В понедельник, 14 марта 2016 года, у православных начался Великий пост – он продлится семь недель и окончится в день Пасхи Христовой (1 мая), передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на информационно-издательский отдел Челябинской епархии.
Главные праздники предстоящего поста – Вербное воскресенье (24 апреля, Вход Господень в Иерусалим) и Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). Верующими весьма почитаются Лазарева суббота (23 апреля), память 40 мучеников севастийских (22 марта). Кроме того, по церковной традиции, вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются днями поминовения усопших.
«Первые четыре дня Великого поста (с 14 по 17 марта) в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Это дни строгого поста. Церковь призывает отложить в это время суетные житейские попечения, за исключением только самых необходимых», – говорится в сообщении.
В 2016 году Великий пост начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Из четырех многодневных постов Великий является основным, самым продолжительным и строгим. Он включает шесть седмиц, или 40 дней, поэтому называется также Cвятой Четыредесятницей.
Считается, что длительность Святой Четыредесятницы – 40 дней – восходит еще к Ветхому завету, когда Моисей постился на горе Синай сорок дней. Апостолы установили пост в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, когда после своего крещения он удалился в пустыню, где был искушаем дьяволом.
В.И. Суриков «Искушение Христа» (фрагмент), 1872
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (непостной) пищи. Так, в течение всего Великого поста РПЦ призывает верующих воздерживаться от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе и в составе различных блюд. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). А в Лазареву субботу постящимся можно есть икру. С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную седмицы Великого поста. От поста освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.
Каждая неделя Великого поста («неделей» в церковнославянском языке называется воскресный день) имеет особое духовное значение.
Первую неделю (20 марта) называют Торжеством Православия. Поводом для установления этого праздника стало преодоление иконоборческой ереси. Однако его смысл гораздо шире, это свидетельство истинности и уникальности православной веры. Великий подвижник XIX – начала XX века праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое. Омраченное – просвещает, оледеневшее – согревает, падшее – восстанавливает, отчаянное – исполняет надеждой, омертвевшее – оживотворяет».
Вторая неделя (27 марта) посвящена памяти святителя Григория Паламы. В XIV веке в Византии начался многолетний богословский спор о том, возможно ли видеть и слышать Бога, или наш удел – только вера. Сторонников возможности реального, ощутимого Богообщения возглавил святитель Григорий Палама. Бог есть Дух. А подобное познается подобным. Чем более духовно развит человек, тем более способен ощутить присутствие Божие. Церковь признала, что взгляды святителя Григория Паламы отражают подлинный духовный опыт. И пост – самое лучшее время этот опыт приобрести.
Третья неделя Великого поста (3 апреля) – Крестопоклонная. Во время богослужения читается Евангелие от Марка: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк., VIII, 34). Крест Христов – это знамение славной победы. Он не только символ горечи и боли, которых не миновать человеку в земной жизни, но он также залог вечной радости, перед которой все временные страдания ничего не стоят.
Четвертая неделя (10 апреля) посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который подвизался на горе Синай в VI веке. В своей книге «Лествица добродетелей» он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Любой человек, в каких бы условиях он ни жил, может научиться кротости, смирению и любви. «Лествица» стала настольной книгой для христиан многих поколений.
В пятую неделю Великого поста (17 апреля) празднуется память преподобной Марии Египетской. Святая первоначально жила в нечестии, но однажды, попав в Иерусалим, не смогла войти в храм. Невидимая Божественная сила преградила ей путь. В этот момент Мария почувствовала, что ее великие грехи возбраняют ей видеть святыню. Более 45 лет провела она в пустыне, борясь со страстями, и явила собою образ совершенного покаяния.
На шестой неделе (24 апреля) празднуется Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
А с понедельника, 25 апреля, начинается Страстная седмица. Она посвящена воспоминанию страданий, смерти и погребения Христа Спасителя. По своему значению Страстная седмица называлась еще Пасхой Крестной и потому всегда была свободна от житейских занятий. В эту неделю произошли великие события: было разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие и Небо стало доступно человеку. Заканчивается Страстная Седмица празднованием самого важного христианского праздника – Пасхи Христовой.