Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, прошедшего 28 сентября, – в итоговый документ включен, в том числе, ряд инициатив губернатора Челябинской области, руководителя рабочей группы Госсовета «Экономика и финансы» Алексея Текслера. О том, какие предложения поддержаны на федеральном уровне – в материале Агентства новостей «Доступ».
Сентябрьское заседание президиума Госсовета было посвящено обсуждению мероприятий для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
«Основные мероприятия национальных проектов приходятся на регионы. Именно здесь, в городах, в поселках нашей страны, необходимо добиться реальных, позитивных изменений. Поэтому инициатива, приоритет, веское слово в дополнительной настройке нацпроектов должны принадлежать субъектам Федерации, которые видят ситуацию на местах, имеют почти уже двухлетний опыт исполнения национальных проектов. Соответственно, могут уточнить, детализировать задачи, которые стоят перед нашей страной в целом, а также уточнить инструменты их реализации, могут предложить свои, новые подходы к тем решениям, которые оказались неэффективными, к сожалению, а значит, требуют корректировки и даже пересмотра», – отметил в этой связи Владимир Путин.
В России определено пять ключевых направлений (национальных целей развития):
- сбережение здоровья и благополучия людей,
- создание комфортной и безопасной среды для жизни,
- укрепление экономики
- открытие новых возможностей для самореализации граждан,
- широкое, повсеместное внедрение цифровых технологий.
«Регионам нужна поддержка в следующем году. Как прямая финансовая поддержка, так и некоторые уточнения и изменения бюджетного законодательства, которые бы дали дополнительные возможности регионам. Все наши предложения президентом и Госсоветом были одобрены. Второй доклад касался национальных проектов – производительность труда и экспорт. Также был ряд предложений, очень важных для нашего региона», – комментировал после заседания Алексей Тесклер.
В числе этих предложений – создание института «добросовестного экспортера» для реализации комплекса дополнительных преференций, упрощенного порядка взаимодействия с органами власти и сокращения административной нагрузки; создание механизма льготного кредитования для повышения производительности труда предприятий таких отраслей как «Сельское хозяйство», «Транспорт», «Строительство», которые также могут участвовать в нацпроекте. Также предлагалось дополнить нацпроект мероприятиями по поддержке создания и функционирования корпоративных центров компетенций в сфере производительности труда в оборонно-промышленном комплексе на базе крупнейших госкорпораций; сохранить «порог» выручки компаний 400 миллионов рублей для участия в национальном проекте по производительности труда. Также предлагалось снять ограничение по верхнему пределу выручки (сегодня это 30 миллиардов рублей). Также Алексей Текслер озвучил инициативы по включению в программы выпускных курсов вузов и СПО дисциплины «Бережливое производство», обеспечить прохождение студентами практики на предприятиях-участниках нацпроекта. Очень ценное предложение – создать цифровую платформу для быстрого и удобного оформления полноценных правовых отношений работников и работодателей, то есть ресурс, который не просто обеспечит работнику и работодателю возможность находить друг друга, но и оформлять правоотношения в сфере занятости, в том числе на краткосрочный период, делать их максимально прозрачными, платить налоги.
После анализа поступивших предложений для сохранения устойчивости и бюджетных возможностей регионов в период пандемии коронавируса, а также снижения налоговых и неналоговых доходов Владимир Путин поручил Алексею Текслеру и председателю правительства России Михаилу Мишустину разработать ряд критериев. В частности, возможности превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема госдолга субъектов РФ на 2021 год, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности регионов по кредитам, предоставленным из федерального бюджета. А также неприменения к субъектам РФ мер ответственности из-за пандемии коронавируса. Речь идет о мерах за превышение предельных показателей при реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, за обусловленное снижение налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов и обеспечение расходов на реализацию мероприятий по преодолению последствий, вызванных распространением COVID-19, а также за недостижение показателей по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов России.
В целях финансирования расходов на реализацию указа президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» правительству России поручено:
- предусмотреть возможность для субъектов РФ направлять средства бюджетов, высвобождаемые в результате снижения объемов погашения федеральных бюджетных кредитов, на финансирование национальных проектов;
- рассмотреть возможность сохранения в 2021 году размера дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов на уровне не
ниже уровня 2020 года;
- увеличить срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации до 240 дней (ранее он составлял минимум 180 дней);
- принять меры, направленные на оценку проектов нормативно-правовых актов РФ в части, касающейся возникновения выпадающих доходов или дополнительных расходов консолидированных бюджетов российских регионов, определить процедуру оценки ключевых нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечить ее проведение.
«В условиях непростой социально-экономической ситуации Правительством Российской Федерации приняты очередные меры по обеспечению устойчивости региональных бюджетов. На федеральном уровне решено скорректировать график выплат по бюджетным кредитам. Особого внимания заслуживает поручение предусмотреть возможность направлять высвобождаемые средства на нацпроекты. Это очень важный пункт, так как нацпроекты являются приоритетными для регионов. И дополнительные средства помогли бы их эффективной реализации», – прокомментировал первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области, председатель комитета ЗСО по бюджету и налогам Александр Лазарев.
По его словам, в текущем году определен ряд направлений использования средств, высвободившихся в результате реструктуризации задолженности. Они будут направлены, в частности, на мероприятия по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта РФ, профилактику и устранение последствий коронавирусной инфекции, компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов.
«В 2021 году часть этих средств можно будет направить на реализацию: новых инвестиционных проектов (порядок их определения установлен правительством РФ) и реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов», – добавил вице-спикер Законодательного Собрания.
В 2020 году объем высвобождаемых средств составляет 834,4 миллиона рублей, в 2021 году – предварительно 1,25 миллиарда рублей. В настоящее время проект областного бюджета находится в стадии формирования.