Челябинская область может остаться без электричек – правительство РФ поставило под вопрос целесообразность существования пригородных поездов в регионах, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на
На совещании у Дмитрия Медведева правительство одобрило концепцию Минэкономразвития – она предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование ж/д инфраструктуры, а за регионами – долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний.
Отметим, что документ закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения. Минэконом предлагает всем субъектам, кроме Москвы и Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в более эффективные виды транспорта, например, автобусы.
Пригородное сообщение убыточно, в 2013 году оно принесло прибыль только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее. На столицу и Питер приходится 50% всех пригородных перевозок, 70-80% расходов покрывают доходы от билетов, а в других регионах – только 30-50%.
С начала года ОАО «РЖД» уже отменило около 230 электричек. При этом пригородные пассажирские компании платят только 1% за пользование путями, остальное государство компенсирует в виде субсидий. Потребность составляет 32 млрд рублей в этом году однако монополия получит только 24,4 млрд.
На 2014 год субъекты заложили в бюджет 7,2 млрд из необходимых 16,8 млрд рублей. Наименее платежеспособными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия.
По мнению экспертов, оптимизация пригородного сообщения неизбежна – есть ряд маршрутов, где автобусы дублируют поезда, и от последних можно отказаться. Некоторые регионы воспользуются полученным правом и откажутся от электричек. К тому же, губернаторы некоторых регионов уже сообщали, что не нуждаются в пригородном сообщении.
Напомним, в августе 2012 года Свердловская пригородная компания заявила о планируемой отмене курсирования десяти электричек на территории Челябинской области, в связи с чем антимонопольная служба предостерегла фирму от совершения планируемых действий, которые могли привести к нарушению закона о защите конкуренции.
Фирма не исполнила предостережение, и УФАС завело в отношении нее дело. В феврале 2014 года антимонопольный орган признал отмену курсирования десяти пригородных пассажирских поездов на территории региона незаконной и оштрафовал ОАО «СПК» на 6 млн рублей.