«Стратегия-2035»: на Южном Урале разрабатывают «дорожную карту» воспитания экономически активных граждан

Общество
18 апреля 2017 года, 17:27

В Челябинской области разрабатывают концепцию для развития экономически активных граждан. Речь идет о поддержке государства в воспитании личности, чтобы в будущем минимизировать количество разводов, брошенных детей, которых, к примеру, зачали и родили только из-за маткапитала, бедных и безработных, а глобальнее – терактов и несанкционированных митингов. Суть в том, чтобы на всех этапах жизни – в том числе и до рождения ребенка – семьям, а также школам и вузам  будут помогать органы исполнительной власти, а также общественные и некоммерческие организации. Это могут быть центры по психологической подготовке семьи к родительству, возможно, центры для определения совместимости мужчин и женщин, преподавание в школах уроков этики семейных отношений, льготная ипотека, материальная и психологическая помощь в трудной жизненной ситуации. То есть – частная жизнь с поддержкой здорового, крепкого, патриотичного общества. Проблему обсудили во вторник, 18 апреля, на круглом столе под названием «Концепция развития социально и экономически активного гражданина как основа Стратегии-2035». Дискуссию слушал корреспондент Агентства новостей «Доступ».

В своем послании Заксобранию 2017 года губернатор Борис Дубровский подчеркнул, что вектор Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 − человек, его уникальный потенциал, растущие потребности и в целом качество жизни людей.

«Первое. У людей должны быть стабильная работа и достойный заработок. Возможность купить качественные товары и продукты, приобрести хорошее жилье. Второе – возможность определить детей в детский сад, дать им достойное образование, всестороннее развитие. Третье – это качественное здравоохранение, личная безопасность и благополучная экология», – сказал глава региона.

К цели движемся, о чем ежедневно рапортуют власти: в регионе строят новые дома, молодым семьям предлагают специальные программы, очередь в детсады сокращается, дополнительным образованием охвачены более 60% школьников. Однако самую большую роль в этом вопросе должно сыграть именно комплексное воспитание отдельно взятой личности.

«Мы говорим о стратегическом подходе при подготовке будущих экономически активных граждан. Мы говорим о тех, кто начинает какую-то общественную жизнь в школе, институте. Это будущие граждане, которые должны составить основу нашей общественной жизни, основу гражданского общества, основу экономики. При этом не хочется зацикливаться на регламентах и законах, которые просто лягут на полку. Нет, мы будем говорить о некоем системном подходе, основанном на работе исполнительной власти и конкретных общественных организаций», – говорит член Совета Федерации Олег Цепкин.

Он уверен, что молодые люди участвуют в происходящих сегодня в обществе «страшных вещах – терактах, несанкционированных митингах и пр.», потому что «находятся в вакууме, который не заполнен позитивом». «Они не знают, чем заниматься, на их умы "подсели" те силы, которые стараются развалить наше общество», – добавляет сенатор.

Чтобы организовать системный подход воспитания экономически активных граждан, власти Челябинской области привлекли к процессу специалистов ЮУрГУ. Ведущий вуз Урала провел масштабное исследование, определив, какие факторы влияют на развитие личности, начиная с перинатального возраста и заканчивая зрелой молодостью.

«Для базы мы взяли теорию Эриксона, который условно делил жизнь человека на восемь этапов и, собственно, считал, что человек развивается на протяжении всей жизни, в отличие от Фрейда, который делал акцент на детстве. Мы выяснили все факторы, которые влияют на личность: это не только обобщенные семья, школа, работа, но и детские пособия, очереди в детский сад, ЕГЭ, неактуальность желанной профессии и так далее. Для того чтобы воспитать гражданина, который любит свою страну, город, который умеет адаптироваться к изменениям социально-экономической среды, нужно начинать работу еще до беременности. А по факту родители учатся на собственном опыте, что влечет за собой нежелательные последствия. Первые годы после рождения ребенка семья должна постоянно находиться с малышом, а в реальности ребенок лишается внимания, из-за того, что даже мать вынуждена работать», – говорит специалист управления по внеучебной работе ЮУрГУ Вероника Ливончик.

Решением вопроса, по мнению эксперта, может стать работа Центров по подготовке к родительству, причем речь идет не только о матери, но и об отце. «Осознанное отцовство – отдельная тема для дискуссии», – считает спикер.

Начальник Главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов заметил, что нужно даже больше – Центры для определения совместимости мужчин и женщин. Они, по его убеждению, как раз смогут исправить печальную статистику по разводам.


ВАЖНО. Семейные конфликты являются основной причиной детских суицидов в Челябинской области – прокуратура


А вывести институт брака из тени, по мнению депутата Челябинской области Евгения Малеева, сможет решение квартирного вопроса. В Ингушетии, по его словам, ипотека для молодых семей вообще беспроцентная. По его мнению, в Челябинской области нужно рассмотреть вопрос о хотя бы минимальной ставке для молодежи.

Представитель Минздрава Ольга Князева высказалась о необходимости возвращения в школьную программу дисциплины, касающейся семейных отношений: «Подрастающему поколению нужно объяснять, что семья – это не просто штамп в паспорте. Прежде всего, это большая ответственность. Необходимо учить молодежь планировать свою семью. Это гарантия рождения желанных и здоровых детей».

Заместитель председателя общественного совета при министерстве социальных отношений Михаил Комиссаров выступил с предложением организовать в регионе сопровождение семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. По его мнению, этой работой могли бы заняться некоммерческие общественные организации, которые будут помогать и психологически, и морально.

Вообще, роль НКО и общественных организациях в вопросе воспитания и развития личности одобрили все участники беседы. Речь идет о точечной и адресной работе – для каждого возраста разные организации, которые не будут нарушать границы частной жизни, но  помогут родителям и учителям в воспитании экономически активного гражданина.

По итогам беседы планируется разработать «дорожную карту» по реализации концепции развития гражданина в рамках Стратегии-2035.