Прямой ДОСТУП
Маркова Юлия Валерьевна
Начальник управления по взаимодействию с участниками обязательного медицинского страхования Территориального ФОМС Челябинской области
Необходимо ли менять полис обязательного медицинского страхования в связи с принятием нового закона? Необходима ли его замена в связи с окончанием срока действия? Какие медицинские услуги вправе требовать жители Челябинской области при наличии полиса ОМС? Необходим ли полис ОМС при выезде в командировку или на отдых за пределы региона?
На эти и другие вопросы ответит начальник управления по взаимодействию с участниками обязательного медицинского страхования Территориального ФОМС Челябинской области Юлия Маркова.
Вопросы принимаются до 7 февраля 2014 года. Все сообщения проходят премодерацию.
Вопросы и ответы
- Евгений Иванович:
У меня полис старого образца (желтый). В хорошем состоянии. Надо ли его менять на голубой? Если да, то где и до какого срока?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Уважаемый Евгений Иванович. Сроки действия полисов обязательного медицинского страхования так называемого «старого» образца на желтых бланках действующим законодательством не ограничиваются. Они действуют наравне с полисами единого образца на голубых бланках, поэтому менять полис нет необходимости. Проверить действие своего полиса (как нового, так и старого образца) можно на сайте ТФОМС Челябинской области с помощью специального сервиса «Поиск вашего полиса». Если программа показала данные полиса, значит, он является действующим, если нет, то по какой-либо причине полис недействительный, и необходимо обратиться в свою страховую компанию.
- Людмила:
Сын уехал в другой город учиться в институте. Надо ли ему каким-то образом менять желтый полис? Если надо – то где? (учится далеко, приезжает только на каникулы)
- Маркова Юлия Валерьевна:
Уважаемая Людмила. Полис обязательного медицинского страхования гарантирует право застрахованного гражданина на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации.
Тем не менее, если ваш сын в течение длительного времени находится за пределами территории постоянного проживания (в другом регионе РФ), он может оформить новый полис в страховой медицинской организации, действующей на территории этого субъекта, и получать медицинскую помощь в соответствии с региональной Территориальной программой.
- Ринат Ахметов:
Какие документы нужно предъявить в страховую компанию для оформления полиса ОМС?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Для граждан Российской Федерации необходимо предъявить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта);
- СНИЛС (при наличии).
Иностранным гражданам для оформления полиса ОМС требуются следующие документы:
-паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации или паспорт иностранного гражданина и вид на жительство;
- СНИЛС (при наличии).
- Екатерина Вячеславовна:
Как можно осуществить замену страховой медицинской организации? Что для этого нужно?
- Маркова Юлия Валерьевна:
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ, каждый застрахованный гражданин вне зависимости от своего статуса, один раз в течение календарного года имеет право на свободный выбор (замену) страховой медицинской организации в системе ОМС.
Полис ОМС единого образца выдается страховой медицинской организацией на основании Вашего заявления при предъявлении необходимых документов.
Если у Вас полис нового образца, то после подачи заявления в страховую медицинскую организацию, на оборотной стороне полиса укажут реквизиты страховой медицинской организации, выбранной Вами (название, телефон и другие). При обращении в страховую медицинскую организацию граждане РФ предъявляют паспорт, СНИЛС (при наличии).
Адреса страховых медицинских организаций и пункты выдачи полисов Вы можете узнать на сайте ТФОМС Челябинской области в разделе «Справочная информация».
- Иван Сергеевич Ваганов:
Куда можно обратиться застрахованному по ОМС пациенту в случае нарушения его прав на бесплатную медицинскую помощь, предусмотренную программой ОМС? И что для этого нужно?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Уважаемый Иван Сергеевич! В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц. Телефон страховой медицинской организации, в которой Вы застрахованы, размещен на Вашем полисе ОМС.
Также работают телефоны «горячей линии» министерства здравоохранения Челябинской области по вопросам оказания медицинской помощи 8-800-250-22-02, «горячей линии» по правам пациентов Территориального фонда ОМС Челябинской области 8-800-300-10-03.
- Наталья Константиновна:
Я инвалид второй группы, самостоятельно не могу обратиться в страховую компанию для замены страхового медицинского полиса. Как быть?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Вы можете оформить полис через своего представителя, оформив доверенность на регистрацию в качестве застрахованного лица в выбранной страховой медицинской организации, или воспользоваться «мобильными» службами страховых медицинских организаций, действующих на территории Челябинской области. Адреса страховых медицинских организаций и пункты выдачи полисов Вы можете узнать на сайте ТФОМС Челябинской области, в разделе «Справочная информация».
- Ирина:
В течение какого времени производится замена полиса ОМС? И как быть, если в этот промежуток времени возникнет необходимость обратиться за медицинской помощью?
- Маркова Юлия Валерьевна:
В соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования полис изготавливается и передается в страховую медицинскую организацию не позднее 30 рабочих дней с момента подачи заявления застрахованным лицом. В день подачи заявления о замене полиса ОМС, страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
Застрахованные лица, представившие в пункт выдачи полисов необходимые документы, информируются о сроках оформления и выдачи полисов лично или по указанному в документах телефону и/или электронной почте.
- Наталья, 22 года:
Где можно проверить, действует ли мой полис?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Проверить полис можно на сайте Территориального фонда ОМС Челябинской области www.foms74.ru в разделе «Поиск Вашего полиса», а также обратившись по телефону Горячей линии по правам пациентов 8 800 300 10 03.
- Ильдар:
Правда ли, что после 1 января 2014 года граждане со старыми полисами не могут получить бесплатную медицинскую помощь?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Полисы ОМС, выданные застрахованным лицам до дня вступления в силу Федерального закона (до 01.01.2011г.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ – полисы старого образца – являются действующими до замены их на полисы ОМС единого образца или универсальные электронные карты.
Информация о том, что полисы старого образца действуют только до 1 января 2014 года, является недостоверной. Полисы старого образца (на желтых бланках), являются действующими наравне с полисами единого образца (на голубых бланках). Ограничения срока действия полиса «старого» образца действующим законодательством не предусмотрено.
- Николай Сергеевич:
Слышал, что пациенты могут самостоятельно выбирать лечебное учреждение и врача. Так ли это?
- Маркова Юлия Валерьевна:
Уважаемый Николай Сергеевич! Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2011 года № 326-ФЗ дает право застрахованным лицам на выбор медицинской организации и выбор врача в соответствии с законодательством РФ.
Порядок снятия и принятия граждан на медицинское обслуживание утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».