Для большинства учебник истории – абсолютно достоверный источник, однако, по мнению челябинского археолога и реконструктора Ивана Семьяна, даже в самом лучшем учебнике может быть множество мифов, тех самых, которые он всей своей жизнью старается развенчать и разрушить – ради правды. О непридуманных славянах, гарантийном сроке человека и будущем нашей цивилизации – в интервью Агентству новостей «Доступ».
«АРХЕОС»
Иван Семьян – руководитель центра исторических проектов «Археос». Одно из направлений его деятельности – создание площадок живой истории. Например, для гостей проводится экскурсия, которая показывает три стадии развития общества – Каменный век, Бронзовый и Железный. Первая показывает зрителям технологии от примитивных рубил до ножей и топоров, способы добычи огня, первые музыкальные инструменты, вторая – получение металла из руды, отливку оружия и украшений, третья – развитие кузнечного дела, стрельбы из лука и метания копья.
Сегодня Иван Семьян вместе с соратниками разрабатывает концепцию палеотуризма: это когда туристы приезжают на объект и получают информацию не только умственно, но и «на пощупать» – от раскопок до реконструкции.
ВЛЕЧЕНИЕ УСКОЛЬЗАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ
- Как началось Ваше знакомство с археологией и реконструкцией?
- Еще в детстве я увлекся темой рыцарства, поочередно интересовался турнирами, классическим средневековьем, ранним и, наконец, добрался до викингов и Древней Руси. Родители покупали мне много красочных исторических энциклопедий и даже монографии по различным темам.
Уже будучи юношей я узнал, что существуют взрослые, которые серьезно играют в рыцарей. Собственно, реконструировать древние вещи я начал в школе – плел кольчугу, пытался ковать оружие. Примерно тогда вместе с друзьями мы создали клуб реконструкции, посвященный древним славянам, племенному союзу вятичей.
- А откуда интерес к историческим мифам?
- Меня влечет ускользающая реальность, мифологизация истории. Я очень люблю искать корни исторических процессов. Мне интересна сама суть человеческого мышления. Нравится искать истоки технологических и культурных предрассудков.
ЖЕЛЕЗО ПРОТИВ БРОНЗЫ
- Вы пытаетесь развенчать те исторические мифы, которые сейчас существуют?
- Да, в частности, мы разрушаем стереотипы, которые прививает детям не только массовая культура, но иногда и школа. Приходим на уроки и пытаемся рассказать различные нюансы, которые преподавателю сложно донести до детей в рамках школьной программы. В учебниках, надо сказать, обнаруживается масса историографических мифов, которые тиражируются с начала XX века.
Например, существует устойчивый миф, что древние люди по незнанию долго пользовались бронзовым оружием, а потом поумнели и стали делать железное, которое намного прочнее. Как часто бывает, в реальности не все так однозначно: бронза – весьма прочный сплав. Существует популярный эксперимент, когда в лист стального проката по очереди вколачивают наконечники стрел из меди и бронзы – медный сразу гнется, а бронзовый без проблем пробивает лист.
Дело в том, что изначально люди перешли на железо вовсе не из-за его высокого качества, а из-за истощения запасов олова и меди. Человеку пришлось вернуться к железу, которое он в действительности знал одновременно с медью. Низкоуглеродистое железо по свойствам не превосходит бронзу, к тому же, склонно к коррозии. В некоторых обществах Бронзового века железо даже ассоциировали с ювелирным сырьем – наравне с серебром и золотом.
В КАМЕННОМ ВЕКЕ ЛЮДИ ТОЖЕ БОЛЕЛИ РАКОМ
- Есть мнение, что в древности люди были здоровее. Действительно это так?
- Люди тотально не понимают, что сегодня мы живем в максимально благоприятных условиях, которых не было никогда за человеческую историю. Школьники после просмотра разных телеканалов, транслирующих псевдонаучные фильмы, часто говорят мне, мол, раньше люди были больше, жили дольше, не болели раком и были здоровы. Это неправда – в Каменном веке люди тоже болели раком.
Например, существуют не единичные находки останков неандертальцев в возрасте около 30 лет, которые страдали именно этой болезнью, предположительно, потому что постоянно сидели у костра и дышали канцерогенами. Более того, исследователи предполагают, что сопротивляемость этим канцерогенам у Homo sapiens была намного выше, чем у неандертальцев.
СЕГОДНЯ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ЖИВЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕГИПЕТСКИЙ ФАРАОН
- Некоторые считают, что древние люди жили 200 лет и были четырехметрового роста...
- Наоборот, сегодня – благодаря комфорту, питанию, медицине – мы живем в два-три раза дольше, чем в древности. «Гарантийный срок» тела человека составляет около 30 лет в естественных условиях. Например, в Каменном веке к этому возрасту часто организм начинал «рассыпаться». Были сильно изношены зубы и суставы. Сегодня большинство людей живет во много раз лучше, чем египетский фараон: мы можем есть продукты со всего мира, спать в комфортных условиях, хорошо одеваться.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРЕДРАССУДОК
- И как долго люди жили в древности?
- Есть такой стереотип, что славяне были большие и здоровые, а степняки маленькими и злыми. Но согласно археологии бывало и наоборот – скотоводческие общества потребляли большое количество белка и кальция, поэтому люди в них часто были крупными, с хорошими костями и зубами. Общества же земледельческие потребляли много углеводов, а белка и кальция им часто недоставало. Многие славянские популяции имели плохие зубы, тонкие кости и небольшую антропометрию. Кроме того, земледелие физически намного тяжелее скотоводства. Средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет, хотя, конечно, находят и останки древних людей в возрасте старше 60 лет...
- Было ли легче жить древним людям с эмоциональной точки зрения?
- Может быть, в каких-то моральных и психологических аспектах жить было легче. Сложные условия существования человек компенсировал мифологическим объяснением мира. Например, после смерти он должен был попасть в некое превосходное место. Например, в раннем Железном веке, умерший кельт, оставшийся должен своему соплеменнику, мог без проблем вернуть долги в загробной жизни.
В скотоводческих обществах Африки и сегодня, заражаясь от скота ящуром и бруцеллезом, люди верят, что эта священная эпидемия отправляет их в загробный мир пасти небесное стадо. Тогда стресс был смещен в физиологическую сторону, а сейчас во многом в моральную.
ОТКУДА БЕРУТСЯ МИФЫ
- А как, собственно, появляются мифы?
- Мне очень интересна мифологизация исторических событий. Есть, кстати, совсем близкие примеры. Сегодня популярно направление Retrowave, ностальгия по популярной культуре 80-х, аналоговым синтезаторам. Сам играю, в том числе на синтезаторе, и симпатизирую движению, но важно, что в данном случае увлечены, в основном, люди до 30-35 лет, которые в сознательном возрасте не жили в 80-е, не видели реальности того времени. Причем люди вдохновляются, в основном, не отечественными, советскими 80-ми, а образом этого периода, который сформировался у них по западным фильмам и музыке.
Всегда есть момент перехода из мира вещей в мир идей. Например, древний каменный наконечник стрелы вызывает у людей бурю эмоций от осознания его возраста, однако пользоваться им в реальности никто не будет. Его успешно можно насадить и охотиться и сегодня, но вы все равно на охоту возьмете ружье. Для человека прошлого этот наконечник – обычный инструмент, часть повседневности, а для вас – древний артефакт.
ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЯ АГРЕССИЕЙ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА, МОЖЕТ ВЗОРВАТЬ ЯДЕРНУЮ БОМБУ
- Какие перспективы ждут человеческую цивилизацию?
- О, конечно, я не Стивен Хокинг, чтобы делать такие прогнозы, но попробую. Мне близка его мысль – потенциальная опасность технологии, которая есть у человека, несоизмерима с общим уровнем его социальной и интеллектуальной организации. Проблема человека в том, что он по своим поведенческим мотивам не изменился с палеолита, и те проявления, которые помогали нам выживать тогда, сейчас губительны. Человек, обладая животной агрессией, имеет возможность взорвать ядерную боеголовку, и это, возможно, самая большая проблема человечества...
На мой взгляд, здесь есть три варианта исхода. Первый – мы уничтожим сами себя. Второй – произойдет постапокалипсис с откатом в развитии. Третий вариант – человек изучит себя, осознает особенности истории своего развития, и это позволит ему сосуществовать долго.
Беседовал Сергей Боровинских,
фото из группы Центра исторических проектов «Археос»
и со страницы Ивана Семьяна в социальной сети