Прямой ДОСТУП
Шатин Андрей Юрьевич
Ректор Челябинского государственного университета
Андрей Шатин готов ответить на все вопросы южноуральских абитуриентов, связанные с поступлением в вуз в 2012 году.
Какие документы необходимо предоставить будущему студенту ЧелГУ? Какова минимальная стоимость обучения на коммерческой основе? Сколько баллов нужно набрать по ЕГЭ, чтобы поступить на бюджет?
Кроме того, ректор ЧелГУ может рассказать, сократился ли набор на заочном отделении, что такое целевой набор, есть ли альтернатива ЕГЭ, как в вузе организовано обучение людей с ограниченными возможностями, каковы плюсы и минусы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также о многом другом.
Сообщения принимаются до 10.00 среды, 20 июня.
Обращаем внимание читателей Агентства новостей «Доступ», что все сообщения проходят премодерацию. Право отвечать на личные вопросы остается за гостем рубрики.
Вопросы и ответы
- Виктория:
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, до какого числа нужно будет сдать задолженности летней сессии? И при наличии какого числа задолженностей студент может быть отчислен?
- Шатин Андрей Юрьевич:
По действующим регламентам студент отчисляется по представлению декана факультета, директора института либо филиала без права пересдачи, если он в сессию получил оценку «неудовлетворительно» по трем и более учебным дисциплинам; либо оценку «неудовлетворительно», «не зачтено», которую поставила комиссия факультета (института, филиала) даже по одной дисциплине.
Ликвидация академических задолженностей после летней сессии допускается в течение месяца с начала следующего семестра (реально до 25 сентября). После указанной даты студент должен быть либо переведен на следующий курс, либо отчислен с формулировкой «за академическую неуспеваемость».
- Эдуард:
Здравствуйте. Планируется ли в ближайшие годы капитальная реконструкция общежитий и отдельных учебных корпусов? Если да, то укажите, пожалуйста, сроки и каких конкретно. Спасибо
- Шатин Андрей Юрьевич:
В существующих зданиях студенческого общежития планируется капитальный ремонт блоков для проживания студентов, кухонь общежитий, а также будет осуществлена замена сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения. Основная часть этих работ будет произведена до 1 сентября текущего года.
В учебных корпусах планируется поэтапная замена оконных блоков на ПВХ, реконструкция индивидуальных тепловых пунктов и проведение иных мероприятий направленных на реализацию программы по энергосбережению и энергоэффективности.
- Олег:
В какие сроки нужно подать документы на поступление, если я хочу получить в вашем вузе второе высшее образование?
- Шатин Андрей Юрьевич:
Документы надо подать не позднее 15 августа.
- Иван:
Андрей Юрьевич, существуют ли в ЧелГУ скидки для студентов, поступающих на коммерческой основе? Возможно ли предоставление рассрочки платежа?
- Шатин Андрей Юрьевич:
Вопрос этот актуален для достаточно большой части студентов, обучающихся на договорной основе. Учитывая его значимость для пользователей образовательных услуг с одной стороны, а также и для университета, поскольку он затрагивает вопросы бюджетирования, в университете в 2011 году Ученым советом было утверждено Положение о порядке предоставления скидок по оплате за обучение. Реестр этих скидок достаточно большой, однако основными условиями получения скидок являются высокие показатели в обучении и активное участие в общественной жизни университета.
В университете принята посеместровая оплата за обучение, и в договоре на оказание услуг прописаны предельные даты, нарушение которых предполагает введение штрафных санкций.
В случае возникновения затруднений по своевременной оплате допускаются рассрочки платежей, которые оформляются в заявительном порядке, но обязательно до контрольных сроков.
- Фарис:
Здравствуйте. Я иногородний, планирую поступить в ЧелГУ и уверен, что поступлю. Родителей беспокоит, что я уезжаю в мегаполис, где много соблазнов... В этой связи раскажите, пожалуйста, как организована внеучебная работа в вузе? Есть ли профилакторий? Дополнительные курсы, например, языковые?
- Шатин Андрей Юрьевич:
Уважаемый Фарис! Сообщаем Вам и Вашим родителям, что из плана воспитательной работы университета исключены мероприятия чисто развлекательного характера, акцент сделан на нравственный компонент.
В вузе действует приказ о запрете проведения внеучебных мероприятий в ночных клубах. Вместе с тем, каждый студент может найти занятие по душе. В Центре творчества студентов действуют коллективы эстрадного, народного, бального танцев, вокальные коллективы, студенческий театр «Доминанта», лучшая в области команда черлидинга «Star Light», клуб авторской песни, КВН. Любители интеллектуальных игр могут сразиться в командных соревнованиях «Что? Где? Когда?», «Дебаты».
В университете большое внимание уделяется спорту и туризму. Для оздоровления студентов создан уникальный санаторий-профилакторий.
В Институте дополнительного образования ЧелГУ проводится обучение различным языкам (японский, турецкий, арабский, китайский, чешский, испанский, итальянский, французский, немецкий, английский), менеджменту гостиничного бизнеса, менеджменту качества, экономике и организации отраслей, интернет-журналистике, межкультурной коммуникации, оценке и прочее.
- В.М.:
Вот раньше существовала система распределения, со своими плюсами и минусами, но выпускник вуза гарантировано получал место работы. А сейчас как обстоит с этим дело? Помогает ли ректорат студентам в трудоустройстве? Есть ли, например, система заказов от прокуратуры, милиции, школ? И как организуется практика студентов – они сами ищут место практики, или это происходит организованно?
- Шатин Андрей Юрьевич:
С целью содействия трудоустройству выпускников ЧелГУ успешно сотрудничает с министерствами, администрациями городов и районов Челябинской области, Главным управлением по труду и занятости населения по Челябинской области, организациями и предприятиями различных форм собственности.
В течение учебного года на всех факультетах ведется работа по привлечению работодателей к сотрудничеству, организации встреч, презентаций, круглых столов со студентами и т.п. Благодаря кропотливой работе в настоящее время заключено и действует более 300 долгосрочных договоров с различными предприятиями и организациями.
Наши выпускники ежегодно трудоустраиваются в ГУВД по Челябинской области, прокуратуру Челябинской области, ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «ЧЭМК», ОАО «ЧМК», ОАО Банк «УРАЛСИБ» ООО «Мечел-Кокс», РФЯЦ – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени акад. Е.И. Забабахина, ОАО АЗ «Урал», ОАО «ГРЦ Макеева» и др.
- Андрей:
Хочу работать следователем. Какой факультет и кафедру мне выбрать?
- Шатин Андрей Юрьевич:
Юридический факультет, направление подготовки «Юриспруденция».
- Илья, Копейск:
Скажите, как будет работать приемная комиссия (часы и дни приема документов, консультации)? И где можно узнать цены на обучение по контракту? Слышал, что в этом году большинство местных вузов в два-три раза увеличили оплату за обучение на коммерческой основе.
- Шатин Андрей Юрьевич:
Приемная комиссия начинает прием документов с 20 июня 2012 года. Часы работы: с понедельника по пятницу – с 9.00 до 17.00; суббота и воскресенье – с 9.00 до 14.00. С новой стоимостью обучения для поступающих на первый курс можно ознакомиться на сайте по ссылке http://www.csu.ru/main.asp?method=GetPage&p=651&redir=397.
- Анатолий Иванович, Челябинск:
Меняется ли политика вуза с учетом складывающейся на рынке труда ситуации? В частности, губернатор М. Юревич неоднократно говорил, что местные вузы ориентированы на зарабатывание денег и предлагают стандартный набор профессий, в то время как региону требуются специалисты инженерно-технического профиля, металлурги, энергетики, строители. И в то же время в регионе идет реформирование системы профобразования, и чем она закончится – неизвестно... Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Шатин Андрей Юрьевич:
Вопрос очень важный с точки зрения оценки проводимой на государственном уровне политики в сфере образования. Этот вопрос актуален как для нашей Челябинской области, так и других регионов России.
Проводимая масштабная реформа системы начального профессионального образования и среднего профессионального образования – назревшая задача современного периода. За последние два десятилетия в этой системе наметились негативные тенденции необратимого характера, связанные, прежде всего, с моральным старением материально-технической базы, существенным снижением контингента обучающихся. С точки зрения экономической состоятельности многие учреждения НПО и СПО находились на границе рентабельности.
Что касается Челябинского государственного университета, то изначально по решению правительства он создавался как университет классического типа и за более чем 35-летнюю свою историю ни разу не менял своего обличия. В настоящее время на 17 факультетах и институтах ведется обучение студентов по 33 направлениям подготовки бакалавров, 42 специальностям и 22 направлениям подготовки магистров, то есть спектр образовательных услуг достаточно представительный.
При этом мы постоянно откликаемся на потребности рынка труда и открываем направления и специальности значимые для Южного Урала. Так, мы первые начали подготовку специалистов-регионоведов, ориентированных на Китай, Японию и страны арабского региона. Специалисты со знанием языка страны изучаемого региона, ее национальных и культурных традиций, политического устройства, при этом владеющие европейским иностранным языком, весьма востребованы на рынке труда.
В конце 90-х годов мы первые в Челябинской области открыли биологический факультет и факультет экологии и начали готовить специалистов по биологии, микробиологии, биоэкологии, экологии и природопользованию.
Университет первым начал подготовку специалистов в области информационной безопасности. Два года назад, откликаясь на потребности рынка труда, был создан Институт информационных технологий.
В 2012 году мы также открываем ряд новых направлений, в том числе «Лесное дело», «Архивоведение и документоведение». Так что наш университет на месте не стоит, постоянно реагируя на вызовы времени.
- Александр Петрович С., Копейск:
Уважаемый Андрей Юрьевич! Насколько мне известно, в Челябинской области есть детская исправительная колония в Атляне. Нет ли у Вас желания предложить сотрудничество нашей системе исполнения наказаний в плане обучения осужденных подростков во время отбывания наказания? Согласитесь, в таком случае их дальнейшая социализация, после отбытия срока, может происходить мягче, а число рецидивов уменьшится, как мне это представляется. У Вас же сильнейшая в регионе юридическая кафедра, которая, что называется, в теме, и при желании, могла бы проработать этот вопрос. Заранее спасибо за ответ.
- Шатин Андрей Юрьевич:
Тему, которую Вы поднимаете, неоднозначно воспринимают в настоящее время в обществе. Учреждения исполнения наказания всегда были и остаются закрытыми образованиями, доступ в которые по понятным причинам весьма ограничен. Образовательная же деятельность всегда базируется на взаимодействии обучающегося и педагога, то есть предполагает определенную открытость в плане наличия контактов с внешней средой.
В то же время трудно переоценить значимость возможности получения образования и соответствующей квалификации для осужденных как в процессе отбывания наказания, так и после окончания срока заключения для последующей социализации.
Принятие и вступление в силу с 2012 года поправок в законодательство об образовании, легализовавших применение современных информационных ресурсов и интернет-технологий для задач повышения образовательного ценза обучающихся открывают определенные перспективы для решения поднятых Вами вопросов.
В настоящее время эта тема в университете находится в стадии проработки.