получили много полезных инструментов, которые будем применять».
Программа включала в себя пять двухдневных модулей, где были проработаны темы готовности предприятий к наращиванию экспорта, раскрыты лучшие практики международного маркетинга, кадровые и финансовые вопросы, а также культурные особенности проведения переговоров и секреты построения долгосрочных отношений с иностранными партнерами. Обучение проходило в октябре и ноябре текущего года.
В результате компании составили бизнес-планы с учетом своих приоритетов в развитии экспортной деятельности. «Сегодня состоялась защита бизнес-планов, по итогам которой мы еще будем оказывать предприятиям поддержку и дорабатывать их проекты, а следующим шагом станет их реализация – заключение экспортных контрактов на целевых рынках», – отметила федеральный тренер РЭЦ Оксана Воронкова.
Организатор обучения – Центр поддержки экспорта Агентства международного сотрудничества Челябинской области в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». «Программа «Экспортный стандарт для МСП» была проведена в Челябинске впервые, мы получили положительные отзывы от участников и в следующем году планируем открыть новый набор», – прокомментировала директор регионального Центра поддержки экспорта Наталья Кондакова.
Помимо обучающих программ для экспортеров, центр оказывает комплексные услуги: на безвозмездной основе организует поиск иностранных партнеров, участие в бизнес-миссиях и международных выставках, помогает с регистрацией и продвижением на маркетплейсах. Узнать больше о поддержке экспорта в Челябинской области можно на сайте exportchel.ru, в инстаграмм ЦПЭ и телеграм-канале.
Программа «Экспортный стандарт для МСП» состоит из пяти обучающих модулей:
1 модуль – посвящен определению места экспорта в стратегии предприятия и системе показателей, а также готовности предприятия к наращиванию экспорта.
2 модуль – посвящен формированию знаний о технологиях бизнес-разведки, особенностях потребительских сегментов, а также практических навыков использования инструментов создания ценностного предложения для зарубежных клиентов. Также в рамках второго модуля участники изучат лучшие практики маркетинговых коммуникаций и современных инструментов digital-маркетинга.
3 модуль – посвящен оптимизации бизнес-процессов предприятия и повышению их эффективности, а также обеспечению кадрами и управлению изменениями в компании.
4 модуль – позволяет подробно изучить все аспекты подготовки финансового плана. В нем рассматриваются структура и этапы финансового планирования, подходы к планированию доходов и расходов, основные показателями финансового анализа, финансовые инструменты государственной поддержки экспорта.
5 модуль – позволит сформировать систему знаний о кросс-культурных особенностях проведения переговоров с зарубежными партнерами. В рамках модуля участники отработают навыки проведения переговоров о долгосрочном сотрудничестве на высококонкурентном зарубежном рынке.
С предприятиями работала команда сертифицированных федеральных тренеров Российского экспортного центра (РЭЦ): Петр Глухов, Максим Доротов и Оксана Воронкова.